Тираж такого детища самый маленький – всего 20 экземпляров. Зато участвовать в авантюре может любой желающий.
«Представьте себе, что у вас есть 24 часа, группа людей (копирайтеры, дизайнеры, фотографы…) и куча энтузиазма. И со всем этим вам нужно сделать журнал. Не более чем за 24 часа. За это время вы придумываете концепт номера, делаете материалы, иллюстрации, дизайн-макет, верстку и через 24 часа имеете на флешке готовый к печати журнал о 48 страницах», – написал не так давно у себя в блоге пермяк Сергей Якупов. Все остальное, говорит он, – стопроцентный экспромт и вдохновение.
Якупов подсмотрел эту идею у бельгийцев. Это они придумали 24 Hour Magazine. Разные моменты создания журнала бельгийцы увековечили на сайте проекта – есть там и видео, и тексты, и рассказы о том, что «хотелось бы уже поспать». Но последняя запись: «We made it!» То есть все-таки удалось.
Пермяки за бельгийцами
«Я получил рассылку одного сайта, где сообщалось об этом бельгийском проекте, – рассказывает мне Сергей Якупов (когда мы говорили, он на самом деле еще только проснулся после 24-часового марафона). – И сразу подумал: а почему бы не сделать такое в Перми? Ведь мы тоже не хуже. У нас есть все ресурсы. Тем более что из ресурсов нам нужны были лишь люди, которые разделяют эту идею».
«Мне было просто интересно», – рассказывает бизнесмен и издатель из Соликамска Армен Петросян. Примерно месяц назад он тоже обратил внимание на этот бельгийский проект и захотел повторить подобный опыт в России. Так их стало уже двое – 30-летний Сергей и 43-летний Армен.
Ближе к делу набралось 17 человек. А это уже команда. «Авантюристы!» – говорят они. Почти никто раньше не был знаком друг с другом, большинство общались между собой только по интернету, в ЖЖ. И мало кто из этих людей вообще прежде имел реальный опыт создания полноценного журнала. «У меня только был небольшой, – говорит Сергей, – у нашего литературного редактора, у Армена Петросяна, конечно… У Саши Бережного – он арт-директор одного пермского журнала, но он не все время с нами был, а только креативную часть».
Фан или пропал?
Остальные в буквальном смысле слова начинали с чистого листа. Профессионалы, наверное, должны поморщиться. Журнал за 24 часа – это моветон, фан или пропал?
Самая первая запись на сайте пермского проекта «Журнал за 24 часа»: «Ищется помещение. Например, кафе или небольшой зал человек на 10–12, в котором мы смогли бы устроить штаб-квартиру на сутки…»
Флешмоб-проект стартовал в Перми 23 августа в 14:00. «Я специально поехал за 200 километров в Пермь, – признается Армен Петросян. – Сел в машину и поехал из своего Соликамска. Это способ отвлечься от ежедневной рутины и просто получить удовольствие от общения. Я хотел себя испытать».
До начала отсчета времени никто даже и не знал, каким будет журнал, о чем… «Вообще весь журнал – это срез эмоций и восприятия действительности 17 человек в определенное время в определенном месте», – говорит Сергей.
Засели в двух залах одного из местных ресторанов. Еду, кстати, приносили свою, или заказывали, или выбегали в соседние магазины. В первом помещении работала редакция, писали, творили. Во втором – отдыхали и устраивали фотосъемки.
В реальном времени в интернете рассказывали о своих шагах, выкладывали видео из редакции-ресторана: о том, как утвердили логотип, как снимали «моделей», как вернулись «с полей» Владимир и Софья.
На четырех полосах свежеиспеченного журнала позже тоже появились впечатления участников – те, с которыми их заставали в данную минуту времени: вообще все в этом проекте завязано на времени:
18:09. Игорь Демин, автор: В данную минуту думаю: а вдруг и вправду получится интересно и это будет кому-то нужно? Впечатление пока странное. Пришел сюда с одной задумкой, ухожу с другой, но она мне тоже нравится. И это удивляет.
19:31. Андрей Фарзатинов, техническая поддержка: Могу сказать, впечатления оправдывают мои ожидания. Только начало работы мне выпало скучное, потому что пришлось «обжать» около 12 проводов.
21:05. Юлия Яшницкая, дизайнер: На данный момент все здорово, но неопределенно. Пока вынашиваем наше творение.
22:01. Михаил Воскресенских, фотограф: После того как мы с Алексеем Хреновым 4 часа колесили по городу в поисках городских часов, я устал и проголодался.
23:51. Софья Джоджуа, фотограф: До утра еще жить и жить.
7:18. Мария Таранова, редактор: Непривычно тихо. Коллеги зовут на воздух – отметить утро глотком свежего воздуха.
«Мы потеряли ощущение времени»
– А жульничать не пытались? Ну, с заготовками там прийти или еще что? – снова спрашиваю Сергея Якупова.
– Не-а. А какой смысл? – отвечает участник проекта. – Все понимали чистоту эксперимента. Конечно, у каждого были свои мысли по материалам и по идее журнала, но в итоге идея родилась в обсуждении. Все писали, фотографировали, делали иллюстрации на месте.
– А самое интересное – это что?
– Самое интересное – это процесс. Было довольно бурное обсуждение идеи и темы журнала. А потом – абсолютная анархия в хорошем смысле этого слова. Все знают, что делать, делают, помогают друг другу. Никого не нужно подпинывать. Да, это и есть флешмоб. Тут все работали не за гонорары, а за идею.
– А что запомнилось из всего этого?
– Запомнилось, как я сильно волновался. Армен помог справиться с волнением, взял на себя рулежку мозговым штурмом.
– Ну, я просто постарше, вот и все, – говорит в свою очередь Армен Петросян. – Завели таймер, и первые полтора часа ушли на то, чтобы людей настроить.
– Кроме того, – продолжает Сергей Якупов, – запомнилась ночь, когда материалы были сданы, но мы оказались без верстальщика. Паники не было, но пришло понимание, что в итоге все будет неидеально. Просто два дизайнера не пришли в назначенное время, а с другим была договоренность только на дневную часть работы. Ну и финиш запомнился, когда уже потерялось ощущение времени. Вообще работа проходила очень интересно. Если бы кто зашел к нам в зал, то ему бы показалось, что это жуткий хаос.
Ровно через сутки, 24 августа, в 14:00 невыспавшаяся кучка энтузиастов сдала номер. «Мы успели! – радуется Сергей. – Я, когда пришел домой, лег спать… и почувствовал, что хочу еще это все испытать».
Журнал «24Ж» в PDF-формате готов.
«Думаю, мы продолжим, – заключает Армен Петросян. – На самом деле перспектива всего этого проекта и заключается в том, что он делается без денег. Мы не вкладывали в это ни копейки и сами работали не за гонорары, а просто играли. Здесь собрались люди, которые просто услышали об этом в интернете и сказали: «Я тоже хочу». Это та же самая игра, но на выходе мы получили что-то, что интересно не только самим игрокам, но и многим другим. У нас получился такой винегрет, который потом приятно вспомнить. И, кстати, не стыдно».
Армина Багдасарян