Follow ruprintru on Twitter  

 
   
Главная Материалы За всё платит потребитель
   

За всё платит потребитель

16 июня 2010   Комментарии (0)    



В июне мировые бумажные производители объявили, что поднимут цены на свою продукцию на 6-9%. В связи с этим ряд представителей полиграфической отрасли уже заявили о том, что увеличат расценки на печать. Коснётся ли повышение конечного потребителя?

О том, как рост бумажных цен скажется на СМИ и как оценивают ситуацию российские издатели, выяснял корреспондент Лениздат.Ру Алиса Кустикова.

Рост цен на бумагу – процесс глобальный, убеждены эксперты. Виною тому и удорожание целлюлозы, связанное с дефицитом продукции на мировом рынке, и ее скупка китайскими производителями. Влияние на процесс оказала даже мартовская забастовка в Финляндии, на две недели остановившая доставку бумаги из Суоми. Если в прошлом году производители держали цены на уровне 2008 года, то в этом пошли на решительные меры. Под ними понимается повышение цен на 6-9%.

В целом в своих оценках последствий скачка цен на бумажную продукцию эксперты отрасли едины. "Подобный рост цен может привести только к дальнейшему снижению объемов рынка полиграфических услуг", – констатировал Сергей Радванецкий, президент Союза полиграфистов Петербурга, объединяющего около 30 компаний отрасли. На вопрос, коснется ли повышение конечного потребителя – читателя, эксперт ответил: "В конечном счете за все платит потребитель, это закон экономики".

Полиграфисты расходятся в оценках того, можно было ли прогнозировать подобный скачок цен. "Безусловно, нет, – отмечает генеральный директор петербургского типографского комплекса "Девиз" Андрей Шадрин. В то же время в Союзе полиграфистов Петербурга отметили, что изменение не было неожиданным, на него повлиял целый ряд объективных факторов. Как рассказал Сергей Радванецкий, причинами выступили стремительно снижающийся курс евро к доллару и острая нехватка чилийской целлюлозы, на которой преимущественно работают европейские производители бумаги и картона. Кроме того, считает он, на ситуацию повлияло "снижение общемирового потребления в связи с экономическим кризисом, от которого полиграфическая промышленность во всем мире пострадала достаточно серьезно".

Очевидно, что такие перемены не могут не сказаться на полиграфической отрасли. По мнению коммерческого директора Санкт-Петербургского газетного комплекса Полины Дружининой, первыми изменения почувствуют компании, которые работают с зарубежными производителями бумаги. Если говорить о СМИ, отметила она, то под эту категорию попадает журнальная продукция. Насколько повысятся затраты на ее издание? Как рассказал Андрей Шадрин, компания будет вынуждена повысить расценки за счет сырьевой составляющей, но цены на полиграфию останутся прежними. По мнению эксперта, рост цен на импортную бумагу может коснуться и конечного потребителя – читателя СМИ, цены на печатную продукцию могут вырасти на 5-6%. Об аналогичном повышении говорят и другие полиграфисты. Но вряд ли, по мнению экспертов, рост цен приведет к переходу издателей на отечественную бумагу: аналогов импортного сырья в России просто нет.

Полиграфисты, работающие с отечественной бумагой, настроены более оптимистично. "Мы печатаем на российской газетной продукции, поэтому я не думаю, что перемены нас каким-либо образом коснутся", – отмечает Полина Дружинина. Правда, она подчеркнула, что с запуском новой печатной машины Orient Super Санкт-Петербургский газетный комплекс начнет печатать на импортной мелованной бумаге. Соответственно, и расценки на оказание услуг с использованием оборудования будет составляться согласно нынешним рыночным ценам на бумагу, добавила она. Стоит отметить, что на сегодняшний день в СПбГК печатается порядка 80 наименований СМИ, что составляет четверть газетного рынка северной столицы.

Сергей Радванецкий, напротив, убежден в том, что импортная продукция подорожает в меньшей степени. Эксперт считает, что зарубежные производители постараются удержать цены, для того чтобы облегчить долю своих клиентов. "Уверен, европейский производитель продолжит борьбу за существенную часть российского полиграфического пирога и постарается компенсировать рост цен на бумагу снижением стоимости собственных услуг с целью сохранить российских заказчиков", – говорит он. Правда, активных действий иностранные производители пока так и не предприняли.

По словам Сергея Радванецкого, у Союза полиграфистов Санкт-Петербурга была идея в связи с повышением цен выступить с совместным заявлением, чтобы разъяснить складывающуюся ситуацию для заказчиков. "Однако позднее мы посчитали, что повышение цен на мелованные сорта бумаги и картона европейскими производителями – серьезный информационный повод и многие СМИ и так уделят этому повышенное внимание", – добавил он.

***

Из интервью с исполнительным директором Гильдии издателей периодической печати Юлии Казаковой:

– Как рост цен на импортную бумагу скажется на отрасли, коснется ли конечного потребителя – читателя?
– Если резко вырастут цены на бумагу, издатели не смогут полностью взять на себя это повышение, стоимость бумаги – основная и существенная статья в себестоимости издания. Серьезно скакнут цены на бумагу – сократятся тиражи, так как уровень потребительского спроса пока не сильно вырос по сравнению с кризисом. Сократятся тиражи – уменьшатся объемы полиграфии заказов на бумагу, что приведет впоследствии к снижению или замораживанию цен на нее в силу перепроизводства. Это пример рыночного регулирования и того, как работает вся цепочка.

– Какие печатные издания могут почувствовать эти перемены на себе?
– Думаю, изменения коснутся всех. На прошедшей 4 июня конференции ГИПП "Будущее печатных СМИ" представитель Sappi Europe говорил о состоянии мирового целлюлозно-бумажного рынка в контексте существенного и неизбежного повышения цен на мелованные сорта бумаг, которое поэтапно может достичь 20%, но с учетом снижения ввозных таможенных пошлин составит не более 10% по итогам трех кварталов.
Беспокоит ситуация и с газетной бумагой. Наши опасения повышения цен на нее вслед за ростом цен на меловку подтвердил представитель компании "Бумсервис", сообщив участникам конференции о грядущем двухэтапном повышении цен на газетную бумагу в общей сложности до 10%. Я, честно говоря, не вижу для этого особых оснований, кроме желания увеличить прибыльность по сравнению с тяжелым прошлым годом. Но и другие участники рынка – издатели и полиграфисты тоже пока находятся в зоне малой прибыли, удерживая конечные цены на издания. Если по всей цепочке будет увеличение цен, выдержит ли это читатель? Конечно, нет. Тогда кто возьмет на себя повышение? Издатели и полиграфисты обратились к бумажникам с просьбой очень осторожно подходить к вопросу ценообразования, а также заблаговременно сообщать о повышении цен, чтобы можно было корректно выстраивать клиентскую политику и планировать бюджет.

– Было ли изменение цен для рынка прогнозируемым явлением?
– Повышение цен на бумагу прогнозировалось, но плавное, не более 5-7% в год. Поводом для этого служила некая стабилизация на рынке по спросу и объемам производства. Но никто не мог предсказать форс-мажорной ситуации на рынке целлюлозы, которая потянула рост цен по всей цепочке производства меловки.
В апреле этого года комиссией Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был подписан проект Решения о временном (сроком на девять месяцев) снижении ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мелованных бумаг с 15 до 5%, это совпало с повышением цен на бумагу. Поэтому российский рынок сейчас окажется в лучшей ситуации. По газетной бумаге, как я уже сказала, нет никаких рыночных объективных причин для повышения цен. Цены подтягиваются производителями после длительного периода неповышения. Другой вопрос – не понятно, почему цены на внутреннем рынке и на экспорт практически одинаковы. Издатели и полиграфисты несколько лет назад поддержали бумажников в снижении экспортных пошлин, не выступают пока за снижение и ввозных таможенных пошлин, что дает российским бумагопроизводителям серьезное ценовое конкурентное преимущество. Почему в этой ситуации государство поддерживает отечественных производителей бумаги и не поддерживает ее отечественных потребителей – производителей печатной продукции и издателей? Мне эта ситуация кажется абсурдной. Считаю, что российские производители бумаги должны ее учитывать и идти навстречу отечественным клиентам.

– К чему может привести подобный рост цен?
– Как работает цепочка и что бизнес издателей, полиграфистов, бумажников и дистрибуторов взаимосвязан, я показала выше. На практике, думаю, они приложат все силы для аккуратного изменения ценовой политики, чтобы не обрушить рынок. Я знаю, что многие полиграфисты озвучивают спецпредложения по покупке бумаги и оптимизации полиграфических расходов. ГИПП постарается их свести и опубликовать на сайте. В первую очередь пострадают небольшие издатели, которые могут оказаться не готовы к росту затрат при практически невыросших поступлениях от продаж рекламы и тиража. В целом прогнозируем осторожное повышение цен и будем внимательно наблюдать за ситуацией. Другая сторона вопроса – в сложившихся рыночных условиях может исказиться эффект от снижения пошлин, но можно однозначно говорить, что если бы это решение не было принято, нынешняя ситуация для журнальных издателей и полиграфистов была бы гораздо более серьезная.


Источник: ГИПП

   

купить закись азота в Москве
Прямой эфир

Главные новости от RuPrint.Ru (пример)

Популярное

Календарь
«    Июнь 2010    
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 



Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.