Ароматизированные лаки
Автор: Невоструев Андрей Владимирович,
ведущий технолог-консультант компании VERILION
e-mail: technolog@verilion.ru
моб.:+7(905)716-27-78
Сложно представить окружающий нас мир свободным от ароматов. Это, своего рода, жизнь в «капсуле». Ничего хорошего, не правда ли? Ощущение же запахов добавляет одно из наиболее значимых измерений в наше восприятие мира.
Общее описание
Ароматизированные трафаретные лаки представляют собой отдельный вид лакокрасочных материалов и на сегодняшний день обозначены тремя группами:
1. ВД-ароматизированный лак
Водно-дисперсионные ароматизированные лаки марки SE&SE;™ представляют собой водные дисперсии ароматических микрокапсул. Данная группа лаков характеризуется пониженной вязкостью и тиксотропностью. Вводимые в лак смачивающие и адгезионные добавки позволяют проводить лакирование на всех впитывающих и некоторых невпитывающих материалах, таких как ПВХ. Лаки этой группы характеризуются высокой скоростью закрепления. В связи с чем, зачастую приходится бороться с высыханием лака непосредственно на сетке. Для этого применяются замедлители с низким уровнем собственного запаха или водные разбавители. Повышение адгезии лака достигается предварительным грунтованием поверхности специальным ВД или УФ-праймером. Лакирование «сложных поверхностей» достаточно часто сопровождается несмачиванием и дефектом «апельсиновой корки». В этом случае самым эффективным решением проблемы является введение в лак до 10% УФ-лака. При этом следует учесть, что финишную обработку по закреплению лака необходимо проводить при минимальной мощности УФ-сушки.
2. Спиртовой ароматизированный лак
Спиртовой ароматизированный лак представляет собой смесь ароматических микрокапсул, равномерно распределенных в дисперсии полимеров, пленкообразователей и спиртовых растворителей/разбавителей. Эта группа лаков подходит для печати по всем типам впитывающих и большинству невпитывающих материалов. За счет высокой скорости высыхания, а также в виду реактивности разбавителя с микрокапсулами и заметного собственного запаха, производство лаков этой группы не нашло широкого распространения.
3. УФ-ароматизированный лак
УФ-ароматизированный лак представляет собой смесь ароматизированных микрокапсул в составе фотополимеризующейся композиции. Существуют некоторые проблемы со стабильностью данной смеси в течение длительного времени. Но, в целом, данная группа ароматизированных лаков наиболее адаптирована для работы с невпитывающими материалами.
Производство ароматизированных лаков
Производство ароматизированных лаков основано на инкапсулировании, т.е. помещении жидких или пастообразных веществ в закрытую и прочную оболочку размером от 2 до 50 мкм. Размер капсул в лаках для офсетной печати составляет 2-5 мкм, а для трафаретной – 10-50 мкм, чем обеспечивается более интенсивный запах. Оболочка микрокапсул служит для ее механической защиты и длительного удержания запаха. Ароматические композиции, предназначенные для инкапсулирования, нерастворимы в воде и органических растворителях.
Помимо самих микрокапсул в состав лаков вводятся так называемые дистанционные добавки, в значительной степени, предотвращающие преждевременное разрушение микрокапсул в печатном процессе. Представляют собой твердые шарики на основе синтетических алкидных и фенолформальдегидных смол размером большим размера микрокапсул. Доля дистанционных добавок в общей массе составляет от 5 до 10%.
По типу воздействия ароматизированные лаки делятся на лаки с непрерывным источением аромата (открытого типа) и лаки с дозированным источением аромата (закрытого типа). В первом случае некапсулированный вид ароматических соединений приводит к непрерывному высвобождению запаха. Основным недостатком данного типа является ухудшение качества аромата вследствие реакции ароматических масел с лаком и запечатываемым материалом. Во втором случае ароматические микрокапсулы добавляются в лак и высвобождаются путем трения. Этот метод – наиболее оптимальный, так как запах сохраняется длительное время.
Особенности работы
1. В процессе работы следует регулировать интенсивность запаха путем разбавления соответствующим разбавителем: вода, изопропанол, жидкий мономер.
2. Использовать мягкие скругленные ракели при минимальном давлении в зоне печатного контакта.
3. При резке минимизировать давление прижимной штанги и, по возможности, исключить ее попадание на отлакированную поверхность.
4. В случае проблем с забиванием сетки заменить сетку с более крупной ячейкой и разбавить лак.
5. В случае проблем с адгезией и смачиванием поверхности ввести до 10% УФ-лака и 2-5% смачивающих реагентов.
Ассортиментный состав
Сегодня в стандартный ассортимент поставок SE&SE;™ входят следующие группы ароматизированных лаков:
1. Фруктовые запахи:
яблоко, абрикос, банан, апельсин, манго, черная вишня, цитрусовые, ежевика, кокос, грейпфрут, лимон, лайм, мандарин, дыня, папайя, маракуя, персик, ананас, малина, клубника, арбуз, клюква, лесные фрукты, мед и лимон, киви, мускат, тропический микс.
2. Цветочные запахи:
колокольчики, гвоздика, роза, мимоза, жасмин, фрезия, герань, альпийские травы, лаванда, папоротник, сирень, ландыш, магнолия, мята, орхидея, ромашка, фиалка, камелия.
3. Смешанные запахи:
запах собаки, скотного двора, нечистот, пепельницы, чеснока, сыра, помидора, скошенного сена, грязного белья, рыбы, ладана, имбиря, дезинфицирующего средства, каппучино, джина, глинтвейна, карри и др.