|
|
|
|||||||||||||||
Вводная часть, или Общие (но не Пустые) слова Системы СТР, Сотритег-То-Рlате, или, по-русски, системы прямого изготовления печатных форм, стали в последние годы одной из самых модных тем для отечественных полиграфистов. Кое-кто уже установил СТР кто-то собирается это сделать в ближайшее время, кто-то пока оценивает технологические и экономические аспекты этой технологии - но интерес к СТР есть, без преувеличения, у всех полиграфических предприятий нашей страны. Так что это, модная игрушка или веление времени? Всего лишь один из возможных способов развития допечотного участка или единственно разумное решение, не имеющее реальных альтернатив? Вложение денег "по необходимости" или способ увеличить прибыль? Давайте чуть-чуть отвлечемся от отечественной реальности и посмотрим - а что происходит всего но несколько тысяч километров западнее? Там, где, как это ни обидно, и по сей день печатается немало российских изданий? Оказывается, там уже все всё решили: во многих европейских странах до 80% форм для офсетной печати сегодня изготавливается по технологии СТР. Повторим чужой опыт бездумно? Нет, конечно. Наша полиграфическая промышленность имеет свою специфику - так же, как и социальное, и экономическое устройство нашей страны. Но и не делать из чужого опыта собственных выводов - не совсем правильная политика. И выводы простые, те руководители предприятий, которые часто бывают в гостях у заграничных коллег, их уже сделали: да, путь максимального внедрения цифровых технологий в допечатном производстве - и в том числе, технологий СТР - эта сегодня путь естественного развития полиграфии. И наша, отечественная полиграфия получила неожиданное преимущество: мы можем брать сегодня отлаженные, надежные, беспроблемные цифровые технологии, весь риск новаторства "благородно" взяли на себя наши западные коллеги. А вот сладкие плоды новаторства на нашем рынке можем собрагь и мы сами, что, конечно, очень приятно. Не следует лишь забывать: сладкими эти плоды будут не очень долго, еще 2-3 года - и технологии СТР превратятся из инноваций в традиционный производственный процесс, и вкус плода сменится со сладкого на пресный (посмотрим вновь "в направлении заката" - там уже думают о замене изношенных систем СТР новыми, и ни о каких "дивидендах от инноваций" речи давно нет). Часть первая. Про Деньги Так в чем же лежит экономическая выгода от внедрения СТР? Возможно, следует говорить о трех аспектах, причем их "вес" для каждого предприятия будет разным. Во-первых - экономия. Экономия на расходных материалах (форма СТР стоит чуть-чуть дешевле, чем пленка плюс традиционная форма, и с каждым годом формы СТР дешевеют, в то время как пленке и традиционным формам дешеветь некуда). Экономия на зарплате персонала - с введением цифрового монтажа и прямого вывода форм персонал допечатного участка в типичной типографии может быть сокращен в 3-5 раз. Экономия на неизбежном браке, возникающем из-за ошибок монтажа, дефектов копировки, да и просто влияния человеческого фактора. Наконец, сокращение площадей, занимаемых допечатным участком. Во-вторых - повышение эффективности производство. Причем здесь основной эффект лежит уже не в допечатном, а в печатном цехе, и эффект этот намного весомее. Ведь допечатное производство вспомогательно, насгоящую прибыль приносят печатные машины - и каждая минута их простоя несет убытки, а каждая минута сокращения времени приладки приятно "греет карман". Переход но использование форм, изготовленных на СТР, значительно ускоряет приладку - хотя бы в силу очень быстрого попадания "в кресты". Если речь идет о ролевых машинах - то это экономия не только времени, но и бумаги. Другие аспекты, связанные с качеством и стабильностью растровой точки, легкостью попадания "в цвет", - тема для отдельного серьезного технологического разговора, но важно то, что переход на прямой вывод форм позволяет повысить эффективность работы печатных машин иногда на десятки процентов! В-третьих, использование СТР позволяет вкусить упомянутые выше "сладкие плоды инновации", иными словами, получить конкурентные, маркетинговые преимущества - за счет ускорения производственного цикла, за счег повышения качества печати, снижения брака и перепечатки тиражей. Некоторые аналитики считают, что эти обстоятельства позволят непосредственно увеличить прибыль за счет повышения цен на продукцию, хотя я сомневаюсь, что для крупных предприятий это будет возможно скорее: эффект будет выражаться в более уверенном присутствии в своих сегментах рынка и в возможности более полной загрузки производства. На сегодняшний день в России установлено уже немалое число систем СТР (похоже, к моменту опубликования статьи будет почти с огня), и большинство из них - на крупных или очень крупных предприятиях, где в силу ряда объективных причин эти технологии оказались наиболее востребованными. Часть вторая. Про Проблемы Каковы типичные требования большого полиграфического комбината к до печати ому участку? Делать формы, много, разных форматов, быстро, со сложными монтажами - и при этом не забивать голову технологом печатного цеха своими проблемами, у них и без этого забот хватает. Современные листовые машины, занятые на рекламных и коммерческих работах, цветные книжные ротации, несколько газетных машин, "чернуш-ные" книжные ротации. Десятки разных схем монтажа, многие сотни разноформатных форм в день, несколько тысяч квадратных метров, занятых допечатным производством. Десятки монтажисток и копировщиц - аккуратных и старательных, но очень усталых женщин, неизбежно делающих ошибки, дорогая и сомнительная цветопроба, за которую заказчики отказываются платить, а потом требуют неизвестно чего, "синьки" с плохо работающей над ними вытяжкой... Неужели этот кошморный узел можно сразу развязать, просто заплатив деньги за волшебную коробочку? Нет, конечно. Одним махом этот узел можно только разрубить посредством вакуумной бомбы (изучал я это в студенческие годы - был грех), но лично мне такой выход не очень нравится - из патриотических соображений. Думаю, многие полиграфисты со мной согласятся - не лучший это выход. А тема статьи - СТР, да еще конкретная модель... "Волшебная коробочка"? Только что я сам написал - не бывает такой. Однако способ развязывания кошмарного узла все же существует, и упомянутая система СТР играет в нем не последнюю роль. Она вынуждает "подтянуть" все остальное производство под современные стандарты, и при наличии квалифицированного и обучаемого персонала, технологической поддержки со стороны поставщика оборудования и сильной воли руководства типографии - появляется возможность развязать узел допечатных проблем и но много лет сделать этот участок одним из самых беспроблемных и "прозрачны"' на производстве. Часть третья. Про "Железо" Наконец, добрались до главной темы статьи - системы CTP Fujifilm Luxel V-9600. Эта машина формата В1+ (а точнее, 1160x960 мм, перекрывающего формат печатных машин 44 дюйма) была представлена впервые на выставке IРЕХ-2002, а реально поставляться начала с осени 2002 года. До этого некоторое время выпускалась машина-предшественница Р-9600 с другим типом лазера. За неполные два года в мире было установлено более 700 CTP Fujifilm Luxel V-9600 в различных модификациях, в среднем по одной машине в день - немало.., В чем причины успеха CTP Fujifilm Luxel V-9600? Они просты - хороший продукт в нужное время за разумную цену. Высочайшее качество разработки и изготовления, за которым стоит много десятилетий опыта Crosfield(а именно так называлось Fujifilm Electronics and Imaging до 1997 года), Luxel V-9600 построен по схеме с внутренним барабаном и использует для экспонирования фотополимерных пластин "фиолетовые" лазерные диоды мощностью 60 мВт. Данная технология зарекомендовала себя с самой лучшей стороны и завоевывает все большее признание в мире. Конструкция с внутренним барабаном сочетает как наиболее высокое качество и точность экспонирования форм, так и высокую надежность и простоту в обслуживании. Важнейшие элементы конструкции Luxel V-9600 - оптика и высокоскоростной спиннер - ведут свое происхождение от знаменитого фотовыводного устройства Luxel F-9000. признанного эталона качества, надежности и производительности. От него же ведет свою историю и система прямого привода экспонирующего модуля, не имеющая ходового винта и также отличающаяся исключительной точностью, надежностью и простотой обслуживания. Впервые использованная в F-9000 (и оставшаяся уникальной для серийно выпускаемых фотовыводных устройств) система многолучевой записи на поверхность внутреннего барабана используется и в СТР V-9600. сегодня большинство аппаратов поставляется в двухлазерном варианте, возможность использования трех лазеров (как в Р-9000) также рассматривается. Многолазерная запись позволяет не только добиться повышения производительности системы - она еще и обеспечивает внутреннее резервирование: при выходе из строя одного источника излучения аппарат продолжает работать со сниженной (но все равно очень приличной) скоростью, причем никакие перенастройки не требуются. На достоинствах "фиолетовой" фотополимерной технологии, используемой в СТР-системах Fujifilm, стоит остановиться подробнее. Прежде всего, это высокое качество печати, возможность воспроизведения регулярных растров до 300 lpi| и стохастики 20 мкм. "Фиолетовые" аппараты с внутренним барабаном отличаются высокой надежностью и низкой ценой владения - в силу долговечности и невысокой цены источника излучения, а также невысокой стоимости сервисного обслуживания. На источник излучения - "фиолетовый" лазерный диод - Fujifilm предоставляет гарантию 5 лет! Важно и то, что процесс экспонирования и обработки фото пол и мерных пластин весьма стабилен и надежен, калибровка проста и требуется крайне редко. Проявочные машины производства британской фирмы Heights, поставляемые вместе с системами Luxel V-9600, отличаются компактностью, чрезвычайной нодежностью и запасом прочности, и, по неофициальным отзывам конкурентов, "рассчитаны на прямое попадание авиабомбы". Хорошие фотополимерные формы (например, Fujifilm Brillia LP-NV) обладают исключительными печатными характеристиками, очень быстрой "раскрываемостью", широким диапазоном допустимого красочно-водного баланса. Они позволяют работать с красками ультрафиолетового отверждениа. не применяя обжига форм, а с обжигом и использованием обыкновенных красок их тиражестой-кость достигает 1 млн. списков. Luxel V-9600 существует во многих комплектациях. Собственно, есть 3 различных аппарата: V-9600 с системой встроенной пробивки приладочных отверстий, Vх-9600 без такой системы, но зато с возможностью экспонировать как "портретные", так и "альбомные" формы с минимальными мертвыми зонами (идеальное решение для производств, где есть рулонные машины), и довольно редкий аппарат Vх-6000 - с форматом, ограниченным до B2, но с огромной производительностью. Эти аппараты могут поставляться с различной степенью автоматизации. Самая простая (и сравнительно редко используемая) конфигурация - ручная, с ручной загрузкой и ручной выгрузкой форм. Немного более дорогая, но намного более популярная комплектация - полуавтоматическая, в которой оператор вручную устанавливает форму на загрузочный стол, а после экспонирования она автоматически передается в проявочный процессор. Стоит отдельно отметить чрезвычайно компактное и эргономичное вертикальное устройство ручной загрузки с контролем наличия "забытой" прокладочной бумаги. Наконец. самая популярная (но и самая дорогая) конфигурация - полный автомат, С подачей пластин из закрытых кассет и автоматическим удалением прокладочной бумаги между пластинами. При этом аппарат оснащается "магазином" из 5 автоматически выбираемых кассет, с возможностью их замены без остановки работы. Последняя новинка, появившаяся на drupa-2004, - более простой автомат, с однок ас сетным загрузчиком. Таким образом, множество различных конфигураций Luxel V-9600 способно удовлетворить требования самых различных производств. Немаловажно и то, что все средства автоматизации могут быть добавлены в аппарат уже после приобретения - т.е. можно купите самую простую ручную модель и по мере роста загрузки модернизировать ее до полностью автоматической с многокассетным загрузчиком. Luxel V-9600 может экспонировать формы форматом до 1160 х 960 мм, толщина пластин от 0,15 до 0.3 мм, причем для модификации Luxel V-9600 допускается как альбомная (по длинной стороне), так и портретная (книжная, по короткой стороне) ориентация пластины и экспонирование может производиться почти от самого края пластины, что делает возможной работу с современными рулонными машинами. Luxel V-9600 поддерживает 8 разрешений от 1200 dpi! до 3657 dpi при этом его производительность в двухлазерной версии для форм фомата В1 составляет 32 формы в час при разрешении 2400 dpi и 43 формы в час при разрешении 1200 dpi (для меньших форматов, используемых, например, для ролевых машин, производительность может быть еще выше). Так почему же мы говорим о Luxel V-9600 как об идеальном решении для больших полиграфических комплексов? Очень просто. Он может делать формы для всех типов офсетных машин - от современных ротаций до листовых машин, работающих с UV-красками, и при этом использовать один и тот же тип форм. Он обладает высочайшей производительностью при выводе форм для высококачественных коммерческих работ, но при этом он может выводить и формы с низким "газетно-книжным" разрешением - с еще большей скоростью! Наконец, очень высокая надежность, простота сервисного обслуживания и простота "регулярного" обслуживания (проще говоря, мытья проявки) минимизируют время простоев допечатного комплекса. Часть четвертая. Про "Мозги" Устройство экспонирования пластины и проявочный процессор - самые заметные части современного допечатного комплекса, но они - ещё не всё. Важнейшей частью является программное обеспечение, управляющее работой допечатного участка. И если несколько лет назад это был "просто RIP", переводящий файлы, подготовленные издательскими системами в команды выводного устройства, то сегодня функции такого программного обеспечения значительно расширились и его стали уважительно называть "системой управления рабочими потоками". Luxel V-9600 обычно поставляется с мощной системой управления рабочими потоками Fujifilm Celebrant. Сильной стороной Celebrant является высокая модульность построения, что позволяет легко адаптировать его как под требования любого производства. В небольшой типографии достаточно "просто RIP" и не нужно платить за дополнительные возможности (хотя и в этом случае Celebrant включает развитые средства управления заданиями, систему просмотра подготовленных к выводу работ, архиватор и многое другое). А для большого поли-графкомбината оправдана максимальная автоматизация всех возможных функций, автоматическая проверка приходящих материалов на соответствие полиграфическим требованиям, автоматическое использование сложных схем спуска полос, распределение заданий между несколькими выводными устройствами и многое другое. Все эти возможности могут быть предоставлены Fujifilm Celebrant.
При высокой загрузке важным свойством Celebrant является возможность функционирования
системы управления рабочими потоками как единого целого на нескольких компьютерах
с автоматическим перераспределением загрузки. Кроме того, распределенное производство
поддерживается возможностью управления Celebrant через сеть с неограниченного
количества клиентских станций. Дмитрий МОКИН, пролукт-специалист "ЯМ Интернешнл"
|
Рубрикатор
статей
|