Войти | Новый пользователь? Зарегистрироваться
Разместить рекламу | Карта портала | Помощь
Полиграфический Портал RuPrint.Ru - Открой Свой Мир Полиграфии
Энциклопедия Полиграфии RuPrint.Ru
У Вас есть статьи, интересные для наших читателей? Присылайте!
| | ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | | | |
Как искать в "Энциклопедии"?
RuPrint.Ru / Энциклопедия Полиграфии / Журнал "Российский Печатник" / Печать и время /


Прежде чем наладить собственное производство, в России много лет пользовались привозной бумагой, которую доставляли из Италии, Франции, Англии, Германии и Голландии. Только во второй половине 16 столетия, при Иване Грозном, в стране появилась бумага собственного изготовления. Позже, при Петре I научились делать гербовую бумагу с водяными знаками. Образец для нее государь утвердил самолично. Гербовая бумага применялась для документов и переписки. По распоряжению Петра в 1716 году была построена крупнейшая Красносельская бумажная мануфактура в Петербурге, где позднее, в 1768 году впервые приступили к производству специальной денежной бумаги.

Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг в Санкт-Петербурге включала в себя бумажную фабрику (гравюра начала XX века)

Соблазнительный Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг в Санкт-Петербурге включала в себя бумажную фабрику (гравюра начала XX века)

Во всем мире бумажные деньги появились много позже монет, известных с глубокой древности. На родине бумаги, в Китае, бумажные деньги выпустили во времена династии Юань (1271 - 1368). В Европе это произошло в 1718 году во Франции, в Америке - в 1690 году в штате Массачусетс. В России ассигнации появились в 1769 году, в царствование Екатерины II. К тому времени сумма в 100 рублей медными монетами весила 6 пудов, из-за чего было крайне затруднительно производить крупные торговые сделки, а бумажные деньги решали эту проблему. Правда, первые русские ассигнации печатались на бумаге, качество которой оставляло желать лучшего. И только с 1818 года, когда бумагу начали производить в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, появилась действительно хорошая бумага.

Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг была построена в Петербурге на левом берегу реки Фонтанки Министерством финансов и объединяла бумагоделательное и печатное производства. Бумажная фабрика Экспедиции была оснащена роллами для размола пеньки и тряпья и черпальными чанами для ручного отлива бумаги. Пеньку перед размолом трепали, мочили, варили в щелоке и отбеливали, после чего перемалывали в рольных ящиках в однородную бумажную массу, которую заливали в чаны. Черпальщик зачерпывал ковшом нужное количество массы и равномерно заливал ее в специальную форму для получения листов. Вынутые из форм листы перекладывали сукнами и прессовали, после чего сушили на веревках, проклеивали для прочности животным клеем и снова отправляли в сушило. Почти готовую бумагу помещали между медными досками особого пресса. Технология, казалось бы, нехитрая, но соблюдалась она строжайшим образом, и бумага получалась очень высокого качества. Часть продукции Экспедиции даже экспортировали в разные страны. На Всемирных выставках российская денежная бумага получала самую высокую оценку.
Особенно большое впечатление произвели на судей водяные знаки: английская газета "Стандарт" писала в 1872 году об "артистической красоте и техническом совершенстве присланных образцов". В 1878 году Экспедиция получила Золотую медаль в Париже. Водяные знаки были на ту пору главным способом защиты денег от подделки. Сначала водяной знак получали при помощи проволочного контура на форме для отлива. Позже с той же целью стали применять отштампованные рисунки, и знак получался более точным и красивым. Так научились воспроизводить даже портреты и картины с полутонами. Гравированные портреты Петра I и Екатерины II на кредитных билетах конца 19 и начала 20 века повторялись на белом поле в виде водяных знаков изумительной красоты и детальности.

Первые российские ассигнации 1769 - 1785 годов печатались на плотной белой бумаге с локальным водяным знаком. Медальоны справа и слева были выполнены конгревным тиснением

Первые российские ассигнации 1769 - 1785 годов печатались на плотной белой бумаге с локальным водяным знаком. Медальоны справа и слева были выполнены конгревным тиснением

Ручной труд понемногу заменялся машинным. Так, в 1864 году в Экспедиции установили две бумагоделательные машины для отлива "бесконечной" бумаги, и производство стало поточным. К тому времени фабрика имела 8 варочных котлов, 32 ролла, а также каландры и другое отделочное оборудование. На смену единственной паровой машине в 40 лошадиных сил пришли более мощные энергетические установки - 4 по 50 лошадиных сил каждая, а в 1888 году на фабрику пришло электричество. Но в бумагоделательном отделении условия труда всегда были нездоровыми из-за влажного, загазованного воздуха.

Локальные водяные знаки - портреты Екатерины II и Петра I на старых банкнотах - настоящие художественные произведения

Локальные водяные знаки - портреты Екатерины II и Петра I на старых банкнотах - настоящие художественные произведения

В годы первой мировой войны и после нее производство кредитных билетов выросло в несколько раз, и специальной бумаги уже не хватало. Ее в большом количестве закупили в Японии и Америке, но так и не успели использовать по назначению.

После революции в 1919 году в качестве преемника Экспедиции был создан Гознак с Управлением и типографией в Москве. Бумажное производство осталось в Петрограде и было впоследствии преобразовано в Ленинградскую бумажную фабрику. В середине 20-х годов она уже не могла обеспечивать все потребности страны, потому что оборудование износилось, а производственные площади были невелики. В год фабрика давала только 5 000 тонн бумаги (в основном денежной, а также бумаги для облигаций займов и художественной). По этой причине в 1932 году начали строить, а в 1940 закончили новую фабрику Гознака в Краснокамске Пермской области.

К тому времени ради экономии часть пеньки в композиции денежной бумаги заменили хлопком, и бумага стала менее прочной и износостойкой (пенька - это грубое лубяное волокно из стеблей конопли). Довоенные деньги образца 1937-1938 годов были слишком простыми и не имели водяных знаков, из-за чего число подделок резко увеличилось. Поэтому в ходе послевоенной реформы деньги снова стали печатать на бумаге с водяными знаками.

В 1947 году на Ленинградской фабрике, где работали 4 бумагоделательные машины, установили новую цилиндрическую (круглосеточную) машину, а также размольное и вспомогательное оборудование. Позже там запустили еще одну бумагоделательную машину для выработки хлопковой и хлопко-целлюлозной бумаги, а размол хлопкового волокна стали производить на конических мельницах. В то же время машина N 1, работавшая с 1909 года, продолжала трудиться до 1967 года, когда ей на замену приобрели финское оборудование. Еще одна поставка финской буммашины со всем сопроводительным технологическим оборудованием пришлась на 1980 год.

В 1967 году новая цилиндрическая бумагоделательная машина появилась и на Краснокамской фабрике. Она позволила выпускать бумаги с общим и локальным водяными знаками, а также вкладывать в бумажное полотно металлизированные нити. Машина была снабжена аппаратом для нанесения рисунков на мокрое полотно методом тиснения и системой для двустороннего нанесения проклеивающих материалов, химикатов и красителей. В 1985 году были реконструированы и модернизированы оставшиеся 4 машины. Вместо сортировки вручную на обеих фабриках внедрили электронные сортирующие устройства, смонтированные на бумагорезальных машинах. Резка на листы, отбраковка и счет происходили за один цикл.

В наше время для производства денежной бумаги пенька уже не используется: вместо нее применяется хлопковое и льняное волокно. Если в древесине только 40-50% чистой целлюлозы, то в хлопковых и льняных волокнах целлюлозы более 90%, и бумага из них очень прочная и долговечная. К тому же такая бумага проклеивается в массе и поверхностно, что еще более увеличивает ее механическую прочность. В качестве клея выступает крахмал, меламиноформальдегидная смола и другие вещества. Прочность зависит также от степени размола волокна - фибрилляции. Первейшие требования к денежной бумаге - износоустойчивость, сопротивление излому и разрыву. Если обычные печатные бумаги выдерживают лишь до 20 двойных перегибов, то денежные - до нескольких тысяч! Испытания на изгиб производятся на специальном приборе - фальцере, а на разрыв - на динамометре. Разрывная длина денежной бумаги выражается тысячами метров (столько нужно, чтобы бумага порвалась от собственного веса). Как правило, этот показатель равен 6-7 тысячам метров.

Бумага должна иметь большой запас прочности еще и потому, что типографская и орловская печать влияют на механическую прочность волокон не лучшим образом. Кроме того, для получения оттисков высокого качества денежная бумага должна иметь определенную степень белизны, непрозрачности и гладкости. Как и обычная печатная бумага, денежная хорошо воспринимает краску. Благодаря натуральному составу она устойчива к воздействию света и долго не "стареет". В большинстве стран сырьем для денежных бумаг служат хлопковые и пеньковые волокна с небольшой добавкой древесной целлюлозы. Проклеенная в массе бумага, как правило, проклеивается еще и поверхностно.

Старейший способ защиты денежной бумаги от подделки - водяной знак (филигрань), который получают при отливе. Из-за разной толщины волокна "на просвет" виден повторяющийся или локально расположенный рисунок без отчетливо выраженных контуров. В мастерской водяных знаков фотографии или рисунки гравируют и переносят на штампы, а затем - на сетку цилиндра круглосеточной машины (строго фиксированные локальные знаки) либо на металлическую сетку вала-дендироля, который оставляет отпечаток своего рельефа на влажном полотне бумаги (бегающие знаки или общий орнаментальный "покрывной" знак). Подделать настоящие многотоновые водяные знаки чрезвычайно трудно. Вне бумагоделательной машины их можно только имитировать тиснением или бесцветным лаком, но очертания рисунка при этом получаются более четкими, чем у истинных водяных знаков.

Другие средства защиты - внедрение в бумажную массу цветных шелковых или искусственных волокон и точек с флуоресцирующим эффектом, которые обнаруживаются при помощи УФ-ламп. Придуманы также десятки способов обработки бумаги химическими способами (обычно химические реагенты наносятся в ходе проклейки). Среди современных фальшивомонетчиков в Пензе нашелся настоящий химик - не самоучка, как Баранов, а профессиональный химик-технолог. В конце 90-х годов прошлого века он разработал особый лак: покрытые таким составом фальшивки, выполненные при помощи принтера на обычной бумаге, хрустели, как подлинные купюры. "Произведения" этого мастера, практически не выходившего из дому, распространяла целая криминальная группа, а потому эти "деньги" получили широкое хождение в стране. Учитывая, что "произведения" Баранова изымались еще 7 лет после его ареста в 1990 году, деньги "химика", вероятно, до сих пор хранятся у какой-нибудь бабушки под матрасом.

Кстати, сидел Виктор Иванович Баранов 12 лет, хотя статья 186 УК предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы. Даже специалисты из Отдела по борьбе с фальшивомонетничеством МВД считают его самородком: годами экспериментируя в своем сарае, он превратил его в частный Гознак и достиг такого качества, что сам с трудом узнавал свои подделки. Выйдя не так давно на свободу, в одном из телевизионных интервью он сказал, что настоящая банкнота похожа на музыкальный инструмент, из которого можно извлечь только одну-единственную, безошибочно различаемую на слух ноту. Другая бумага и хрустеть будет по-другому. Для лишенных слуха есть еще один надежный способ проверки: "Если вы не уверены в подлинности какой-то купюры, опустите ее в воду вместе с настоящей. Если они скрутятся одинаково, обе подлинные, - посоветовал телезрителям Баранов. - Высыхая, настоящая денежная бумага тоже ведет себя иначе: в отличие от поддельной она не деформируется и не морщинит".

Добавим, что мокрый край подлинного банковского билета не рвется при растягивании. Есть, правда, особая разновидность полу-фальшивок, в которых используется настоящая денежная бумага от купюр меньшего достоинства. Это переделанные, то есть частично поддельные деньги. Для их изготовления берут подлинные банкноты меньшего номинала и уничтожают изображение механически либо с помощью химии. Может, это анекдот, но приходилось слышать также о методике вытравливания надписей с помощью живых тараканов, аккуратно выедавших смоченные специальной жидкостью надписи. На такие ухищрения идут потому, что подделать физико-химические свойства настоящих денежных бумаг в кустарных условиях практически невозможно. Следы удаленных изображений обычно видны в обыкновенную лупу.

Современным фальшивомонетчикам приходится подделывать все защитные (от самих себя!) элементы банкнот. Они пытаются имитировать защитные волокна дорисовкой и надпечаткой. Псевдоволокна припрессовываются или приклеиваются на поверхность (вспомните, что у настоящих денег волокна внедрены в бумажную массу). Иногда обрезки нитей или металлическую полоску помещают между склеенными листами папиросной бумаги. Кстати, по мнению печально знаменитого фальшивомонетчика В. Гуринова, многокрасочная печать не затрудняет, а облегчает подделку государственных казначейских билетов, потому что отвлекает внимание людей от качества бумаги и защитных элементов. Он полагает, что монохромные американские доллары воспроизвести труднее, чем пестрые российские деньги и хваленые евро, так как в долларах заметнее особенное - денежное - качество бумаги.
Когда были придуманы пластиковые кредитные карточки, казалось, что с фальшивомонетничеством покончено. Увы, подделывают и "пластик". В Австралии попытались решить проблему подделок при помощи синтетической бумаги для банкнот. Австралийские деньги на самом деле лучше защищены и при этом меньше пачкаются и дольше служат. Традиционные бумажные деньги очень быстро загрязняются, проходя через множество рук, и могут нести на себе громадное количество болезнетворных бактерий. (Писали, что в Японии для особо брезгливых уже изобрели банкоматы, выдающие стерильные банкноты). Выведенные из обращения бумажные деньги вообще плохо поддаются утилизации. После обязательного механического измельчения они превращаются в зловонную массу (а еще говорят, что деньги не пахнут), которая ко всему прочему имеет повышенный радиационный фон. Как правило, эту труху даже не сжигают, а хоронят, как экологически опасные отходы.

"У банкнот чрезвычайно напряженный образ жизни: их комкают, складывают и мнут, их небрежно запихивают в карманы брюк, их используют для занятий оригами и скручивают в трубочку. И даже если их аккуратно складывают в бумажник, то только для того, чтобы немного позже снова достать и передать другим. Бесчисленное количество раз они меняют владельцев, подвергаются экстремальным перепадам температуры, смене климатических условий. Банкноты выдерживают многое, иногда даже стирку в барабане стиральной машины, - пишет немецкий журнал "expressis verbis". - Центральные банки в любой части света заинтересованы в том, чтобы находящиеся в обороте банкноты как можно дольше оставались в хорошем состоянии. С одной стороны, то, в каком состоянии находится национальная валюта, является вопросом имиджа и престижа. С другой - с увеличением степени износа и загрязнения денежных купюр снижается достоверность определения подлинности банкнот". Действительно, ветхой купюрой уже не похрустишь.

Для удлинения срока службы бумажных денег на них наносят тонкие защитные покрытия до и после печати. Так как деньги печатаются на пористой и шероховатой бумаге (для лучшего закрепления на ней печатной краски), первичный слой лака должен закрывать поры и сглаживать неровности, а внешний - создавать оболочку, отталкивающую влагу и грязь. Лак на водной основе с обычной сушкой полностью безвреден для человека.

Информация для настоящей статьи получена из книг "Бумажные деньги России", "Настоящий доллар США", "Все о бумаге" и других открытых источников.


Страницы: 1
Рассылка
Полиграфический Телетайп - обзор последних событий отрасли. Пример рассылки
RSS RSS.
Статьи полиграфии
05.03.2008
Дорогой наш персонал
Дарья Денисова, журнал "Эксперт"

28.02.2008
Новый психологический контракт
Анастасия Алексеева, журнал "Эксперт"

20.02.2008
Медиасайентист
Константин Бочарский, журнал "Секрет фирмы"

12.02.2008
Русский нестандарт
Данил Вязовов, еженедельник SmartMoney

30.01.2008
Пазл из подгузников
Анастасия Матвеева, журнал "Эксперт"

24.01.2008
Наполовину зрячие
Антон Шириков, журнал "Эксперт"

16.01.2008
Вечнозеленый Дюпон
Влас Рязанов, журнал "Эксперт"

26.12.2007
Где поставить печать
Лилия Москаленко, журнал "Эксперт"

19.12.2007
Тест на профессионализм. АКАР и ВЦИОМ нашли лучшего работодателя среди рекламных агентств
Sostav.ru

12.12.2007
Полжизни на работе
Юлия Говорун, еженедельник SmartMoney

05.12.2007
Heidelberger Druckmaschinen: успех под грифом «секретно»
Сергей Сумленный, журнал «Эксперт»

28.11.2007
Заграница не поможет
Андрей Виньков, журнал "Эксперт"

21.11.2007
Сеть не пускает
Данил Вязовов, еженедельник SmartMoney

14.11.2007
Какие операции клиентов пугают банки?
Юлиана Петрова, журнал «Секрет фирмы»

07.11.2007
Разборки в печати: "аналог" не сдается "цифре"
Сергей Филимонов, CNews


При перепечатке или другом использовании материалов ресурса ссылка на РуПринт.Ру обязательна.
За содержание рекламных материалов администрация ресурса ответственности не несет.

Контактная информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru