|
|
Беседа с заместителем начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Евгением Марковичем МАРГОЛИНЫМ
- Печатная отрасль России переживает непростые времена. В завершающую стадию входит процесс приватизации предприятий. Продолжается ломка привычных структур полиграфического производства, появляются новые направления деятельности. Читателям будет интересно узнать от Вас, что есть российская печатная база. Из каких составляющих она складывается?
- Во-первых, эта база включает государственный сектор и негосударственный сектор. Государственный сектор состоит из федеральной полиграфии и региональной полиграфии. Частный сектор присутствует повсеместно и работает во всех секторах печатного дела.
- Каковы количественные пропорции?
- Сейчас мы может оперировать количественными данными, исходя из общего числа объектов порядка 6,5 — 7,0 тысяч предприятий. Федеральных государственных предприятий по состоянию на конец 2005 года осталось менее 10%, остальные акционировались. Около 1000 предприятий осталось на уровне региональной и муниципальной собственности. Все остальное составляет частный сектор.
- Если учитывать, что на некоторых государственных предприятиях работают сотни человек, это довольно солидный отряд работников печати. А как выглядит российская полиграфия с точки зрения способов печати и видов продукции — я имею в виду книжное производство, печать журналов, газет, коммерческую печать, специальные виды печати?
- Давайте рассмотрим секторы производства. В книжном производстве на 90% используется офсетная печать и немного менее 10% — высокая печать, У нас есть еще крупные производства, имеющие в основе высокую печать — Владимирская книжная типография, книжная фабрика в Электростали. Есть высокая печать и в Первой Образцовой типографии, и на «Детской книге», и в «Печатном дворе». Способом высокой печати выпускается много черно-белой продукции, которая не требует высоких качественных параметров.
Что касается газетной печати, она почти целиком офсетная, Журнальная печать, если речь идет о массовых изданиях, полностью выполняется офсетным способом, глубокой печати у нас сейчас нет, Периодические и продолжающиеся издания научно-технического характера иногда изготавливаются способом высокой печати.
В рекламном деле много разнообразия. Большая часть продукции и в этом секторе производится офсетным способом. Есть продукция, сделанная трафаретным способом. Для некоторых видов продукции применяют технологию струйной печати.
Основное применение флексографской печати лежит в сфере упаковки.
- Каков удельный вес флексографской печати в объеме производства?
- Этого никто не скажет, поскольку флексографская печать используется в основном для упаковки пищевых товаров, и это производство размещено в сферах, достаточно далеких от нашей, издательской, сферы деятельности, Сколько работает в этих сферах широкорулонных и узкорулонных флексографских машин, в каком режиме, сколько смен — этого нам не подсчитать, да и никто таких сведений не даст.
- Развитие в этом секторе заметно?
- Развитие флексографии до 2002 года было очень бурным, затем оно стало затихать, рынки стали насыщаться. К нынешнему году они если и не насытились, то близки к этому; во всяком случае, конкуренция стала более жесткой. О степени насыщения рынка можно судить по величине импорта флексографских машин: за последние два-три года он заметно снизился.
- Какой процент из общего количества приходится на чисто книжную полиграфию?
- Я думаю, что мы приближаемся к европейским цифрам; там 8-10% от общего объема в стоимостном выражении приходится на книжную печать, включая справочники, адресные книги и т. д. То, что мы понимаем под издательской продукцией, составляет еще меньшую долю.
- Какова тенденция?
- В Европе это стабильный уровень, У нас он пока выше, но снижение продолжается.
- Оправдано ли такое заметное сокращение доли книг?
- Как бы мы ни оценивали это явление субъективно, со своей точки зрения,
оно объективно существует, У нас до 1991 года было плановое хозяйство, и в рекламе не было никакой нужды. Реклама в объеме производства составляла «ноль целых и ноль в периоде», При нормальном рыночном хозяйстве на рекламно-коммерческую продукцию приходится 30-35% выпуска продукции. Мы сейчас к этим цифрам идем. Поскольку рынок растет именно в этом направлении, то доля книжной продукции — даже если выпуск растет в абсолютном выражении — будет уменьшаться за счет того, что растут другие секторы. Замечу, что сейчас сокращение выпуска книжной продукции происходит и в абсолютном выражении.
Объяснить это можно двумя причинами. У нас с самого начала, с 1991 года, а может быть и раньше, уничтожалась система книгораспространения. Книжную торговлю приравняли к общей торговле, не понимая, что производство продуктов питания и бытовой техники географически может происходить повсеместно, а производство книг локализовано, и для того чтобы доставить книги потребителям, существовала определенная система. Эту систему уничтожили. Поэтому у нас получается так: основное издательское производство сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, здесь производится более 85% продукции; география печатного дела более широкая, чем книгоиздательская, но тоже тяготеет к центру, к европейской части России. В итоге 20% населения, проживающего в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих регионах, пользуется благами доступа к книгам, а до 80% населения книги не доходят. Этот рынок потерян. Если бы мы могли доставлять книги в места потребления, то и объем реализации, и объем производства были бы выше. Проблема книжного производства заключается не в полиграфии, не в производстве, а в сбыте.
Это же относится и к производству других видов издательской продукции. Почему упали тиражи центральных газет? Нарушилась система производства, потому что нарушилась система доставки, система распространения прессы. Поэтому тиражи центральных, «официальных» газет до смешного малы: чуть ли не десятки экземпляров попадают в другие города.
Вернемся к книжному рынку. Вторая проблема заключается в избытке мощностей, который приводит к жесткой конкуренции. Возникает жесткая конкуренция в борьбе за заказ, — значит, по законам рынка, издатели могут сбивать цену В результате книжная полиграфия, не получая достойного возмещения затрат, развиваться в техническом плане не может. Это усугубляет положение с отсутствием сбыта, и автокаталитически ситуация несется к закономерному итогу, Мне он видится таким: сохранятся 8-10 предприятий, которые будут держать весь рынок, и они будут в том или ином виде слиты с издательскими компаниями. Примеры этого есть и сейчас. Суть в том, что средства для воспроизводства будут аккумулироваться не типографиями, а этой агрегированной структурой.
- В такой ситуации самостоятельные типографии не жизнеспособны?
- Их существование проблематично.
- Сколько Россия печатает книжной продукции «за кордоном»?
- Очень немного. Мы ежегодно проводим анализ рынка во время весенней ярмарки «Книги России» и специально отслеживаем издания, которые отпечатаны на зарубежной полиграфической базе; доля таких изданий составляет 2,5-3%, Подсчеты проводятся на основе статистически достоверной выборки.
- Есть ли точный учет в абсолютном значении, для всей издательской продукции?
- Такая статистика не ведется, но можно это сделать, если специально просматривать все таможенные декларации, Это огромный объем нерациональной работы, поэтому для таких целей применяются статистические выборки. Эти цифры, 2,5-3%, число названий, отпечатанных за рубежом, от общего числа выпущенных названий книг. Анализ по разделам литературы показывает, что это за книги. В разделе, который содержит альбомы, репродукции и другую изобразительную продукцию, 70% изданий печатается за рубежом.
- Значит, большая часть художественных альбомов по искусству печатается за границей?
- А у нас производственная база для изготовления таких изданий уничтожена. У нас осталось всего два предприятия, которые могут профессионально выпускать такую продукцию — «Иван Федоров» в Санкт-Петербурге и «Янтарный сказ» в Калининграде.
- Речь идет о плохом уровне переплетных, отделочных процессов?
- Нет, имеется в виду собственно качество печати. При этом одна из двух оставшихся типографий, «Янтарный сказ», тоже может потеряться. Там сменилось руководство, и трудно сказать, каким путем будет развиваться это предприятие. Остается одинокий «Иван Федоров», и, следовательно, практически негде в России печатать высокохудожественные издания: «Экспериментальной типографии» уже нет, уже не те конкурентные преимущества у Первой Образцовой типографии.
- Есть ли какие-то надежды, что этот сектор будет развиваться в России?
- Деньги нужны. У кого деньги, тот может развиваться, Мы возвращаемся к тому же, Будет в России выгодно печатать кому-то — будут в России типографии. Не будет выгодно — не будет типографий. Вопрос не в разовых инвестициях, здесь работает рыночный механизм.
- Вы говорите о производстве, сбыте, о центре и регионах, об импорте полиграфических услуг. Какими данными вы пользуетесь, ведь статистика сейчас не ведется? Каким арифмометром Вы пользуетесь?
- Нельзя сказать, что статистический учет совсем отсутствует. Ведет учет Российская книжная палата — правда, издатели не очень аккуратно представляют туда обязательный экземпляр. Тем не менее, с определенным допуском следить за данными выпуска книг и периодики все же можно. Есть статистика в натуральных и стоимостных показателях, которую ведет Росстат (бывший Госкомстат). Вопрос о точности показателей опять-таки упирается в наш российский менталитет, правильность представляемых сведений. Можно предположить, что те 6-6,5 тысяч полиграфических предприятий, которые учтены Росстатом, действительно существуют. Вместе с тем, не каждое предприятие, где есть полиграфическое производство, своя типография, идентифицирует себя соответственно. Много есть таких цехов и участков, которые не числят себя под теми кодами, по которым регистрирует полиграфические предприятия Росстат, тем не менее, печатную продукцию они производят. Такой статистики, которая давала бы достаточно верное и полное представление о российской полиграфии, действительно сейчас нет.
- А нужна такая статистика?
- Без статистики жить нельзя! Любому, самому простенькому предприятию с одной печатной машиной необходимо знать, какое место оно занимает в этом мире, как ему жить дальше, умирать или развиваться, покупать ли новое оборудование. Без статистики это невозможно. Кто должен, кто обязан ее вести? Никто не должен, никто не обязан. Статистику должны вести те, кому она нужна. Жизненная необходимость статистики никому не может быть навязана. Пока существовали предприятия в федеральной собственности, мы собирали данные, используя «административный ресурс».
- А как обстоит дело с учетом частного сектора?
- Когда действовал институт лицензирования полиграфических предприятий, мы создали и поддерживали соответствующую базу данных. Предприятия представляли сведения, по крайней мере, под угрозой отзыва лицензии. В 2002 году этот институт был отменен, наступила пора либерализма. Свобода обернулась полным незнанием, отсутствием достоверной информации о состоянии отрасли. До этого для получения лицензии на открытие типографии были необходимы справки о наличии помещения и его соответствии санитарным и пожарным нормам. Кому помешало лицензирование? На какие свободы посягало? Мы пытаемся поддерживать созданные во времена лицензирования базы данных, посылаем запросы. Иногда выясняется, что предприятие выбыло — это понятно. Но бывают случаи, что отвечать не хотят, говорят: «Мы не обязаны». Это пример нашего «хуторского» мышления. Мы пока не вышли из первобытной стадии формирования рынка, не осознали важность той самой соборности, о которой голосят на всех углах. Она важна в том числе в профессиональном плане. Нам жить в этой сфере, нам всем важно знать, где мы находимся, в каком мире осуществляем свою деятельность, каковы тенденции и т.д.
- Какова роль Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в развитии отрасли?
- Мы говорим о полиграфии. Согласно прошедшей административной реформе государственная политика формируется Министерством культуры, к которому относятся три федеральных агентства и служба надзора «в установленной сфере деятельности». К сожалению, те, кто стоит ближе к полиграфической «земле», в формировании государственной политики не участвуют, Министерство культуры не располагает людьми, а тем более подразделениями, которые бы занимались этой сферой.
В структуре Федерального Агентства есть Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии, которое занимается профессиональными вопросами в этой сфере. Другие подразделения Агентства ведают специальными аспектами функционирования полиграфической промышленности.
- Мы ощущаем проблемы в установлении связей с типографиями других городов, нет адресных данных о предприятиях. Это большой тормоз в работе. Что вы думаете об этом?
- Я согласен с тем, что это совершенно неправильно. Распределение обязанностей в нашем государственном аппарате таково, что этой информацией владеет только Министерство экономического развития и торговли, в структуре которого имеется служба по налогам и сборам. В этой службе должны быть зарегистрированы все предприятия, и только эти органы знают «кто, что и как».
- Нельзя ли установить с ними какое-то взаимодействие, чтобы иметь хотя бы адресные данные о предприятиях?
- Зная о том, какова текучесть кадров в налоговых инспекциях, я думаю, что получить такие данные — неразрешимая задача.
- Сейчас ведь нет общих справочников по отрасли?
- Выпускаются справочники по Москве и Санкт-Петербургу фирмами «Август Борг» и «Арc». Другого ничего нет.
- Поделитесь своими мыслями о системе общественного управления в отрасли.
- Я могу высказать свою позицию не как чиновник, а как человек, который достаточно долго проработал в полиграфии. Именно в общественное управление сейчас упирается решение многих проблем. Беда в том, что мы еще не дожили до корпоративного мышления на уровне интересов всей отрасли. Живем, как в хуторе, каждый на всем своем. Пока масштабного движения в сторону консолидации не наблюдается. Вместе с тем, уже появились некоторые «точки кристаллизации», Раньше других организовались питерцы, Определенная работа ведется в Московском полиграфическом союзе, который пока еще пребывает в эмбриональной стадии, и трудно ждать сразу больших достижений. В целом зреет понимание того, что общественное управление необходимо.
- Развитие локальных союзов не упраздняет Межрегиональную ассоциацию полиграфистов — МАП?
- Ни в коем случае. Мы живем не на астероиде и можем посмотреть на то, что творится в остальном мире. Есть страны, которые давно живут в рыночных условиях, и там существует множество разнообразных профессиональных объединений, которые регламентируют, по крайней мере, внутреннюю жизнь. Статистика, о которой мы говорили, ведется не на федеральном уровне, а именно на уровне профессиональных объединений. Если нам сообщают, что в Германии произведено флексографским способом столько-то продукции, запечатано столько-то метров пленки, то речь идет о продукции, произведенной членами ассоциации. То, что произведено за пределами ассоциации, в расчет не принимается.
В Германии самая старая история корпоративного объединения полиграфической отрасли, и мне она представляется оптимальной, Там существуют и федеральное объединение полиграфистов, и земельные объединения. При этом земельные объединения на определенных правах входят в федеральный союз. Например, общие тарифные соглашения с профсоюзами заключает федеральный союз. Там же разрабатываются нормы времени и выработки. Программы для обучения кадров готовит федеральный союз, Исследовательский институт FOGRA также финансируется федеральным союзом. В Германии есть также объединение профессионалов полиграфии, инженерных кадров отрасли — Отраслевой союз руководящих кадров в сфере печати и обработки информации. Есть также ассоциации трафаретной печати, флексографской печати, допечатной подготовки, переплетных работ.
Все эти объединения существуют благодаря общим, корпоративным интересам, В чем они заключаются? Изучение рыночной ситуации, прежде всего. При этом каждому сектору может быть не слишком интересно, что творится у соседей. Для анализа рыночной ситуации необходима статистика, и они ее ведут. То же и нормативная база; она не является в этом случае директивой, но ориентир, который полезен предприятия. Так же, как наши нормы отходов, разработанные НИЦ «Экономика», ни для кого не являются директивой, но это ориентир предприятиям и их партнерам. Кроме того, в области общих интересов лежит подготовка кадров, а также повышение квалификации — семинары для желающих, За счет этой деятельности они и живут, больше, чем за счет взносов, поскольку для нормальной работы необходимо хотя бы минимальное количество освобожденных работников, иначе это не структура, пусть даже общественная.
Пережиток нашего мышления в том, что каждый предприниматель думает; «Что это я свои деньги буду отдавать? Вдруг мне это не понадобится, а другой воспользуется!».
Поэтому за 15 лет, которые прошли после краха плановой системы, мы только-только преодолели стадию бандитскую, но еще не добрались до цивилизованной стадии. Тогда уже будут создаваться подобные объединения и у нас; они будут сливаться, объединяться на разных условиях, работать совместно и т.д.
- Что касается подготовки кадров — неужели учебные заведения, например, МГУП, должны сами устанавливать связи с отраслью, сами добывать все сведения, существовать без поддержки со стороны отрасли?
- У нас образовалось 4000 новых типографий, переманили они кадры, сколько смогли, Передел кадров уже закончился, перебегают единицы из одной типографии в другую, Предприниматели задумались — есть дорогое оборудование, оно должно «печатать деньги», кому его доверить? Предприниматель уже готов вложить в подготовку кадров. Деньги на подготовку он как бы «одалживает» тому, кого готовит, а после возврата средств тот, кто прошел обучение, может оставаться на предприятии или уходить.
- Сейчас отрасль развивается или переживает стагнацию?
- В период с 1998 по 2003 год наблюдалось бурное развитие, одной из причин был дефолт 1998 года и возврат из-за рубежа многих заказов, это стимулировало развитие отечественной полиграфии, Кроме того, пришла пора замены и обновления машинного парка. Развитие шло и в количественном плане — по выпуску продукции, и в инвестиционном плане. Дальше темпы замедлились.
Я не устаю повторять, что полиграфия — это служанка экономики. Она сама по себе ничего не создает, ее задача — обеспечивать потребности домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов в печатной продукции. Когда этих потребностей нет, она свертывается. Для развития нефтегазового комплекса полиграфия не нужна: добыли, в трубу закачали, прогнали, там продали, и все. Никакого производства, обработки, потребления — ничего подобного нет. А полиграфия живет именно на этом. Темпы роста внутреннего продукта сейчас не растут, и при этом не может расширяться сфера обслуживания полиграфии. Она, относительно, сужается, Возникшие новые предприятия начинают «толкаться», им тесно на рынке. Темпы роста сейчас сбавились.
- Что изменилось по таможенным и налоговым делам?
- Изменилось отношение властей к этому вопросу. Они стали осознавать, что таможенные пошлины тормозят развитие экономики. Они готовы пересматривать тарифы. Готовы ли мы, как отрасль, выступить со своими предложениями? Мы 10 лет всем трем созывам Думы твердили о необходимости снизить пошлины на бумагу, которая здесь не производится, и оборудование, которое у нас не производится. Есть примеры положительных решений. Будем надеяться, что и до нас дойдет очередь.
- Сколько в отрасли работает людей, какова численность?
- Порядка двухсот тысяч, если исходить из примитивного расчета: у нас есть семь тысяч предприятий, и в среднем там работает тридцать человек.
- Вы сообщили много ценной информации, для Вас она обычна, а многие этого не знают. В то же время это важно для формирования самоощущения, — в каком секторе ты работаешь, где находишься. У нас в отрасли десятки журналов выходят, а информации о состоянии отрасли нет. Есть огромный пласт ноу-хау. Людям, которые работают в типографиях в Твери, Владимире, Смоленске, нужна другая информация: статистика, организация. Им нужны стратегические подсказки, например, о необходимости действовать коллективно, коллегиально, будоражить кого-то для решения проблем.
Номер: Февраль-март 2006
Страницы:
1
|
|
Статьи полиграфии
|
05.12.2007
Heidelberger Druckmaschinen: успех под грифом «секретно»
Сергей Сумленный, журнал «Эксперт» |
|
|
28.11.2007
Заграница не поможет
Андрей Виньков, журнал "Эксперт" |
|
|
21.11.2007
Сеть не пускает
Данил Вязовов, еженедельник SmartMoney |
|
|
14.11.2007
Какие операции клиентов пугают банки?
Юлиана Петрова, журнал «Секрет фирмы» |
|
|
07.11.2007
Разборки в печати: "аналог" не сдается "цифре"
Сергей Филимонов, CNews |
|
|
24.10.2007
Со щитом на щите
Екатерина Трофимова, журнал «Секрет фирмы» |
|
|
26.09.2007
Обложка к обеду
еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ» |
|
|
03.09.2007
Кодекс разумного покупателя
Филип Модиано, журнал "Менеджмент роста" |
|
|
20.08.2007
Берем трафик напрокат
Ксения Болецкая, еженедельник SmartMoney |
|
|
18.07.2007
Портальчег с поиском
Сергей Скрипников, журнал "Эксперт" |
|
|
28.06.2007
Печатные пряники
Экономический еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ» |
|
|
21.06.2007
Обзор российского рынка арт-постеров
Светлана Воробьева, Издательский дом «Агни» |
|
|
02.06.2007
Как разобраться в китайских пластинах и что такое NP-1
Владимир Борисович Крысинский, ведущий технический эксперт Компании «МакЦентр» |
|
|
22.05.2007
Печатать всё
Лев Никитин, журнал "Эксперт" |
|
|
15.05.2007
Симбирская губернская типография: по страницам истории (1798 – 1917 гг.)
Иван Сивопляс, специально для РуПринт.Ру |
|
|