Интервью ведет Эльвира Оверченко:
— Сегодня мы поговорим о полиграфическом рынке Амурской области а также мне очень хочется поговорить о том, как человек находит дело своей жизни и о том, как можно состояться в жизни. Фирма, которой ты руководишь, является одним из лидеров на амурском рынке. Вы начинали семь лет назад. С чего?
— Была только идея и желание работать.
— Перед нашей встречей ты провел экскурсию по цехам. Большое производство, много станков, все работает. Ты родился полиграфистом, и дядюшка оставил тебе в наследство типографию и капитал?
— Нет, это не так. Может быть, мое увлечение было обусловлено генами – когда я порылся в своей родословной, выяснил, что мои родители познакомились в типографии № 1. Мама была печатником высокой печати, а папа был водителем. Потом они работали в другом месте. Не знаю, как это передалось мне.
— Ты не собирался работать печатником?
— Вообще не собирался.
— Кем ты хотел быть?
— В ФСБ хотел служить.
— Как тебя занесло в полиграфию, как родилась такая идея?
— Эта идея родилась в бане. У меня был один товарищ, который уже занимался предпринимательской деятельностью. Он рассказал о том, что очень сложно и долго распечатать накладные, нужные ему для производства. Я удивился: «Неужели есть такая проблема?», на что он ответил, что такая проблема действительно существует. Я предложил ему решить эту проблему, тем более, что у нас под боком есть старая заброшенная типография. Ее можно реанимировать и работать. На следующий день я пошел к директору этого заведения, реанимировали станки, начали брать заказы на товарные чеки, на приходные бланки, на кассовые ордера. Так все и началось.
— Как получилось, что идея дала результаты и стала делом твоей жизни? Ведь бывают люди, которые всю жизнь грезят и живут несбыточными мечтами и том, что у него когда-нибудь будет магазин элитных сигар или еще чего-нибудь. Но это так и остается идеей, никак не воплощается и человек страдает. В чем секрет, что нужно для того, чтобы мечта осуществилась?
— Я сталкивался с такими людьми, которые всегда ждут чего-то – вот-вот, и что-то должно случиться. Я думаю, что не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Надо вооружаться и шагать вперед, не оглядываясь назад, не обращая внимания на препятствия, которые могут тебя сломить. Надо делать дело.
— Выгодно ли заниматься полиграфией в Амурской области?
— Полиграфия – это древний способ заработать деньги. Как сказал Федор Первопечатник, печать – это лучшее средство коммуникации. Так было, есть и будет. Люди читали и будут читать, а на каком носителе, это уже другой вопрос. Проблема в другом. В том, что у нас жесткая конкуренция, у нас за рекой есть другое государство, и, наверное, ни один город в России не испытывает такую конкурентную борьбу, как Благовещенск.
— Полиграфией заниматься выгодно, но было бы еще выгоднее, если бы не было китайского соседа? Почему заказы уходят в Китай? Все дело в цене?
— Да, все упирается в цены. Проблема в том, что в Китае не существует налога на бумагу, на ввозимый товар. У нас существует 15 % налог. Это именно тот дисконт и 18 % НДС определяют конечную стоимость продукта.
— Именно поэтому в Китае печатают дешевле. Мы ничего не можем с этим поделать?
— Этот вопрос может решаться только на уровне правительства.
— Конкуренция – это и хорошо, и плохо. Конкуренты не дают стоять на месте и учат просчитывать будущее вперед на несколько шагов. Есть ли у вас конкуренты в других регионах России? Есть ли заказчики, считающие, что в Благовещенске ничего хорошего напечатать не смогут, сталкивался ли ты с таким мнением?
— Сталкивался. Просто люди не знают о том, какие возможности есть в Благовещенске. Есть компании, заводы, фабрики, которые завозят хорошее оборудование, которое может печатать такие вещи, которые раньше печатались только в западной части России. Сейчас печатать практически любые заказы можно здесь, в Благовещенске.
— Откуда в заказчиках недоверие к нашим, местным фирмам?
— Как правило, организации, которые к нам приходят, работают с нами в первый раз, спрашивают: «Вы же в Хабаровске работаете? Или вы в Китае все заказываете?» Мы предлагаем показать им нашу фабрику, показать им наши возможности. Люди порой не знают, что в Благовещенске есть дорогое оборудование, на котором можно выполнять заказы.
— В этом отношении Благовещенск – продвинутый город?
— Я думаю, да. Я поездил по России, смотрел разные интернет-сайты. Даже о нас пишут, что на Дальнем Востоке появились «светлячки новых технологий». Есть перспектива, потенциал. Наша типография единственная на Дальнем Востоке, имеющая оборудование XXI века. Нам пришло приглашение из Японии, и мы поедем туда на инсталляцию, учиться, смотреть на новые разработки. О нас знает Запад, знают другие страны, но наше, местное общество мало знает о наших возможностях.
— Ты азартный человек?
— Да.
— Было ли такое, что придумал что-нибудь, но не попал, не получилось – и прогорел?
— Сложно сказать. Я всегда считаю так, что все, что ни делается – к лучшему. Если не попал, значит, не это было не нужно.
— Можно, я сделаю то, чего ты не велел делать? Я вытащу твою визитку. Эта визитка такая блестящая, такая красивая и тяжелая и практически золотая. Это признак «крутизны» или обязательное условие для человека, возглавляющего такую большую полиграфическую фирму?
— Можно сказать, что это плод наших трудов. Знак того, что делать можем.
— Еще у кого-то в городе есть такие визитки? Или это эксклюзив?
— Кто бы мог это делать?
— Нет, те, у кого есть такие визитки.
— Есть, конечно.
— Что положено иметь уважающей себя фирме? Начиная свое дело, многие озадачиваются таким вопросом.
— Первое, что должен иметь любой человек, который представляет свою фирму, это визитка, визитная карточка. Другое заявление о себе – носитель фирменного логотипа. Это может быть блокнот, ежедневник, ручка. Наличие таких вещей говорит о том, что человек представляет не фирму-однодневку, а заявляет о себе громко. Как правило, компании, организованные на один месяц, не считают нужным тратиться на такие вещи.