При том что возможности огромны, очень важно, чтобы лесная, целлюлозно-бумажная и упаковочная отрасль повышала рентабельность действующих предприятий, в противном случае она рискует утратить поддержку инвесторов, столь необходимую ей для развития в будущем.
Алексей Иванов, руководитель практики по оказанию услуг компаниям лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной отрасли PwC в России, так комментирует ситуацию: «Для того чтобы добиться максимальных результатов в новых условиях рынка, отрасль должна будет не только опираться на имеющиеся у нее преимущества, такие как наличие опытных и квалифицированных специалистов по управлению лесным хозяйством и ресурсами, но и совершенствовать свои возможности, в частности, направлять усилия на развитие инноваций и НИОКР. Тем компаниям, которым не удастся достичь этого, будет сложно привлекать инвестиции и, следовательно, бороться за выживание в условиях быстро меняющегося рынка».
В отчете подчеркивается, что обострение конкуренции за лесные ресурсы будет ключевым фактором, формирующим цепочку поставок в будущем. По мере того как спрос будет превышать предложение, компании лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной отрасли будут вынуждены конкурировать с новыми участниками рынка за сферы контроля поставок древесины. В то же время в ответ на растущий спрос будут появляться новые методы получения доступа к имеющимся ресурсам.
Алексей Иванов поясняет: «Возникновение международных лесосырьевых бирж и развитие новой отрасли производства биомассы будут способствовать появлению новых методов получения доступа к лесным ресурсам. Другие факторы будут возникать по мере развития отрасли».
Новые участники цепочки создания стоимости, появление которых связано с новыми подходами к использованию ресурсов древесного волокна, также будут играть значимую роль в изменении структуры отрасли. Компании таких отраслей, как химическая и энергетическая, будут стремиться к тому, чтобы обеспечить наличие древесины для собственных нужд, что окончательно изменит характер конкуренции.
В отчете PwC приводятся доводы в пользу того, что компании-производители могут получить значительные преимущества от расширения линейки основной и сопутствующей продукции отрасли, а также совершенствования производственных процессов. Руководителям необходимо внимательно присмотреться к бизнес-моделям своих компаний и подумать, в каких областях цепочки стоимости они обладают наивысшей конкурентоспособностью.
Алексей Иванов подчеркивает: «В условиях новой динамики развития рынка большинству компаний не удастся добиться успеха, если они будут действовать в одиночку. Им потребуется объединить усилия с другими компаниями, у которых может быть лучший доступ к капиталу, опыт работы на новых рынках, например на энергетическом рынке, или возможности исследовательской деятельности в таких областях, как молекулярная химия.
При условии правильного выбора стратегии, обеспечивающей достаточную рентабельность инвестиций, подбор достойных партнеров позволит сформировать устойчивые и прибыльные источники доходов».
Полный текст отчета PwC «Растим будущее своими руками» (Growing the Future) можно скачать здесь: www.pwc.com/fpp.