Учебники, научные брошюры, энциклопедии, словари, сказки для детей, книги по истории, живописи, культуре – вот далеко не полный перечень ассортимента продукции Тверских Полиграфкомбината и Полиграфкомбината детской литературы, на долю которых приходится более четверти книжного рынка России. С недавнего времени к ним добавилось и еще одно звено – ЗАО «Издательско-полиграфический комплекс «Парето-Принт». Не многовато ли для одного города столько полиграфистов, и не отбирают ли они хлеб друг у друга?
По оценкам экспертов, ежегодно российские издательства выпускают 100 тысяч наименований изданий суммарным тиражом 400 миллионов экземпляров. По информации газеты «Коммерсантъ», в России существует дефицит полиграфических мощностей, особенно для качественной печати книг. Из-за этого часть заказов на книги с высоким качеством печати уходит за рубеж – в Словакию, Венгрию, Германию и др. А в случае черно-белой печати – это недорогие книги, и печатать их за рубежом нерентабельно. Шанс изменить ситуацию выпал Твери.
В ноябре 2007 года между администрацией Тверской области и компанией «ИПК «Парето-Принт» было подписано соглашение /2007/11/26/4125.html о строительстве на территории Верхневолжья книжной типографии, а еще через год в деталях были утверждены все аспекты сотрудничества. Общий объем инвестиций в проект запланирован в сумме 2,8 млрд рублей. Из них более 70% составляют средства МДМ-банка, выделившего ЗАО «ИПК «Парето-Принт» кредитную линию в размере 73 млн долларов сроком на 7 лет. Предполагаемые мощности – 69 млн экземпляров книг и брошюр, что займет порядка 8% российского рынка. В июле 2008 года губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин и председатель совета директоров издательской группы «Аттикус» Александр Мамут заложили символический первый камень /2008/07/11/gde-budet-pechatatsja-kazhdaja-10-aja.html в фундамент новой типографии. Событие прозвучало не только в областном масштабе – первый подобный проект за последние двадцать лет. Но тут случился кризис со всеми его драмами и проблемами, добавивший напряжения всем. И два тверских полиграфкомбината – не исключение.
Полиграфкомбинат детской литературы
Тверской полиграфкомбинат детской литературы уже 44 года среди лидеров полиграфической отрасли. Провозгласив своей миссией открытость для сотрудничества, пунктуальность и прозрачность, комбинат на протяжении десятилетий набирал вес и заказчиков, среди которых «Издательство «Просвещение», «Дрофа», «Издательство «Академкнига-учебник», «Детская литература»… более 150 издательств, заказы которых выполняло тверское предприятие. В 2008 году мощности позволили выпустить 108,5 млн экземпляров. В первом полугодии 2008 года полиграфисты ставили рекорды: рост объемов производства в сравнении с 2007 годом составил более 10%.
Но во втором полугодии 2008-го объемы покатились под гору: заказы уменьшились на 17%. В начале нынешнего года предприятие по объемам заказов просело и того больше. Сократились объемы отдельных заказов – у издательств свои проблемы. Электроэнергия заметно подорожала, и тверские полиграфисты вынуждены были поднять цены на продукцию.
Генеральный директор ОАО «Полиграфкомбинат детской литературы» Николай Жидков – не новичок в профессии и в бизнесе. В трудной ситуации искал оптимальный выход. Весной на комбинате стали кропотливо снижать издержки – пересмотрели нормы, сняли расширенные зоны, доплаты. Меры дали результат. Нынешним летом цены удалось вернуть на прежний уровень, ситуация стала выравниваться. Но перспективы ветеранов полиграфии тревожат, тем более, что «Парето-Принт» набирает силу.
«Это, конечно же, наш очень серьезный конкурент, – обозначает свою позицию Николай Александрович. – А как по-другому? Работаем на одном поле. Кроме того, «Парето» имеет возможность пригласить и наших лучших специалистов – и зарплата там выше. Но сегодня мы недозагружены. И вынуждены начать сокращения. Сейчас главная задача для предприятия – выровнять дыхание, оптимизировать процессы».
Впрочем, руководитель соглашается, что полиграфисты «Парето» пока объемы не отобрали. Жидков, как и многие руководители его ранга и его поколения, перед дилеммой: действовать жестче и сократить издержки или демонстрировать государственный подход и дальше обеспечивать социальную ответственность бизнеса – сохранить традиции, гарантии (дешевые обеды, медпункт, материальная помощь нуждающимся). Все это поможет не растерять костяк. На комбинате немало хороших специалистов и патриотов предприятия.
Разговор о главном козыре старых полиграфических предприятий – о его кадрах, профессионалах – добавляет оптимизма Николаю Александровичу, и он неожиданно говорит: «Я был на «Парето». Очень хорошее предприятие. А с точки зрения логистики – грамотное: все технологические процессы последовательны один за другим, на компактных площадях, на одном этаже. Нам бы так». И уж совсем на мажорной ноте завершает разговор: «От души желаю «Парето» успеха. У них есть возможности, чтобы на тверской земле печаталась лучшая книжная продукция».
«Парето-Принт»
Уже за первые месяцы работы новой типографии удалось вернуть заказы российских издательств из типографий Венгрии, Финляндии, Италии. А конкурировать с ведущими европейскими производствами можно только высоким качеством печати, которое достигается высокотехнологичным оборудованием. Такое оборудование у типографии есть.
Генеральный директор ЗАО «ИПК «Парето-Принт» Павел Арсеньев озвучивает миссию своего бизнеса: «Стремимся вернуть из Европы заказы российских издательств, вернуть в Тверь первоклассных полиграфистов, уехавших в девяностые в столицу. А главная цель – построить предприятие, которого достойна Тверь, которое могло бы конкурировать с ведущими европейскими типографиями».
Как миссия выполняется, можно увидеть наглядно. За южной чертой города за год много чего понастроено. Показывая новую типографию, Арсеньев суммирует: «Вот вам и инвестиции, и инновации». Проект, подобных которому в полиграфии не было 20 лет, наверное, и не мог быть другим. Он прорывный – из кризиса. Производственный интерьер типографии отвечает самым современным требованиям, даже пока пустой склад впечатляет психоделикой дизайна. Но уже есть готовая продукция, и такого качества, подари – порадовали бы английскую королеву.
Запускает «Парето-Принт» /2009/04/09/vse-po-planu.html сборная команда – некоторых ведущих специалистов пригласили из Москвы и регионов России, других обучали, вкладывали средства в подготовку и повышение квалификации, есть и ветераны полиграфии. Типография сейчас запускает вторую смену. В планах – трехсменный режим и выход к новому году на заявленную мощность в 69 млн экземпляров и примерно 500 заполненных рабочих мест. А через год предприятие сможет производить до 100 млн книг.
А касательно профессиональных полей, Павел Арсеньев считает, что все три полиграфических предприятия Твери, скорее, дополняют друг друга. Если кто и конкурент, то, по его мнению, всем трем тверским предприятиям – полиграфисты других городов России, а теперь и Европы. Арсеньев отдает дань коллегам по бизнесу: «Я по-хорошему завидую Николаю Александровичу Жидкову и его комбинату. И не только потому, что за ними – славная история, хорошая продукция и достойная репутация. Главный предмет хорошей зависти – они стали частью государственного холдинга, у них есть гарантированная загрузка и гарантированные заказчики».
А может, не надо искать здесь лукавств? Может, боевой настрой однопрофильных предприятий сильно преувеличен? И ситуация заставит всех полиграфистов улучшать собственный бизнес.
Впрочем, преимущества реализации крупного проекта в полиграфическом бизнесе очевидны. Высокотехнологичное производство – это новые рабочие места, это налоговые поступления в бюджет региона и, наконец, возврат книгопечатания из Европы домой.
По материалам
информационно-политической газеты «Горожанин. Тверь»
и Тверского информационного портала «Тверь-Инфо».