Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Однако у него недоставало средств для эксплуатации своего изобретения.
Переселившись в 1448 году в родной Майнц, Гутенберг в 1450 году заключил договор с майнцским дельцом, по-видимому, ростовщиком Иоанном Фустом, в силу которого тот ссудил ему 800 гульденов из 6% и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 800 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и проч.). Типография со всеми ее принадлежностями должна была делиться пополам между Гутенбергом и Фустом.
Основной капитал Гутенберг получил, однако, по частям. От выдачи оборотного капитала Фуст совершенно уклонялся, и по дополнительному договору 1452 года за единовременную уплату 800 гульденов был освобождён от ежегодных взносов.
При таких ограниченных средствах, не имея ни опытных рабочих, ни усовершенствованных инструментов Гутенберг, тем не менее, достиг замечательных успехов. До 1456 года он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната, несколько папских индульгенций и, наконец, две Библии, 36-строчную и 42-строчную.
Гутенберг отказался платить своему компаньону проценты, желая отложить платеж до того времени, когда предприятие начнёт приносить доход. Фуст предъявил иск, требуя уплаты процентов. Процесс окончился присягой Фуста, о чем был составлен протокол, записанный нотариусом Гельмасбергером 6 ноября 1455 года.
По решению суда типография со всеми ее принадлежностями перешла к Фусту, и Гутенбергу надо было начинать дело с нуля.
Изобретение Гутенберга приписывалось в разное время разным лицам. Истина окончательно восстановлена v. d. Linde («Gutenberg», 1878), многолетние изыскания которого подтверждаются новейшими находками в библиотеках и архивах. А подлинник акта передачи типографии за долги, столь важный для сохранения за Гутенбергом имени изобретателя книгопечатания, недавно открыт Карлом Дзяцко в библиотеке Гёттингенского университета.
Примечательно, что так и не найден настоящий портрет Гуттенберга – все его изображения относятся к более позднему времени и являются плодом фантазии художников.
В материале использована информация и изображения свободной энциклопедии
ВикипедиЯ.