Follow ruprintru on Twitter  

 
   
Главная » Материалы » Снижаем обороты
   

Снижаем обороты

3 июля 2009   Комментарии (0)    



Данные исследований состояния дел в полиграфической индустрии с момента начала кризиса неутешительны – многие бумажные фабрики и типографии ощутили на себе серьезное снижение продаж. Пришло время переориентировать бизнес? Мнение «Частного Корреспондента».

Нынешнюю ситуацию на медийном рынке можно, пожалуй, сравнить с положением в английской промышленности начала XIX столетия. Рабочим, привыкшим из века в век ткать и вязать вручную, пришлось тогда немало натерпеться из-за внедрения в оборот предприятий ткацких станков. Британцы, особо активно протестовавшие против нововведения, вошли в историю как луддиты — и их подрывную деятельность теперь изучают в школах.

Сегодня мир поставлен перед фактом: на смену бумажной прессе приходит электронная, и процесс этот так же необратим, как замена ручного труда машинным. Смену вех ускорил кризис: он научил всех считать деньги и тратить их лишь на самое насущное. Подписка на газету или журнал, а уж тем более на несколько газет и журналов, в перечень этого насущного, как правило, не попадает. Дешевле и удобнее читать новости и аналитику в онлайне.

Тенденцию уловил и рекламодатель. Так, например, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), если в целом отечественный рекламный рынок по итогам первого квартала упал на 29% (с 58-59 млрд до 41,5-42,5 млрд рублей), а в сегменте печатной прессы – на все 42%, то интернет потерял лишь 15%.

Снижение продаж и резкий отток рекламных средств неминуемо привели к падению доходов печатных СМИ. Согласно прогнозу компании PricewaterhouseCoopers «Всемирная индустрия развлечений и медиа – 2009-2013» (Global Entertainment and Media Outlook 2009-2013), в текущем году глобальный медийный рынок упадет на 11,5%. Российские печатные СМИ будут терять выручку еще быстрее – в этом году они заработают на 18% меньше, чем в прошлом (журналы – 1,35 млрд долларов против 1,65 млрд, газеты – 466 млн долларов против 565 млн). Авторы доклада при этом прямо говорят: на потери в равной степени влияет как кризис, так и отток читательской аудитории в интернет.

Схожими темпами теряют в доходах и промышленные группы, занимающиеся производством бумаги для газет и журналов. По данным CEPIPRINT, Европейской ассоциации производителей газетной бумаги, объединяющей больше полусотни крупнейших компаний в отрасли, в первом квартале спрос на газетную бумагу в Европе упал на 15,6% и достиг 537 тыс тонн.

Еще хуже обстоят дела на рынке бумаги мелованной. CEPIFINE, Европейская ассоциация производителей высокосортных бумаг, рапортует о том, что продажи ее продукции в первом квартале 2009-го сократились на 27,3%.

Reuters пишет о серьезных проблемах норвежского бумажного гиганта Norske Skog. Компания, основанная лесопромышленниками Норвегии, за полвека сумела стать ведущим мировым производителем газетной и журнальной бумаги. На 16 заводах в Европе, Южной Америке, Австралии и Азии работают 6,5 тыс человек. В ближайшее время 600 из них (порядка 9% от общего числа) будут уволены – и это лишь одна из мер по оптимизации производства.
В марте 2009 года Norske Skog остановила свою европейскую фабрику Saugbrugs, имеющую суммарную годовую мощность в 550 тыс тонн бумаги. А в апреле – завод Parenco, ежегодно поставлявший на рынок 225 тыс тонн продукции. На днях было принято решение о том, что остановка эта затянется на неопределенный срок. Но и этого оказывается недостаточно, чтобы удержаться на плаву.
Сейчас компания проводит исследование целесообразности строительства новой линии по производству беленой бумаги на заводе Skogn. Проект был одобрен давно, но денег на его реализацию, похоже, не хватит. Всего в 2009 году концерн сократит объем производства на предприятиях в Европе еще на 200 тыс тонн и должен будет снизить капитальные затраты как минимум на полмиллиарда крон (порядка 80 млн долларов). На 20% вынужденно сократятся расходы головного офиса предприятия. Учитывая, что на протяжении последних шести лет бумажная промышленность стабильно росла и экономить не приходилось, придумывать способы урезать расходы оказывается вдвойне сложнее.

Американцам и канадцам проблемы европейцев тоже близки и понятны – в Северной Америке продажи газетной бумаги упали на 44%, и это самое серьезное снижение со времен Великой депрессии. Промышленники, которым негде хранить складские остатки, идут на небывалые уступки и готовы предоставлять издателям существенные скидки, но и это не спасает производственные мощности от простоя.

Впрочем, в России ситуация не лучше – громадные потери несет ОАО «Кондопога». Убытки комбината, производящего львиную долю (57%) газетной бумаги в стране, по итогам первого квартала, согласно данным портала Lesprom.ru, составили четверть миллиарда рублей. Для сравнения: в первом квартале минувшего года комбинат принес прибыль в 2,267 млн рублей. Из-за кризиса «Кондопога» испытывает серьезную нехватку долгосрочных кредитов и уже оказалась вынуждена приостановить реализацию нескольких важных проектов, в том числе давно запланированное строительство ТЭЦ. Проблемы на градообразующем предприятии на собственном кошельке ощущает едва ли не каждая семья в карельской столице.

На убыль пошли и показатели балахнинского ОАО «Волга», второго по масштабам в стране целлюлозно-бумажного комбината. Прошлый год стал для него рекордным за всю историю – предприятие произвело 568,4 тыс тонн газетной бумаги, больше половины отправив на экспорт. В 2009-м же показатели поползли вниз. Пока лишь на 3,5%, но в течение года комбинат ждет дальнейшее снижение производства.

Снижают обороты и газетно-журнальные типографии. По данным опроса, проведенного Аналитическим центром полиграфии, у 20% компаний этого направления за год загрузка упала вдвое, и лишь 40% пока не ощутили на себе дыхания кризиса. Среди популярных мер, предпринимаемых руководством, чтобы остаться на плаву, – переход на дешевые расходные материалы, максимально возможные скидки клиентам и сокращение затрат на персонал. 35% типографий готовы в кризис работать без прибыли, лишь бы не пришлось останавливать производственные мощности, – это обходится слишком дорого.

Картина на данный момент вырисовывается вполне однозначная: если не произойдет чуда и рекламодатель с потребителем резко не изменят стратегию и не вернутся из интернета на рынок прессы, доходы бумажной и печатной промышленности вверх не пойдут. А сокращения производственных мощностей и штата сотрудников будут иметь эффект лишь до определенного предела, и этот предел уже близок. За критической чертой производство просто перестанет быть рентабельным. Что будет дальше – пока непонятно, но, исходя из исторических параллелей, сам собой напрашивается вывод.

Английские ткачи-луддиты, вдоволь повоевав со станками и отчаявшись остановить прогресс, отправились изучать их устройство и приспосабливаться к работе в новых, изменившихся условиях. Похоже, производителям газетной и журнальной бумаги рано или поздно придется принять некое подобное решение и переориентировать свой бизнес на нечто в большей степени соответствующее духу цифровой эпохи. Впрочем, надеяться на чудо никогда не поздно.

Диана Ширяева


Источник: Частный Корреспондент

   

Прямой эфир

Главные новости от RuPrint.Ru (пример)

Популярное

Календарь
«    Июль 2009    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 



Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.