Предлагаем Вашему вниманию фрагмент статьи «Автоматизация типографий: процесс идет!», опубликованной в журнале «Полиграфист и Издатель» (#9, 2009), автор Матвей Ламакин. В материале идет речь о различных программных продуктах, используемых полиграфическими предприятиями для автоматизации типографских процессов.
***
Еще одно предприятие, внедрившее систему автоматизации, – типография Московского государственного университета. Здесь установили новый и пока малоизвестный на российском рынке программный комплекс Print-expert. Марсель Шарифуллин, директор типографии МГУ, говорит, что внедрение системы управления и автоматизации – это один из элементов развития производства, который был запланирован еще полтора года назад. «До этого, – утверждает он, – у нас не хватало ни времени, ни средств, но как только появилась возможность, мы сразу начали внедрение. А рецессия только подтвердила нашу правоту, потому что, я считаю, в кризис как раз такие вещи и нужны».
Кстати, программа Print-expert имеет пока всего две инсталляции в нашей стране. Первая была осуществлена на полиграфическом предприятии «Вива-Стар» четыре года назад, где программа работает и сегодня. Сергей Пенов, разработчик Print-expert, говорит, что заниматься разработкой софта для «Вива-Стар» он стал после того, как его познакомил с этим предприятием именно Марсель Шарифуллин. И сейчас, когда программа фактически прошла многолетнюю обкатку, он готов ее предложить рынку.
По словам Сергея, основное отличие его продукта от других – принципиальное изменение подхода к классификации перечня работ, которые выполняют полиграфические фирмы. «Все имеющиеся программные продукты по учету чего бы то ни было, – говорит Сергей, – предполагают наличие классического справочника продукции». А основная проблема, на его взгляд, состоит в том, что в офсетных типографиях перечень продукции фактически не ограничен. «Моя идея, – продолжает Пенов, – заключается в следующем: в систему заложен подход, при котором справочника продукции вообще не существует, а есть базовые понятия. Такие, например, как ”печатная продукция” или ”составная продукция”. На их основе и создаются специальные шаблоны для расчета стоимости и прохождения заказа. Таким образом, выделив порядка 15 ключевых шаблонов, можно охватить 95, а то и все 100% ассортимента офсетной типографии. Но, разумеется, – добавляет Сергей, – продажа ПО включает в себя не только инсталляцию и обучение, но и прежде всего конфигурирование продукта под конкретное предприятие».
Сергей Пенов в свою очередь рассуждает: «Что дает информационная система с точки зрения руководителя? Она дает полный контроль над его бизнесом. И в плане контроля за клиентами, и в плане контроля за издержками. Наш девиз: ”Посчитаем все!”». Марсель Шарифуллин, в типографии которого уже работает Print-expert, сформулировал свои требования к программе следующим образом: «Нам нужно было, чтобы Print-expert решил главную задачу – максимальное сокращение количества ошибок персонала, а по возможности – и сам персонал». Внедрение Print-expert началось в типографии МГУ постепенно: сначала у менеджеров, потом у технологов, затем на складе и т.д. Через четыре месяца все предприятие уже работало под управлением новой системы учета и планирования. «Эффект, – говорит Марсель, – реальный: я могу прямо сейчас сократить персонал. Сегодня у нас работает 97 человек. После завершения обкатки системы и окончания горячего новогоднего сезона сокращение сотрудников может составить до 15% от общего числа работающих. И при этом, – добавляет директор, – увеличится производительность и уменьшится количество брака!».
Известно, что системы для автоматизации различаются по своим характеристикам и функционалу. И выбрать, и сконфигурировать программу под себя не так-то просто. Тем не менее, по утверждению разработчиков, один из самых сложных этапов – это обучение сотрудников, особенно если учиться они не хотят. Директор департамента автоматизации предприятий компании «Армекс» (продукты «1С: Полиграфия», «1С: Оперативная печать») Вадим Зарецкий замечает: «Важно отличать процессы установки ПО от его внедрения. Самое сложное – это изменить стереотипы мышления людей. К тому же иногда у некоторых руководителей есть необоснованные ожидания: ”Дескать, купим систему автоматизации, и будет нам счастье!”. А ведь любая информационная или управленческая система – это только инструмент, с которым должны работать очень компетентные люди». Марсель Шарифуллин однозначно подтверждает сказанное: «Установка программного обеспечения на нашем предприятии оказалась достаточно сложной и заняла четыре месяца. Тем не менее я считаю: это еще быстро. По крайней мере многие из моих коллег предупреждали, что это может занять и год. Ведь самое главное – изменить психологию людей, справиться с их внутренним сопротивлением!».