Войти | Новый пользователь? Зарегистрироваться
Разместить рекламу | Карта портала | Помощь
Полиграфический Портал RuPrint.Ru - Открой Свой Мир Полиграфии
Энциклопедия Полиграфии RuPrint.Ru
У Вас есть статьи, интересные для наших читателей? Присылайте!
| | ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | | | |
Как искать в "Энциклопедии"?
RuPrint.Ru / Энциклопедия Полиграфии / Журнал "Российский Печатник" / Полиграфические материалы /


Краска - по-латински "pigmcntum". Природные органические пигменты - хлорофиллы, каротиноиды, флавоноиды - придают окраску растениям. Человеческую кожу окрашивают меланины: когда организм для защиты от ультрафиолетового облучения вырабатывает их в большом количестве, тело приобретает интенсивный бронзовый оттенок - загар. От количества пигмента в волосах зависит цвет волос, в радужной оболочке - цвет глаз. Печатная краска становится краской также благодаря пигментам - природным или искусственным.

Люди еще понятия не имели о природе света и цвета, а уже новею применяли краски. Они раскрашивали свое тело и рисовали на стенах пе-щер каменными обломками, содержащими окись марганца, или охрой - природным желтым пигментом, состоящим из глины и гидроксида железа. Охра до сих пор остается прекрасным сырьем для приготовления красок, шпатлевок и грунтовок.
Кроманьонцы оставили прекрасные многокрасочные изображения животных в пещере Альтамира на севере Испании и в пещере Ляско во Франции. "При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом ви де, либо смешивал с водой или животным жиром, - сообщает "Хроника человечества". - Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок па влажную стену пещеры". Как только люди научились делать глиняную посулу, они и ее стали украшать примитивным, а затем все более слож ным и искусным орнаментом. Научи лись строить - и родилась настенная живопись - фреска - и мозаики. Именно керамика, мозаики и фрески, до сих пор не утратившие яркости красок, сохранили для нас самую подробную информацию о жизни древних цивилизаций.

Рисунок из пещеры Лнско во Франции, сделанный за 15 тысяч лет до нашей Эры

В своей знаменитой "Истории искусств" П.Гнедич пишет о Древнем Египте: "Испещряя иероглифами здания, египтянин не оставлял ни одного угла на своей стене или двери, который не был бы орнаментирован или закрашен. Поэтому стенопись достигла в долине Нила весьма значительного развития. Реалист по натуре, египтянин был весьма тонким наблюдателем жизни". И далее: "Всюду, на всех памятниках, мы видим превосходно подготовленный голубоватый или сероватый фон и писанные по нему фигуры в семь цветов: синий, зеленый, красный, коричневый, желтый, белый и черный, причем иные представляют переходы в гонах".

Чем богаче становилась культура, тем шире использовались краски и кра сители (красители, в отличие от красок, растворяются). Очень долго люди знали только природные красители, которые в основном добывались из растений или животных. Так, научившись ткать, человек научился и красить ткани - синим индиго, который получали из листьев индигофера (именно индиго придает классический синий цвет современным джинсам), или красновато-фиолетовым пурпуром, который извлекался из пурпурной улитки. Пурпур стоил так дорого, что окрашенная им одежда в Древнем Риме была знаком принадлежности к высшему сословию. Синтетические красители для тканей появились совсем недавно - после открытия r 1842 году анилина. Сырье для стойких и дешевых анилиновых красителей - каменноугольная смола, и в наши дни в мире производится миллион тонн анилина в год.

Краска становится краской благодаря пигментам - природным или искусственным. Любая из красок - это просто суспензия пигментов в воде или пленкообразователях, по для масляных красок пленкообразователями выступа ют масла, для эмалевых - лаки, для клеевых - крахмал или казеин, силикат ных - жидкое стекло, эмульсионных - водные дисперсии синтетических полимеров.

Предшественниками печатных красок были чернила из грубой сажи и растительного масла, придуманные и Китае 4,5 тысяч лет тому назад. Уже в древности рукописи, скорее всего, не были монохромными. По крайней мере, сохранившиеся египетские папирусы цветные. И даже самые старые из уцелевших книг щедро украшены орнаментами и проиллюстрированы в технике миниатюрной живописи пером, красками и золотом. Например, датируемая шестым веком Библия, называемая "Серебряным кодексом", написана па окрашенном пурпуром пергамене полотом и серебром. Древнерусские рукописи также любовно оформлялись заставками и буквицами, чаще всего красного цвета.

Древнеегипетская фреска

Собственно печатные краски стали изготавливать, как и чернила, из сажи и растительного масла (Гутенберг применял хлопковое масло). Книги И.Гутен берга украшались еще рукописными цветными вставками, но его ученик П.Шеффер уже использовал цветные краски - синюю и красную - при печатании. Его Псалтырь, датированная 1457 годом, и есть самый ранний известный нам образец многокрасочной - в три прогона - печати. Правда, формы на первых порах раскрашивались вручную. Со временем книги начали иллюстрировать при помощи многокрасочной ксилографии и других разновидностей гравированных изображений.

А революцию в репродуцировании произвел Ж.Леблон, который в 1719 году получил в Лондоне патент на многокрасочную печать с трех форм путем смешивания трех основных красок - "Новый способ размножения картин и рисунков в натуральных красках". Очень скоро к триаде добавили четвертую - черную краску. В 1797 году А.Зе-нефельдер изобрел литографию, которая быстро превратилась в цветную "хромолитографию". И вот, наконец, в 1818 году на окраине Парижа открылся первый в мире завод печатных красок Н.Лорилье.

Чуть более ста лет тому назад начали применять свинцовые, марганцевые и кобальтовые сиккативы. В тридцатых годах появились краски типа Quickset, a еще через тридцать лет - Heatsei, в ко торые вошло гораздо больше масляно-минеральных разбавителей. Были получены модифицированная канифоль и синтетические углеводородные смолы. В семидесятых годах защитники окружающей среды стали ратовать за возврат к натуральным растительным маслам.

Печатная краска состоит им четырех основных компонентов: пигменты (практически нерастворимые), пленко-образователи, разбавители и вспомогательные средства. Краски для высокой и офсетной печати производятся одинаково, причем они пастообразные - гораздо более вязкие, чем краски для глубокой и флексографской печати, хотя и образуют на готовом оттиске куда более тонкий красочный слой (менее 2 мкм), чем краски для глубокой (5-7 мкм) или тем более трафаретной печати (до 80 мкм). В промышленных целях используют природные пигменты - неорганические и органические.

Неорганические: пигменты бывают бесцветными, черными и цветными. К бесцветным относится прозрачная двуокись кремния, полукроющие карбонат кальция и каолин, а также кроющий белый пигмент - двуокись титана. Черные пигменты это все та же сажа, то есть технический углерод, произведенный в печах путем неполного сжигания смеси газа и мазута. Наконец, из цветных минеральных пигментов используется главным образом милори (железная лазурь). В прежние времена применили также свин-цоиые, хромовые и кадмиевые пигменты, но они оказались крайне вредными для здоровья.

Раскрашенный инициал из руко¬писной книги «Litlyngton Missal» (раннее средневековье, 1384 год)

Органические пигменты для печатных красок получают главным образом и.ч нефти, которую сначала расщепляют на исходные продукты, а потом из них синтезируют пигменты (фталоциани-новые, азопигменты, хинакридоновые). Когда нужный пигмент выпадает в осадок из водного раствора, его промывают и прессуют в "пирог", который либо высушивают и размалывают, либо перерабатывают в концентрированные "флаш-пасты", либо сразу пускают в производство печатных красок. Триадные краски получают из бензидинового желтого азопигмепта, рубинового лака и голубо го фталоцианиновою пигмента.

Серебристый металлический пигмент производится из алюминиевой пудры. Золотистый из бронзовой. Чем больше в бронзовом сплаве меди, тем более красноватый оттенок имеет полученный пигмент. Металлические частицы плоские и по диаметру значительно больше, чем крупинки других пигментов (для глубокой и флексографской печати металлические чешуйки должны иметь диаметр от 8 до 9 мкм, а для высокой и офсетной печати - только 3,5 мкм). Чем больше диаметр отдельных чешуек, тем больше блеск.

Пленкообразователи для печатных красок - это смолы: натуральные (природный асфальт гильсонит), полусинтетические (модифицированные канифольные, алкидпые) и синтетические. В каче стве разбавителей для офсетных и типографских красок используются высыхающие минеральные и растительные масла. Вспомогательные вещества - добавки - помогают влиять на текучесть краски, ее способность к эмульгированию, скорость высыхания, прочность красочной пленки и другие важнейшие характеристики.

Рекомендуемые ссылки:


Страницы: 1
Рассылка
Полиграфический Телетайп - обзор последних событий отрасли. Пример рассылки
RSS RSS.
Статьи полиграфии
01.04.2008
Поговорим об арт-терапии
Издательский дом "Агни"

26.03.2008
Условия для хорошей драки
Ольга Шадрина, журнал "Эксперт Сибирь"

18.03.2008
Интервью директора препресс-бюро
Выражайтесь печатно / PrintWeek

14.03.2008
Восточные гости решили прописаться
Влас Рязанов, журнал "Эксперт"

05.03.2008
Дорогой наш персонал
Дарья Денисова, журнал "Эксперт"

28.02.2008
Новый психологический контракт
Анастасия Алексеева, журнал "Эксперт"

20.02.2008
Медиасайентист
Константин Бочарский, журнал "Секрет фирмы"

12.02.2008
Русский нестандарт
Данил Вязовов, еженедельник SmartMoney

30.01.2008
Пазл из подгузников
Анастасия Матвеева, журнал "Эксперт"

24.01.2008
Наполовину зрячие
Антон Шириков, журнал "Эксперт"

16.01.2008
Вечнозеленый Дюпон
Влас Рязанов, журнал "Эксперт"

26.12.2007
Где поставить печать
Лилия Москаленко, журнал "Эксперт"

19.12.2007
Тест на профессионализм. АКАР и ВЦИОМ нашли лучшего работодателя среди рекламных агентств
Sostav.ru

12.12.2007
Полжизни на работе
Юлия Говорун, еженедельник SmartMoney

05.12.2007
Heidelberger Druckmaschinen: успех под грифом «секретно»
Сергей Сумленный, журнал «Эксперт»


При перепечатке или другом использовании материалов ресурса ссылка на РуПринт.Ру обязательна.
За содержание рекламных материалов администрация ресурса ответственности не несет.

Контактная информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru