Карта портала | Личная папка
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОЛИГРАФИИ
Как в искать "Энциклопедии"?
Типографии Поставщики Новости Энциклопедия Работа Объявления Консультации Заказы
Статьи Издания Книги Глоссарий История Интервью Роcсийский Печатник

Бумажное конфетти

13/04/2005 / ЖУРНАЛ "РОССИЙСКИЙ ПЕЧАТНИК"

МИРОВОЕ ДОСТОЯНИЕ

Старая бумажная фабрика Verla Board Mill, принадлежащая UPM-Kymmene, с 1972 года является музеем. Когда ее номинировали для включения в Список объектов мирового наследия ЮНЕСКО, многие просто не поверили, потому что в этот список входят всего 500 объектов культуры и природы из 100 стран, и возглавляют его египетские пирамиды, Версальский дворец, Акрополь и лондонский Тауэр.

Эксперты обратили внимание на фабрику Verla из-за ее богатой и разнообразной архитектуры, хорошо сохранившегося оборудования вкупе с прекрасной картиной окружающей местности, бережно охраняемой финнами. Фабрика, или, как раньше говорили, мельница, работала с 1872 по 1964 год и производила в год 2000 тонн картона и такое же количество круглого леса на продажу. Одномоментно там было занято 150 человек. Корпорация Kymmene купила это предприятие в 1922 году.

В списке ЮНЕСКО всего 12 старинных промышленных зданий, в основном относящихся к металлообработке, и только одно из бумагоделательной отрасли - живописная маленькая фабрика Verla.

НЕ ДАЙТЕ ЕЙ СКИСНУТЬ

В Лейпциге - книжной столице Германии - работает уникальный Центр охраны документальных ценностей (ZFB), где занимаются реанимированием книг. Злейшие враги бумаги - вода и огонь, но не менее беспощадно время.

До наших дней довольно хорошо сохранились рисунки Леонардо, Рембрандта, Рубенса, которые были сделаны на бумаге, полученной из тряпья. Но современная бумага не столь долговечна. С тех пор, как в середине 19 века бумагу стали производить промышленным методом из древесины, для ее проклейки начали применять сульфат алюминия. Взаимодействуя с бумагой, он образует серную и органические кислоты, которые разъедают бумагу изнутри.

Спасти ее можно «раскислением», в ходе которого просушенная до влажности 1% (при норме 5–7%) бумага пропитывается особым щелочным раствором. В этот состав входят соединения магния и титана, растворенные в летучем силиконовом масле. В лейпцигском Центре есть специальные камеры, где одновременно можно раскислять сотни книг.

ZFB - всемирно признанный реставрационный центр, где работают 45 человек. Для особенно сильно поврежденных книг и рукописей здесь применяют машинное расслаивание бумаги: после обработки желатином бумага растягивается и расслаивается по толщине надвое, а между половинками вклеивается очень тонкая и очень прочная опорная бумага. В клей для армирования добавляют раскисляющие реагенты. Машинный метод позволяет ежедневно реставрировать до 5 000 листов.

По статистике, в книгохранилищах Европы и Америки 10% книг полностью непригодны для использования и еще 30% повреждены микроорганизмами, насекомыми, грибками и небрежным обращением.

У БУМАГИ ЕСТЬ ГОЛОС

Это кредо группы компаний "Игепа" (IGEPA), заявленное в новом каталоге мелованных бумаг: "Бумага умеет говорить, или, лучше сказать, с помощью бумаги мы приобретаем слух. В современном мире, в хаосе звуков услышать можно только того, кто тихо говорит и пишет, кто чувственно и качественно творит, кто обыгрывает каждый звук. Кто делает это лучше бумаги? Бумага - это выразительный инструмент. У бумаги есть голос".

В каталоге, который с полным основанием можно считать фотоальбомом, семь глав, посвященных семи разновидностям бумаги. Первая глава представляет чистоцеллюлозную высокоглянцевую бумагу maxigloss производства UPM-Kymmene, "которая звучит блестяще". Вторая - полуглянцевую бумагу, которая "звучит внушительно", - maxisatin. Третья - шелковисто-матовую «бумагу, несущую покой» maxisilk.

Часть четвертая посвящена "бумаге, которая звучит ярко" - глянцевой мелованной бумаге производства Sappi profigloss, пятая - "бумаге, которая звучит благородно" - матовой profisilk, шестая - классической матовой бумаге profimatt ("звучит грациозно"), и седьмая - бумаге, которая "звучит объемно", - естественной матовой бумаге profibulk с пухлостью 1,3. Кроме художественных фотографий в каталоге приводятся разного рода сведения, не касающиеся напрямую бумаги, в том числе цитаты. Например, под портретом Марии Каллас на "нежной" бумаге profisilk напечатано высказывание этой выдающейся оперной певицы: "Где нет больше слов, начинается музыка. Я пою не из тщеславия, а чтобы парить в высоте, где все гармонично".

Отпечатан каталог на машине Speedmaster CD 102-6 + L с безукоризненным качеством. На отдельных страницах можно увидеть сплошное и выборочное лакирование - глянцевое и матовое, печать по тисненым фольгой участкам, печать золотой и люминесцентной красками, блинтовое тиснение. Этот каталог нужно рассматривать, прислушиваясь к своим ощущениям, проверяя их. Вот почему на обложке изображен камертон.

ПАХУЧЕЕ СЫРЬЕ

В качестве сырья для производства бумаги могут применяться самые различные натуральные волокна. Но использовать в качестве сырья слоновий навоз... Оказывается, это возможно. Если сомневаетесь - побывайте на Интернет-сайте www.thaielephant.com.
В Таиланде разработана технология производства из слоновьих экскрементов прекрасной оберточной бумаги без цвета и запаха. Собственно, навоз травоядного животного - это непереваренные грубые волокна растительной клетчатки. По словам директора проекта Н. Сингапудтенгала из Тайского центра охраны слонов в Лэмпене, такой необычный материал особенно хорошо подходит для упаковки и... производства искусственных цветов.

Похоже, таиландские ученые заодно хотят решить и проблему очистки слоновников: 40 слонов в Лэмпене производят ежедневно от 1500 до 2000 килограммов навоза.

БУМАГИ "ОТ КУТЮР"

Вот уже десять лет в Париже существует бумажное дизайн-ателье Thibierge & Comar, названное по имени владельцев, которые не делают, а изобретают бумагу. Их продукция экспортируется в 45 стран и используется, к примеру, в декоре интерьеров. Компания имеет прочные отношения с производителями и продавцами бумаги, полиграфистами, дизайнерами-графиками. Казалось бы, в области изготовления бумаги трудно придумать что-то радикально новое, но Thibierge & Comar это удалось.

Так, они представили специалистам серию Cromatico, навеянную яркими красками муранского стекла из Венеции. Эти полупрозрачные бумаги - результат разработки совершенно новой технологии, защищенной несколькими патентами: волокна целлюлозы взбиваются, как сливки, до тех пор, пока не превращаются в гель. Затем вводится краска - для получения более ярких, вибрирующих тонов. К 15 первоначальным цветам добавились пять флуоресцентных, в том числе бриллиантовый экстра-белый, матовый густо-черный и даже "поросячий" розовый. Именно на этих бумагах остановили свой выбор фирмы "Гермес", "Пежо", "Рено", "Донна Каран" для своей представительской продукции.

Серия Cromatico годится для офсетной, лазерной, струйной печати и шелкографии, ее можно тиснить. Создатели уловили модную тенденцию времени, выразившуюся в новом дизайне компьютеров iMac с ярким полупрозрачным корпусом монитора, - желание смотреть сквозь преграду, которая кажется наполовину условной, виртуальной, не теряя при этом своих потребительских качеств. Бумага Thibierge & Comar стоит дорого, но у нее есть свои ценители и заказчики - "Диор", "Шанель", "Эсти Лаудер", "Картье" и другие компании, для которых бумажные изделия, включая упаковку духов, - важная часть имиджа.

СКВОЗНЫЕ ЛИСТЬЯ

Для украшения самодельных открыток, блокнотов, альбомов, а также для других целей нередко используются листья деревьев — не просто высушенные, а скелетированные, похожие на сеточку из жилок. Их рисунок красив сам по себе и прекрасно дополняет и декорирует любые бумажные изделия.

Чтобы получить такой листок, его нужно выварить в растворе соды (2-3 столовые ложки на 0,5 литра воды) в течение 40–60 минут. Сварившиеся мягкие ткани нужно счистить зубной щеткой, а то, что осталось, расправить и высушить, как для гербария. В этой технике делаются целые панно. Усиливает декоративность композиции разнообразное окрашивание. Метод пригоден и для некоторых других частей растений: например, из оранжевых «фонариков» физалиса получаются очень эффектные "арт-объекты".

ДЕЛИКАТНАЯ БУМАГА

Бумажные салфетки с давних пор применялись в Китае не только за столом. Известно, что в 1393 году для нужд императорской семьи было изготовлено 720 тысяч листов мягкой ароматизированной туалетной бумаги. Форму рулончика этот материал приобрел гораздо позже: первыми скромные рулончики с надписью "мягкая, как старинный лен" начали продавать в США братья Э. Ирвин и К. Скотт. Случилось это в 1879 году. Их продукция носила название "Уилфордская тонкая бумага" (намек на роскошный нью-йоркский отель "Уилфорд-Астория"), но очень скоро она стала очень популярна как "Скотт-бумага".

Эти же предприниматели в 1907 году запустили в производство первые рулонные бумажные полотенца. Случилось это, можно сказать, по чистой случайности: однажды с бумажной фабрики прислали партию некачественной - грубой и морщинистой "Скотт-бумаги" в длинных, похожих на трубы рулонах-заготовках, еще не разрезанных на маленькие рулончики. Отвергнутую партию бумаги предстояло списать, но Скотт-сын оказался находчив и предложил продавать ее в качестве полотенец. Через двадцать лет "Сани-тауэлс" продавались по всей Америке по 25 центов за штуку.

ЗОНТИК ДЛЯ ЗАБАВЫ

Все знакомы с ними - миниатюрными бумажными зонтиками, которые раскрываются, как настоящие, и заслоняют порцию мороженого от летнего солнца. Эти декоративные пустячки особенно любят дети. Мороженое под зонтиком кажется им еще вкуснее и желаннее.
Согласно данным импортеров декоративных изделий из стран Дальнего Востока, только в Германии ежегодно потребляется около 20 миллионов игрушечных бумажных зонтиков, изготовленных в Китае, Таиланде и соседних странах. Там в зависимости от размеров предприятия в производстве зонтиков заняты от 300 до 5 000 рабочих, которые сидят в больших производственных помещениях все вместе и вручную из бумаги, картона и деревянных палочек создают такие никчемные и такие необходимые нам крошечные изделия.
В дальневосточных странах и Японии на бумагу смотрят совершенно иначе, чем в Европе, - гораздо серьезнее. Там она используется даже как строительный материал, не говоря уже о производстве ширм, вееров, абажуров или зонтиков - настоящих, больших, которые, правда, защищают только от солнца и совершенно бесполезны в дождливую погоду.



Всего страниц: 1

ЛИЧНАЯ ПАПКА
E-mail
Регистрация пользователя
Пароль
Забыли пароль?

Высекальные прессы Bobst снова доказывают свою надежность

В Вашем почтовом ящике:
Новости Полиграфии, Новые поступления в Каталоги, Работа в Полиграфии, Объявления Полиграфии и многое другое.

Подпишитесь на рассылку!




Воспроизведение в любой форме и распространение материалов портала RUPRINT.RU
возможны только с письменного разрешения администрации

Контактая информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002-2006 RUPRINT.RU