Орловская областная типография «Труд», созданная еще в 1918 году, до сих пор остается монополистом на рынке газетной продукции в регионе главным образом потому, что газетный бизнес требует дорогостоящего оборудования, которое не все компании могут себе позволить.
Издательско-полиграфической деятельностью в Орловской области занимаются свыше 120 фирм, однако собственные полиграфические мощности имеют единицы. Среди них ООО «Фолиант», созданное в 1992 году на базе типографии бывшего завода УВМ, где когда-то печатались все орловские многотиражки.
В числе ведущих игроков регионального рынка «Логрус-Принт», «Картуш», «Континент» и другие. В 2006 году китайцы открыли в Орле типографию «Новый мир», оснащенную современным полиграфическим оборудованием, и сумели потеснить конкурентов, особенно в книжном сегменте.
По данным Орелстата, в первом полугодии 2009 года сокращение объемов в полиграфической отрасли составило в среднем 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Некоторые игроки рынка называют цифры и в 20-25%. Так или иначе кризис затронул всех. «Мы уже потеряли некоторые газеты – они перестали выходить, как, например,»Орловский вестник», – говорит заместитель директора ОАО»Типография»Труд» Евгений Прозукин. – Сильно упал журнальный сегмент, да и книжная продукция сократилась тоже. В целом объемы уменьшились на 15-20% в сравнении с докризисным временем».
Примерно в тех же цифрах оценивает падение объемов и генеральный директор ООО «Фолиант» Аркадий Сытников. По его словам, до прошлого года прирост объемов в компании ежегодно составлял от 15 до 50% в зависимости от направления деятельности. Основная доля продукции компании уходит за пределы области и примерно треть – на местный рынок. А в некоторых сегментах, например, производстве знаков безопасности для строительной отрасли, «Фолиант» занимает лидирующие позиции на российском рынке. «Мы много работаем со строительным, торговым, ресторанным бизнесом. И где-то в конце прошлого года вдруг слышим от некоторых клиентов: «Знаете, мы пока подождем, не будем ничего заказывать, – рассказывает Аркадий Сытников. – В итоге отдельные направления сегодня мы свернули, по некоторым изменилась, сократилась номенклатура продаваемых изделий». Компания попыталась выйти в сегмент СМИ, став одним из учредителей журнала, и даже выпустила его первый номер. Но пока этот проект заморожен.
О снижении количества заказов, сокращении тиражей говорят и в других орловских компаниях. Однако ведущие игроки рынка настроены оптимистично и рассчитывают извлечь максимум выгоды из кризиса.
Первой реакцией на кризис в «Фолианте», как и на многих орловских предприятиях, было решение «оптимизировать» численность работающих: 40 человек предупредили о грядущем увольнении. Но вскоре от этой идеи отказались. И наоборот, сделали ставку на кадры. Но при этом дали понять: каждый должен проявить свой творческий потенциал, работать еще лучше.
Другой довольно рискованный в кризис шаг – приобретение дорогостоящей немецкой офсетной печатной машины. «Кризис заставляет жить и думать по-новому: искать внутренние резервы, новые направления в работе. А эта машина как раз и даст нам возможность развивать новое направление в полиграфии. В первую очередь с ее помощью мы намерены активнее осваивать орловский рынок», – поясняет Аркадий Сытников.
Сытников признается, что у него нет однозначного ответа на вопрос: кризис – это хорошо или плохо? Но считает, что в итоге мы станем жить лучше: «Должны появиться более качественные товары. Люди должны научиться уважать интересы других. И внутри компаний идут изменения в лучшую сторону».
«Тот, кто не обновляет оборудование, как раз и не выживет в кризис», – поддерживает коллегу Евгений Прозукин. Типография «Труд» еще в конце 2007 года приобрела китайский полиграфический комплекс, который позволил ей составить конкуренцию производителям дорогой глянцевой полиграфии. И процесс модернизации здесь намерены продолжать. В частности, уже в этом году, по словам Евгения Прозукина, планируется заключить ряд контрактов на новое оборудование. «Возможно, займемся оперативной полиграфией и тогда сможем стать типографией полного цикла, – говорит он. – Мы хотим, чтобы клиенты получали у нас все полиграфические услуги: от газет и книг до визиток и календарей».
Компания «Логрус-Принт» в конце прошлого года тоже закупила новое оборудование. «Это давно напрашивалось, и кризис нас не остановил, – говорит директор компании Виктор Карпачев. – У нас была одна из немногих сфер, в которой продукцию мы заказывали у других производителей – в Москве, Твери. По мониторингу этих заказов поняли, что есть смысл самим взять такую машину. Мы ее купили, и сейчас она работает практически весь рабочий день».
У большинства компаний – свои ниши на рынке полиграфии. Одни специализируются на книжной продукции, другие – на оперативной полиграфии и т.д. Часто компании сотрудничают друг с другом, например, совместно выпускают книги или какую-то рекламную продукцию (каждый делает то, в чем он силен).
Насколько кризис изменил расстановку сил на рынке? «В прошлом году в Орле было, насколько помню, более 120 рекламных агентств, – говорит Виктор Карпачев. – Больше половины из них представляли собой мелкие конторы, которые были в основном посредниками. Сейчас благодаря кризису большинство таких контор прекратили свое существование. И у нас стало появляться больше заказчиков».
Ведущие игроки рынка полиграфии оказались в выигрыше, потому что могут привести клиента в собственный цех, показать на месте все, что они могут делать. В итоге клиент понимает, что удобнее и выгоднее заказать все в одном месте, чем бегать по офисам посредников. Плюс ко всему – у этих компаний есть клиентская база, постоянные заказчики и репутация надежных партнеров. Таким кризис не страшен.
По словам участников рынка, цены на полиграфические услуги в регионе примерно одинаковы. «Фирмы, которые предлагают сделать что-то значительно дешевле, как правило, экономят на всем: рекламе, штате, связи, помещениях, – говорит Виктор Карпачев. – Но за эти деньги клиент получает и соответствующее качество продукции».
Между тем цены на полиграфические услуги растут. «Это неизбежно, потому что растут цены на материалы, – поясняет Аркадий Сытников. – У нас в стране нет качественной бумаги – ее мы привозим из Финляндии и Германии. А импорт обходится все дороже».
«До конца года цены на полиграфию повысятся, – прогнозирует Евгений Прозукин, – но не у нас. И это наше конкурентное преимущество. Мы будем выживать за счет дополнительной загрузки мощностей. Сейчас они загружены до 80% – в кризис это неплохо».