Несмотря на оптимистические ноты в правительственных речах, радоваться рекламистам пока нечему. Причина в том, что кадровый рынок вторичен по отношению к индустриальному, и прежде, чем что-то кому-то заплатить, нужно это что-то приобрести.
Самое интересное, безусловно, – вопрос востребованности и стоимости труда рекламистов, маркетологов, пиарщиков.
Начнем с последних: пиарщик стал подобен динозавру – профессия, рассчитанная на долгосрочные и весьма опосредованные результаты не только сильно уступает функциям, приносящим прямой и сиюминутный результат. Пиар в прямом смысле вымирает. Хочется надеяться, что это результат кризисной паники, и в скором времени пиарщиков, как и маркетологов, начнут «звать назад». Но этого пока не происходит.
Зато по уже упомянутой причине компании активно вкладывают средства в BTL, надеясь на конкретные и быстрые и не требующие больших вложений показатели роста от различного рода дисконтов и «акций». Так что «битиэльщикам» на фоне общего упадка можно позавидовать.
Можно начать завидовать и менеджерам по поиску клиентов и так называемым new business. Функции последних, вследствие «уплотнения» должностных инструкций, плавно приближаются к полномочиям заместителя генерального директора.
В целом же ситуация следующая: повсеместное сокращение рекламных штатов привело к упадку заработных плат на 40-50% и повышению нагрузки и ответственности тех ключевых, незаменимых фигур, которым удалось удержаться на рабочих местах. Что, безусловно, не могло не сказаться на снижении качества рекламных услуг, ибо редкий маркетолог может быть одновременно блестящим дизайнером и копирайтером.
Слабое оживление на кадровом рынке, наблюдаемое в сентябре, скорее, носит сезонный характер: есть же предприятия, решившие не умирать! Но ни о каком реальном росте кадрового рынка говорить пока не приходится.
Будем же реалистами. Так легче.
Обзор кадрового рынка рекламы
Директор по развитию
Показатели за 2009 г. (лето) – 140 000 руб.
Показатели за 2008 г. – $ 4000 (140 000 руб.)
Показатели за 2007 г. – $ 3500
Показатели за 2006-2005 гг. – $ 2500
Показатели за 2004 г. – $ 1900
Strategic Planner
Показатели за 2009 г. (лето) – 70 000 руб.
Показатели за 2008-2007 гг. – $ 3700 (130 000 руб.)
Показатели за 2006-2005 гг. – $ 3000
Показатели за 2004 г. – $ 2500
Отдел медиапланирования
Показатели за 2009 г. (лето):
· Медиа-директор, средняя з/п – 120 000 руб.
· Медиапланер, средняя з/п – 50 000 руб.
Показатели за 2008 г.:
· Медиа-директор, средняя з/п – 210 000 руб.
· Медиапланер, средняя з/п – 100 000 руб.
Средний опыт работы: медиа-директор от 4-5 лет, медиапланер от 2-3 лет.
Характерно явное превышение предложения (специалисты) над спросом (работодатели).
Арт-директор
Показатели за 2009 г. (лето) – 60 000 руб.
Показатели за 2008 г. – $ 3500 (125 000 руб.)
Показатели за 2007 г. – $ 3000
Показатели за 2006 г. – $ 2400
Показатели за 2005-2004 гг. – $ 2000
Показатели за 2003 г. – $ 1400
Изменения уровня заработной платы
Должности с резким изменением з/п – лето 2008 г.:
· Account manager (20%)
· DM (30%) ШPR (40%)
· Маркетинг (29%)
· Креативный директор (40%)
· Копирайтер (37%)
· Дизайнер (40%)
· Верстальщик, дизайнер-верстальщик (40%)
· Менеджер по полиграфии (29%)
· BTL (35%)
Тенденции развития
Наиболее перспективные направления:
· Поиск клиентов
· BTL
· New Business