Как стало известно газете»КоммерсантЪ», акционер компании»Медиа 3″ группа»Промсвязькапитал» (ПСК) планирует продать целый ряд медийных активов, среди которых типографии»Экстра М»,»Медиа-Пресса», а также дистрибуционная компания»Ариа-АиФ», включающую московскую розничную сеть»АиФ-пресс»,»Метропресс-Спб» в Санкт-Петербурге, МОП»Союзпечать» и»Роспечать-Челябинск». Об этом»Коммерсанту» рассказали сразу несколько участников издательского рынка. По словам одного из собеседников»Коммерсанта», в качестве финансового консультанта сделки ПСК уже нанял банк Morgan Stanley. В презентации банка, направленной в одну из медиакомпаний (копия есть у»Коммерсанта»), говорится, что»Медиа 3″ приняла решение о»концентрации деятельности на развитии своих печатных СМИ и интернет-ресурсов и продаже определенных непрофильных активов, включая активы, связанные с дистрибуцией, розничной продажей печатных СМИ и полиграфическими услугами в России». Продажа активов будет проводиться путем аукциона, следует из письма. Источники, близкие к Morgan Stanley и ПСК, подтвердили достоверность письма, а также то, что банк является финансовым консультантом по сделке. Официальный представитель банка Владимир Тумаркин и директор по связям с общественностью»Медиа 3″ Александр Горюнов отказались от комментариев. Директор по связям с общественностью ПСК Дарья Литвина сказала, что компания»находится в постоянном режиме проведения рыночной оценки активов, в том числе в отношении поиска инвесторов для них».
ЗАО»Медиа 3″ создано в 2007 году для управления медиаактивами группы ПСК, которая контролируется братьями Дмитрием и Алексеем Ананьевыми. Помимо типографий и киосковых сетей развивает газеты»Аргументы и факты»,»Труд»,»Экстра М»,»Центр плюс», а также интернет-проекты Homepage.ru, aif.ru, trud.ru. По данным компании, оборот активов под управлением»Медиа 3″ составляет более 13,9 млрд руб. в 2008 году.
В презентации банка Morgan Stanley говорится, что в 2007 году компания занимала до 9% издательского рынка по тиражам, а в 2008 году – 4,1% рынка рекламы в прессе. В структуре доходов»Медиа 3″ выручка от типографий составляет 23%, а от дистрибуции – 43%.Типография»Медиа-Пресса» занимает до 30% рынка печати ежедневных газет в Москве и области. А»Экстра М» занимает 46% рынка печати ежедневных газет в Москве и области.
Главный редактор»Московского комсомольца» Павел Гусев считает, что, к примеру, для типографии»Экстра М» оценка в $50-60 млн была бы справедливой. Два топ-менеджера крупных издательских компаний оценили докризисную стоимость типографий и дистрибуции»Медиа 3″ в ?150-250 млн. В презентации Morgan Stanley говорится, что типографии заработали в 2008 году $129 млн, на конец февраля этого года долг составил $65 млн. Дистрибуционные компании заработали $243 млн. А их долг, по данным на конец февраля 2009 года, составил $18 млн.
Гендиректор издательского дома»Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин считает, что как типографии, так и киосковая сеть затратные и низкорентабельные виды бизнеса.»Рентабельность киосковых сетей я бы оценил не более чем в 15%, а газетных типографий в кризис – в 5-6%, – поясняет он. – При этом в кризис количество заказов, полосность и тираж газет снизились, что привело к падению объема производства типографий. А у дистрибуторов увеличилась дебиторская задолженность, и с 1 января закон обязал их перейти с ЕНВД на классическую систему налогообложения, что существенно увеличило их затраты». В презентации говорится, что рынок полиграфических услуг в России в 2008 году вырос на 9%, до $7,8 млрд. Гендиректор компании»Прайм принт Москва» Людмила Пименова считает, что по итогам этого года он покажет падение в 15%.
Ольга Гончарова