МИРОВОЕ ДОСТОЯНИЕ
Старая бумажная фабрика Verla Board Mill, принадлежащая UPM-Kymmene, с 1972
года является музеем. Когда ее номинировали для включения в Список объектов
мирового наследия ЮНЕСКО, многие просто не поверили, потому что в этот список
входят всего 500 объектов культуры и природы из 100 стран, и возглавляют его
египетские пирамиды, Версальский дворец, Акрополь и лондонский Тауэр.
Эксперты обратили внимание на фабрику Verla из-за ее богатой и разнообразной
архитектуры, хорошо сохранившегося оборудования вкупе с прекрасной картиной
окружающей местности, бережно охраняемой финнами. Фабрика, или, как раньше говорили,
мельница, работала с 1872 по 1964 год и производила в год 2000 тонн картона
и такое же количество круглого леса на продажу. Одномоментно там было занято
150 человек. Корпорация Kymmene купила это предприятие в 1922 году.
В списке ЮНЕСКО всего 12 старинных промышленных зданий, в основном относящихся
к металлообработке, и только одно из бумагоделательной отрасли - живописная
маленькая фабрика Verla.
НЕ ДАЙТЕ ЕЙ СКИСНУТЬ
В Лейпциге - книжной столице Германии - работает уникальный Центр охраны документальных
ценностей (ZFB), где занимаются реанимированием книг. Злейшие враги бумаги -
вода и огонь, но не менее беспощадно время.
До наших дней довольно хорошо сохранились рисунки Леонардо, Рембрандта, Рубенса,
которые были сделаны на бумаге, полученной из тряпья. Но современная бумага
не столь долговечна. С тех пор, как в середине 19 века бумагу стали производить
промышленным методом из древесины, для ее проклейки начали применять сульфат
алюминия. Взаимодействуя с бумагой, он образует серную и органические кислоты,
которые разъедают бумагу изнутри.
Спасти ее можно «раскислением», в ходе которого просушенная до влажности 1%
(при норме 5–7%) бумага пропитывается особым щелочным раствором. В этот состав
входят соединения магния и титана, растворенные в летучем силиконовом масле.
В лейпцигском Центре есть специальные камеры, где одновременно можно раскислять
сотни книг.
ZFB - всемирно признанный реставрационный центр, где работают 45 человек. Для
особенно сильно поврежденных книг и рукописей здесь применяют машинное расслаивание
бумаги: после обработки желатином бумага растягивается и расслаивается по толщине
надвое, а между половинками вклеивается очень тонкая и очень прочная опорная
бумага. В клей для армирования добавляют раскисляющие реагенты. Машинный метод
позволяет ежедневно реставрировать до 5 000 листов.
По статистике, в книгохранилищах Европы и Америки 10% книг полностью непригодны
для использования и еще 30% повреждены микроорганизмами, насекомыми, грибками
и небрежным обращением.
У БУМАГИ ЕСТЬ ГОЛОС
Это кредо группы компаний "Игепа" (IGEPA), заявленное в новом каталоге
мелованных бумаг: "Бумага умеет говорить, или, лучше сказать, с помощью
бумаги мы приобретаем слух. В современном мире, в хаосе звуков услышать можно
только того, кто тихо говорит и пишет, кто чувственно и качественно творит,
кто обыгрывает каждый звук. Кто делает это лучше бумаги? Бумага - это выразительный
инструмент. У бумаги есть голос".
В каталоге, который с полным основанием можно считать фотоальбомом, семь глав,
посвященных семи разновидностям бумаги. Первая глава представляет чистоцеллюлозную
высокоглянцевую бумагу maxigloss производства UPM-Kymmene, "которая звучит
блестяще". Вторая - полуглянцевую бумагу, которая "звучит внушительно",
- maxisatin. Третья - шелковисто-матовую «бумагу, несущую покой» maxisilk.
Часть четвертая посвящена "бумаге, которая звучит ярко" - глянцевой
мелованной бумаге производства Sappi profigloss, пятая - "бумаге, которая
звучит благородно" - матовой profisilk, шестая - классической матовой бумаге
profimatt ("звучит грациозно"), и седьмая - бумаге, которая "звучит
объемно", - естественной матовой бумаге profibulk с пухлостью 1,3. Кроме
художественных фотографий в каталоге приводятся разного рода сведения, не касающиеся
напрямую бумаги, в том числе цитаты. Например, под портретом Марии Каллас на
"нежной" бумаге profisilk напечатано высказывание этой выдающейся
оперной певицы: "Где нет больше слов, начинается музыка. Я пою не из тщеславия,
а чтобы парить в высоте, где все гармонично".
Отпечатан каталог на машине Speedmaster CD 102-6 + L с безукоризненным качеством.
На отдельных страницах можно увидеть сплошное и выборочное лакирование - глянцевое
и матовое, печать по тисненым фольгой участкам, печать золотой и люминесцентной
красками, блинтовое тиснение. Этот каталог нужно рассматривать, прислушиваясь
к своим ощущениям, проверяя их. Вот почему на обложке изображен камертон.
ПАХУЧЕЕ СЫРЬЕ
В качестве сырья для производства бумаги могут применяться самые различные
натуральные волокна. Но использовать в качестве сырья слоновий навоз... Оказывается,
это возможно. Если сомневаетесь - побывайте на Интернет-сайте www.thaielephant.com.
В Таиланде разработана технология производства из слоновьих экскрементов прекрасной
оберточной бумаги без цвета и запаха. Собственно, навоз травоядного животного
- это непереваренные грубые волокна растительной клетчатки. По словам директора
проекта Н. Сингапудтенгала из Тайского центра охраны слонов в Лэмпене, такой
необычный материал особенно хорошо подходит для упаковки и... производства искусственных
цветов.
Похоже, таиландские ученые заодно хотят решить и проблему очистки слоновников:
40 слонов в Лэмпене производят ежедневно от 1500 до 2000 килограммов навоза.
БУМАГИ "ОТ КУТЮР"
Вот уже десять лет в Париже существует бумажное дизайн-ателье Thibierge &
Comar, названное по имени владельцев, которые не делают, а изобретают бумагу.
Их продукция экспортируется в 45 стран и используется, к примеру, в декоре интерьеров.
Компания имеет прочные отношения с производителями и продавцами бумаги, полиграфистами,
дизайнерами-графиками. Казалось бы, в области изготовления бумаги трудно придумать
что-то радикально новое, но Thibierge & Comar это удалось.
Так, они представили специалистам серию Cromatico, навеянную яркими красками
муранского стекла из Венеции. Эти полупрозрачные бумаги - результат разработки
совершенно новой технологии, защищенной несколькими патентами: волокна целлюлозы
взбиваются, как сливки, до тех пор, пока не превращаются в гель. Затем вводится
краска - для получения более ярких, вибрирующих тонов. К 15 первоначальным цветам
добавились пять флуоресцентных, в том числе бриллиантовый экстра-белый, матовый
густо-черный и даже "поросячий" розовый. Именно на этих бумагах остановили
свой выбор фирмы "Гермес", "Пежо", "Рено", "Донна
Каран" для своей представительской продукции.
Серия Cromatico годится для офсетной, лазерной, струйной печати и шелкографии,
ее можно тиснить. Создатели уловили модную тенденцию времени, выразившуюся в
новом дизайне компьютеров iMac с ярким полупрозрачным корпусом монитора, - желание
смотреть сквозь преграду, которая кажется наполовину условной, виртуальной,
не теряя при этом своих потребительских качеств. Бумага Thibierge & Comar
стоит дорого, но у нее есть свои ценители и заказчики - "Диор", "Шанель",
"Эсти Лаудер", "Картье" и другие компании, для которых бумажные
изделия, включая упаковку духов, - важная часть имиджа.
СКВОЗНЫЕ ЛИСТЬЯ
Для украшения самодельных открыток, блокнотов, альбомов, а также для других
целей нередко используются листья деревьев — не просто высушенные, а скелетированные,
похожие на сеточку из жилок. Их рисунок красив сам по себе и прекрасно дополняет
и декорирует любые бумажные изделия.
Чтобы получить такой листок, его нужно выварить в растворе соды (2-3 столовые
ложки на 0,5 литра воды) в течение 40–60 минут. Сварившиеся мягкие ткани нужно
счистить зубной щеткой, а то, что осталось, расправить и высушить, как для гербария.
В этой технике делаются целые панно. Усиливает декоративность композиции разнообразное
окрашивание. Метод пригоден и для некоторых других частей растений: например,
из оранжевых «фонариков» физалиса получаются очень эффектные "арт-объекты".
ДЕЛИКАТНАЯ БУМАГА
Бумажные салфетки с давних пор применялись в Китае не только за столом. Известно,
что в 1393 году для нужд императорской семьи было изготовлено 720 тысяч листов
мягкой ароматизированной туалетной бумаги. Форму рулончика этот материал приобрел
гораздо позже: первыми скромные рулончики с надписью "мягкая, как старинный
лен" начали продавать в США братья Э. Ирвин и К. Скотт. Случилось это в
1879 году. Их продукция носила название "Уилфордская тонкая бумага"
(намек на роскошный нью-йоркский отель "Уилфорд-Астория"), но очень
скоро она стала очень популярна как "Скотт-бумага".
Эти же предприниматели в 1907 году запустили в производство первые рулонные
бумажные полотенца. Случилось это, можно сказать, по чистой случайности: однажды
с бумажной фабрики прислали партию некачественной - грубой и морщинистой "Скотт-бумаги"
в длинных, похожих на трубы рулонах-заготовках, еще не разрезанных на маленькие
рулончики. Отвергнутую партию бумаги предстояло списать, но Скотт-сын оказался
находчив и предложил продавать ее в качестве полотенец. Через двадцать лет "Сани-тауэлс"
продавались по всей Америке по 25 центов за штуку.
ЗОНТИК ДЛЯ ЗАБАВЫ
Все знакомы с ними - миниатюрными бумажными зонтиками, которые раскрываются,
как настоящие, и заслоняют порцию мороженого от летнего солнца. Эти декоративные
пустячки особенно любят дети. Мороженое под зонтиком кажется им еще вкуснее
и желаннее.
Согласно данным импортеров декоративных изделий из стран Дальнего Востока, только
в Германии ежегодно потребляется около 20 миллионов игрушечных бумажных зонтиков,
изготовленных в Китае, Таиланде и соседних странах. Там в зависимости от размеров
предприятия в производстве зонтиков заняты от 300 до 5 000 рабочих, которые
сидят в больших производственных помещениях все вместе и вручную из бумаги,
картона и деревянных палочек создают такие никчемные и такие необходимые нам
крошечные изделия.
В дальневосточных странах и Японии на бумагу смотрят совершенно иначе, чем в
Европе, - гораздо серьезнее. Там она используется даже как строительный материал,
не говоря уже о производстве ширм, вееров, абажуров или зонтиков - настоящих,
больших, которые, правда, защищают только от солнца и совершенно бесполезны
в дождливую погоду.