Как стало известно ИД»Коммерсантъ», A-Pressen станет единственным владельцем газетной типографии»Проф-медиа Принт», выкупив за $25 млн. 35-процентный пакет акций у холдинга»Проф-медиа». Инвестиции в газетное производство могут оказаться рискованными из-за низкой рентабельности газетных типографий: в прошлом году она составила 3-5%.
В ближайшие дни норвежская компания A-Pressen, владеющая 65% расположенной в подмосковном Долгопрудном типографии»Проф-медиа Принт», завершит сделку по приобретению оставшегося пакета акций компании у холдинга»Проф-медиа», рассказал ИД»Коммерсантъ» источник, близкий к сделке. Ранее представители A-Pressen подтверждали ИД»Коммерсантъ» заинтересованность в приобретении доли»Проф-медиа» в типографии.
Гендиректор восточноевропейского подразделения A-Pressen Эйрик Богснес отказался от комментариев. В пресс-службе»Проф-медиа» также отказались от комментариев.
Для участников рынка информация о сделке не стала новостью.»Для»Проф-медиа», продавшего все свои газеты, типография – непрофильный актив. А A-Pressen планировала сосредоточиться как раз на газетном производстве (в 2007 году норвежцы продали 25 плюс 1 акция ИД»Комсомольская правда» и доли в региональных газетах»Призыв» и»Нижегородский рабочий».—»Ъ»)»,— говорит гендиректор ИД»Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин.
Компания»Проф-медиа Принт» создана в 2001 году для печати газет»Проф-медиа» и других издателей. Расположена в городе Долгопрудном, где ей принадлежит участок земли площадью 1,5 га. Выручка в 2007 году оценивается в 800 млн. руб.
Медиаконцерн A-Pressen — один из крупнейших в Норвегии. Владеет 52 газетами, 30 радиостанциями, 8 телеканалами, 48 порталами, а также типографиями и другими активами в Европе. Выручка в 2007 году составила около $820 млн. Совладелец типографий в Челябинске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Екатеринбурге, еще одну строит в Краснодаре. Доход от типографского бизнеса в России в 2007 году – около $63,4 млн. (+26%).
За последние два года стоимость пакета»Проф-медиа» в типографии выросла более чем вдвое. В 2006-м руководство компании оценило стоимость 35%»Проф-медиа Принт» в $10 млн. Источники, близкие к сделке, говорят, что A-Pressen заплатила за пакет около $25 млн. с учетом стоимости земельного участка. Гендиректор»Гео Девелопмент» Максим Лещев оценивает 1,5 га земли в Долгопрудном в $2,4-2,7 млн. По оценкам экспертов, объем московского рынка производства газет в 2007 году составил около 8 млрд. руб. при росте в 7-10%. Больше 60% рынка занимают типографии группы»Промсвязькапитал» —»Медиа пресса» и»Экстра М», а на»Проф-медиа Принт» приходится примерно 20%.
Инвестиция в газетное производство в России может оказаться рискованной из-за невысокой рентабельности этого бизнеса. По данным экспертов, в 2007 году она составила порядка 3-5%. Основная причина низкой рентабельности — высокая стоимость газетной бумаги на внутреннем рынке. По данным»Московского полиграфического союза», из 2 млн. тонн газетной бумаги, объема, на который рассчитаны мощности комбинатов, 70% идет на экспорт.»15-процентная пошлина на ввоз газетной бумаги формирует ее стоимость на внутреннем рынке, делая цену газетной бумаги в России выше мировой. Чтобы компенсировать свои затраты, производители бумаги ЦБК постоянно повышают цену на российскую бумагу внутри страны, и она приближается к стоимости более качественной бумаги из Китая и Финляндии,— говорит исполнительный директор»Московского полиграфического союза» Ирина Мальцева.— А типографии закладывают цену бумаги себе в себестоимость, чтобы сохранить заказчиков в условиях конкуренции с западными предприятиями».
Ольга Ъ-Гончарова, Халиль Ъ-Аминов