Мнение об отсутствии перспектив катастрофы на медийном рынке заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Геннадий Кудий высказал на конференции представителей региональных СМИ. Конференция»Укрепление экономической устойчивости региональных СМИ» была организована аппаратом представителя президента РФ в Центральном федеральном округе и проходила 2 апреля в ИТАР-ТАСС.
По словам представителя Роспечати,»по итогам 2008 года в настоящее время в России зарегистрировано свыше 27 тысяч газет и еженедельников, порядка 20 тысяч журналов, тираж которых составляет 7,8 млрд. и 2,1 млрд. экземпляров, соответственно». При этом Кудий уточнил, что речь в данном случае идет лишь о зарегистрированных изданиях, на самом же деле»издается немного меньше». Кроме того, сообщил он, в прошлом году в стране было выпушено 123 336 наименований книг, общим тиражом 760,4 млн. экземпляров. Это»при пересчете на душу населения» позволило России приблизиться к среднеевропейским стандартам», утверждает Кудий.
По данным Роспечати,»объем рынка печатных СМИ в 2008 году составил 131,2 млрд. рублей, а книжного рынка – 117 млрд. рублей».»Ежегодный рост этих рынков, начиная с 2000 года, составлял от 14 до 20 процентов», – уточнил Кудий.»Количество работающих в области печатных СМИ и смежных областей составляет в настоящий момент около 2 млн. человек», — добавил он.
Оценивая итоги работы рынка СМИ за три месяца текущего года, Кудий отметил, что»с началом кризиса общая динамика и капитализация этого рынка все-таки снизились». По его мнению, в 2009-2010 годах рынок печатной прессы сократится,»на нем будет труднее работать, и рекламная составляющая будет скромнее». По словам Кудия, наиболее сильно уже пострадали от кризиса ежедневные газеты –»ряд из них просто закрылись».»Закрываются также и»гламурные» журналы из-за нехватки рекламных средств, так как иностранные рекламодатели уходят с российского рынка и особенно те, кто давал большой объем рекламы автомобилей, электроники и бытовой техники», – сказал он.»Но обвала /на рынке прессы/ не произойдет, и в пользу этого говорит тот факт, что с начала года число открытых новых изданий и сайтов превышает закрытые», — заявил чиновник.
Участники конференции из регионов утверждают, что»кризис пока не оказал сильного воздействия на газеты и журналы». Так, руководитель управления по делам печати и средств массой коммуникации Воронежской области Иван Щелоков отмечает, что»падение рекламных поступлений действительно произошло, в частности, за счет сетевых компаний».»Но кардинального ощущения кризиса мы не испытываем – пока подписка идет на уровне прошлого года», – заявил он.
В свою очередь, исполнительный директор Верхневолжской ассоциации периодической печати, объединяющей 42 районные газеты Тверской области, Галина Титова также отметила, что»подписка на наши издания не упала, и не будет падать».»Их выписывают из поколения в поколение и это единственный источник информации в районах и деревнях. К тому же редакции держат минимальные цены, доступные для их читателей», – пояснила она. В то же время, признала она,»проблема возникла у учредителей районных газет – местных органов власти».»Столкнувшись с уменьшением поступлений в свои бюджеты, они требуют от газет сокращения расходов и штатов», – заявила Титова.