Главная » Бизнес » Поможет ли Сбербанк»Готэку»
   

Поможет ли Сбербанк»Готэку»

27.02.2010



Крупнейший производитель гофроупаковки в России компания"Готэк" переходит под контроль Сбербанка. Увлекшись экспансией в своем сегменте, гофроупаковщики не успели решить до кризиса проблемы с сырьем. Теперь этим озаботятся новые акционеры.

Контрольным пакетом акций «Готэка» будет владеть инвесткомпания «Сбербанк-Капитал», стопроцентная «дочка» Сбербанка. Произойдет это в рамках реструктуризации долгов группы «Готэк». Соответствующий запрос на приобретение 60-процентного пакета уже подан в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). До конца марта ФАС должна вынести решение, но, по всей видимости, никаких препятствий для данной сделки не будет.

«Готэк», как и многие другие компании гофроупаковочной отрасли, в течение полутора лет лихорадит. О непростой ситуации в этом сегменте говорилось уже немало, предсказывая череду банкротств и возможное закрытие ряда производств. К сожалению, эти предсказания сбываются. Так, процедура наблюдения введена в отношении компании «Вереск-1», владеющей двумя заводами по производству гофротары и гофрокартона в Архангельске и Гатчине мощностью 180 млн квадратных метров в год. Иск в арбитражный суд о взыскании задолженности подан в отношении компании «Ставрополькартон». Распродает имущество и гофрооборудование «Триал-Упак». Специалисты говорят, что сейчас среди производителей гофроупаковки довольно много фактических банкротов и компаний, находящихся на грани банкротства. Судя по всему, скоро все они отойдут банкам за долги. В отрасли сложились все предпосылки для консолидации, и одним из ключевых игроков на этом поприще может стать «Сбербанк-Капитал». Но Сбербанк или иной серьезный интегратор не сможет извлечь серьезную выгоду, если не решит ключевую проблему приобретаемых за долги активов – сырьевой зависимости гофроупаковочного бизнеса.

Тяжкий груз проектов

В июне 2008 года «Готэк» не смогла исполнить обязательства по оферте по облигациям из-за нехватки ликвидности. Но тогда компания решила эту проблему: она в срочном порядке привлекла дополнительные кредитные ресурсы (помог Сбербанк) и к концу июля полностью расплатилась по долгам. Однако уже в сентябре-октябре того же года из-за кризиса начали падать и объемы продаж, и цены на гофротару. Это серьезно подорвало финансовую устойчивость компании. Чтобы спасти положение, с осени 2008 года основной владелец «Готэка» Владимир Чуйков инициировал переговоры с испанской Saica и австрийской W. Hamburger о продаже крупного пакета акций своей компании. Однако предлагаемые иностранцами условия его не удовлетворили. Тогда речь шла о пакете больше блокирующего, но меньше контрольного. Теперь Чуйков отдаст Сбербанку контроль. Впрочем, реструктуризация предполагает в будущем возвращение акций «Готэка» прежним собственникам, но только в случае, если компания достигнет определенных финпоказателей и сможет обслуживать займы.

Объем долга «Готэка» весьма велик. Это около 6 млрд рублей (из них 85% приходится на долги Сбербанку), что сопоставимо с годовой выручкой компании. Долг «Готэка» скопился по двум причинам. Во-первых, компании нужны были деньги на строительство двух новых заводов, их ввод позволил бы производителю сохранить лидерские позиции на рынке гофроупаковки. Во-вторых, в «Готэке» рассчитывали на куда большую рентабельность и валовую прибыль бизнеса. Брешь в этих планах пробила растущая конкуренция на рынке, а добили их взлетевшие цены на картон – основное сырье гофроупаковочного бизнеса (см. графики 1 и 2).

Поможет ли Сбербанк "Готэку
Поможет ли Сбербанк "Готэку

До финансового кризиса рынок гофроупаковки в России прибавлял по 10-15% в год. Быстрые темпы роста легко объяснимы. Ведь в коробки из гофрокартона упаковываются напитки (пиво, водка, соки, молоко), продукты питания (крупы, колбасы, мясные полуфабрикаты, кофе, растительное масло, кондитерка), электротехника (телевизоры, холодильники, пылесосы, стиральные машины) – в общем, почти весь ассортимент самых ходовых потребительских товаров.

Владимир Чуйков, приватизировавший в 1990-х годах одно из крупнейших советских гофропроизводств – Железногорский комбинат гофрированной тары и этикеток в Курской области (ключевой актив группы «Готэк») – как раз и надеялся на бум потребительского спроса и, как следствие, повышение спроса на продукцию гофрофабрики. Модернизировав в начале 2000-х этот актив, Чуйков и его команда несколько лет назад решили укрепить лидерство на российском рынке гофрокартона. Разработали амбициозную программу, предусматривавшую строительство двух крупных гофропроизводств в Новомосковске Тульской области и Всеволожске под Санкт-Петербургом стоимостью по 50-60 млн долларов каждое. На тот момент показатель EBITDA «Готэка» был на уровне 15-20 млн долларов, компания прогнозировала, что к 2009 году вместе с ростом рынка у нее вырастут и доходы. В частности, выручка должна была подняться до 450 млн долларов, а EBITDA – до 100 млн долларов. Но реальность оказалась существенно скромнее: в самом лучшем по экономической эффективности 2007 году EBITDA «Готэка» составила лишь 25 млн долларов.

Тем не менее в 2005 году рынок «Готэку» поверил, и компания успешно разместила среди инвесторов облигации на сумму 1,5 млрд рублей. Обе фабрики были построены и запущены. Но если фабрика в Новомосковске, полностью запущенная в апреле 2007 года, сразу начала окупать инвестиции, то запуск в середине 2009 года производства во Всеволожске можно считать провальным. Юрий Алпеев, генеральный директор ЗАО «Управляющая компания “Готэк”», рассказал, что «завод во Всеволожске был запущен в самый пик кризиса в отрасли, в середине 2009 года. Но его запуск не увеличил общие объемы производства гофропродукции по группе. Наше производство, как и вся отрасль, упало в 2009 году примерно на 10%».

Примечательно, что рядом с всеволожским активом «Готэка» было построено гофропроизводство его прямого конкурента – группы «Илим», имеющей возможности гибкого ценового реагирования. Ведь группа «Илим» контролирует всю цепочку целлюлоза-картон-гофроупаковка, поэтому в отличие от «Готэка» может себе позволить если не демпинговать, то серьезно снижать цены на конечную продукцию.

Ахиллесова пята

Несмотря на то что ситуация с рентабельностью в 2009 году улучшилась (см. график 1), «Готэк» все равно остается уязвимой. Компания перекредитована, до сих пор нет возможности точно просчитать рынок и прибыльность инвестиций – издержки оказались в итоге гораздо выше, чем предполагалось ранее (см. график 2). И главное, у нее нет своего сырья: ни макулатурного картона, ни картонного производства из целлюлозы.

«Сырьевая проблема нас действительно подкосила, – подтверждает Юрий Алпеев. – “Готэк” оказалась меж двух огней. С одной стороны, в 2005-2008 годах мы наращивали мощности по производству гофрокартона, чтобы удержать свою долю рынка – около 15%. Но это делали не только мы, многие средние и небольшие производители также модернизировались. Причем они зачастую покупали китайское оборудование и работали на некачественном сырье, из-за чего нам было сложно конкурировать с ними по цене. Отсюда большая конкуренция на рынке и невозможность сильно поднимать цены. С другой стороны – олигополистический рынок тарного картона, где цены высоки и фактически равны европейским. Группа “Илим”, Архангельский ЦБК и “Монди Сыктывкарский ЛПК” держат их на высоком уровне».

В «Готэке» осознавали свою сырьевую проблему, поэтому в планах была задача построить собственную макулатурную фабрику. «Мы хотели начать строить ее как раз в конце лета – осенью 2008 года, – говорит Алпеев, – но чуть-чуть не успели. По нашим расчетам, этот проект обошелся бы нам в восемь миллиардов рублей. Мы уже подыскали партнеров, австрийскую W. Hamburger, но не сошлись в условиях». По данным компании, если бы «Готэк» запустила собственную бумагоделательную машину на базе макулатурного сырья, то она бы смогла закрыть до 70% своих потребностей в сырье и кое-что стала продавать на рынок, что могло бы сбить цены на целлюлозный картон.

Теперь этот проект, по-видимому, согласится финансировать «Сбербанк-Капитал», ведь без сырья «Готэк» мало чего стоит, а после реализации такого проекта ценность компании вырастет в разы. Кроме того, у банковской группы есть еще одна дополнительная возможность заработать: одновременно с решением сырьевой проблемы начать консолидацию в отрасли, чтобы потом продать такую компанию, фактического лидера гофроупаковочного рынка, с большой премией. Пока что, несмотря на формальное лидерство «Готэка» на рынке гофротары, оно не выглядит чем-то непререкаемым – на пятки наступают конкуренты (см. таблицу).

Поможет ли Сбербанк "Готэку

Андрей Виньков, обозреватель журнала «Эксперт»
Василий Лебедев, автор «Эксперт»





   
купить закись азота в Москвемагазин телевизоров в Москвессылки для медицинского сайта
Прямой эфир

Главные новости от RuPrint.Ru (пример)


    Объявления

    Календарь
    Февраль 2010
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728


    Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
    Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.