Главная » Интервью » Полиграфический Урал – рецепты выживания
   

Полиграфический Урал – рецепты выживания

16.12.2008



Пик кризиса в полиграфической отрасли еще впереди, уверены руководители уральских типографий. Но отмечая это, большинство из них, чей бизнес пережил кризис 98 года, подчеркивают: тогда все было намного серьезнее, и полученный опыт поможет пережить и нынешний.

Сокращение объемов производства печатной продукции вместе с нарастающим дефицитом сырья и увеличением дебиторской задолженности ставит предприятия полиграфической отрасли на грань выживания. Обычно последние месяцы года полиграфисты работают в режиме аврала: идет вал предновогодних заказов — реклама, имиджевая, сувенирная праздничная продукция, увеличиваются тиражи периодики и книг. Однако экономический кризис, затронувший реальные секторы экономики, изменил планы большинства типографий на конец этого года и скорректирует их как минимум на весь следующий.

2 декабря в Екатеринбурге по инициативе Уральского полиграфического союза состоялась внеочередная встреча руководителей типографий Поволжья, Урала и Западной Сибири.

Крутое пике
Полиграфический бизнес в условиях нестабильной экономической ситуации столкнулся с тремя видами рисков. Первый — в октябре — ноябре существенно снизились объемы производства. Сильнее всего пострадали типографии, специализирующиеся на рекламной продукции: падение составило от 60 до 90%. Производство журналов сократилось на 20 — 35%, газет — на 10 — 15%.
— Большая часть производимой нами продукции — журналы. А так как они сейчас находятся в сложной финансовой ситуации из-за нехватки рекламы, которая формирует их бюджеты, издатели сокращают тиражи и уменьшают количество полос.
В результате общее падение объемов производства в октябре на нашем предприятии составило порядка 15%, в ноябре — 25%, — рассказывает генеральный директор печатного дома «Формат» (Екатеринбург) Андрей Попов. — Опасение вызывает и то, что до сих пор не проведены тендеры, не размещены бюджеты, договоры по которым заключались обычно в ноябре. По самому оптимистичному сценарию, мы увидим их только в январе — феврале.
В меньшей степени снижение объемов производства коснулось книг. Директор по экономике типографии «Уральский рабочий» (Екатеринбург) Ольга Гороховская:
— В октябре и ноябре падения объемов производства мы практически не наблюдали. В декабре сократилось число заказов по книгам в твердом переплете и мелкопечатной продукции. В первом квартале следующего года прогнозируется дальнейшее сокращение книжных заказов.
Вторая проблема, набирающая обороты, — нехватка сырья, связанная с финансовыми проблемами поставщиков бумаги.
— Что такое оптовик бумаги? Это человек, который мог взять кредит, например, в Финляндии под вывоз финской бумаги, — описывает процесс генеральный директор типографии «Белая река» (Уфа) Олег Лищенко. — До сих пор он спокойно кредитовался и обеспечивал бесперебойную поставку сырья в Россию. И крупным оптовиком был не тот, у кого было много собственных денег, а тот, кто смог организовать структуру, обеспечивающую крупные поставки. Но в сложных финансовых условиях перепродавцам перестали давать кредиты, а собственных средств у большинства не оказалось. В итоге первостепенная задача, которая встала перед перекупщиками-поставщиками — погашение существующих кредитов. Закупка новых партий у производителей отошла на второй план. Ею занимаются только те, у кого есть свободные деньги, а таких немного. И кризис сырья только начинается. Сегодня я вынужден отказываться от серьезных заказов, потому что не могу гарантировать поставку необходимого объема материалов.
Усугубляет сырьевую проблему и то, что на волне финансового роста большинство типографий провело техническое перевооружение. Это позволило, с одной стороны, увеличить объемы производства, повысить скорость и качество производимой продукции. А с другой — заставило предприятия использовать исключительно высококачественное сырье, как правило, европейское.
Третья группа рисков — нехватка оборотных средств. До сих пор большинство предприятий отрасли работали без финансовой подушки: дебиторская задолженность заказчиков шла на погашение кредиторской — поставщикам сырья. Однако как только у последних стали возникать проблемы с кредитованием, а первые начали затягивать сроки платежей, многие полиграфисты столкнулись с серьезными финансовыми проблемами.
— До сих пор оборотные средства небольших типографий формировали исключительно поставщики сырья, готовые поставлять товар в рассрочку. Мы все находились в цепочке кредиторов и дебиторов. И когда одно из этих звеньев сломалось, система начала давать сбои. Типографии, которые сумеют сегодня найти новые источники пополнения оборотных средств, станут самостоятельными звеньями, их финансовая политика в меньшей степени будет зависеть от положения поставщиков и покупателей», — подчеркивает Олег Лищенко.
Пока дебиторка в типографиях региона составляет от 5 до 30% оборота. Безнадежная, по признанию полиграфистов, — 5 — 10%. Однако в будущем году могут возникнуть существенные проблемы с возвратом даже небольших долгов.
— Если сегодняшняя дебиторская задолженность не будет возвращена до конца года, к февралю я могу потерять по ней до 30%: компании-должники просто перестанут существовать, — считает руководитель ИПЦ «Экспресс» (Тюмень) Сергей Малмыгин.

Сгруппироваться
Чтобы с минимальными потерями пережить смутное время, типографиям необходимо сократить расходы и постараться удержать финансовое равновесие между кредиторской и дебиторской задолженностью.
Пока большинство типографий минимизируют расходы за счет персонала: штаты урезаются от 4 до 30%. Однако, как отмечают полиграфисты, расходы на зарплату составляют в бюджете относительно небольшую долю, порядка 15 — 20%, а затраты на сырье — от 40% (в периодике) до 80% (выпуск товарных этикеток). «Основная составляющая издержек — стоимость бумаги. При сохранении цен на сырье любые сокращения бюджетов за счет увольнения персонала будут бессмысленными», — подчеркивает президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок.
Для уменьшения затрат на закупку сырья некоторые полиграфисты стараются обеспечить поставщикам предоплату, чтобы рассчитывать на скидки и бонусы. Еще один способ — объединяться для формирования крупных заказов и обращаться с ними напрямую к производителям бумаги. Эти меры участники рынка способны принимать самостоятельно. Однако надеются они и на помощь государства:
— Снижение таможенных пошлин на ввозимую в страну из-за рубежа бумагу могло бы существенно снизить ее конечную стоимость для отечественных полиграфистов, — подчеркивает Андрей Попов. — Сегодня мы сталкиваемся даже не с демпингом производителей других стран, главным образом Китая и Белоруссии, а с неравными экономическими условиями функционирования бизнеса. Сырье в Прибалтике на 36% дешевле, чем у нас. Поэтому для части клиентов выгоднее печататься за границей.
Чтобы обеспечить финансовую стабильность, полиграфисты намерены пересматривать требования к заказчикам. В первую очередь — перейти на 100−процентную предоплату и обмениваться внутри сообщества информацией о недобросовестных клиентах. «Во время кризиса лучше снизить цену, но ужесточить дисциплину, отказаться от рассрочки оплаты услуг», — подчеркивает Олег Лищенко. «Я с октября всем своим заказчикам говорю, что нужна предоплата. Они мне: “А мы в Екатеринбург уедем, там будем печатать продукцию”. Но в основном уходят те, у кого денег нет, и не предвидится.
А те, у кого стабильное финансовое положение, готовы работать на таких условиях», — рассказывает директор типографии «Репринт» (Нижний Тагил) Владимир Ермаков.
При этом руководители типографий понимают: их клиент — бизнес любого масштаба — сейчас сам находится в сложных экономических условиях. Поэтому в некоторых случаях они готовы пойти на уступки: «Если заказчик постоянный, обеспечивающий высокую загруженность нашего производства, приходит, объясняет причины задержки оплаты, мы готовы пойти ему на уступки и продолжать сотрудничество на условиях рассрочки платежей», — подчеркивает Ольга Гороховская.
Пик кризиса в полиграфической отрасли еще впереди. Вероятнее всего, он придется на середину — вторую половину будущего года. «Следующий год весь будет кризисным, — прогнозирует Олег Лищенко. — Проблемы с сырьем будут только нарастать. И даже если в марте — апреле удастся завезти бумагу в страну, на склады, до регионов она дойдет только к лету. А это традиционно мертвый сезон для полиграфистов, и ждать положительной динамики не имеет смысла». По самым оптимистичным прогнозам, типографии региона вернутся к объемам производства первого полугодия-2008 только к ноябрю — декабрю 2009 года, по пессимистичным — не раньше 2011−го. Но отмечая это, большинство руководителей предприятий полиграфической отрасли, чей бизнес пережил кризис 1998 года, подчеркивают: десять лет назад все было намного серьезнее, и полученный тогда опыт поможет пережить и нынешний кризис. По крайней мере, тем, кто не брал на себя слишком больших рисков и вкладывался в технологии управления и производств.

Евгения Еремина, корреспондент журнала «Эксперт Урал»





   
магазин телевизоров в Москвеспособы борбы и уничтожения вредителей
Прямой эфир

Главные новости от RuPrint.Ru (пример)


    Объявления

    Календарь
    Декабрь 2008
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031  


    Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
    Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.


     
    escort bayan çankaya escort ankara