Мировая индустрия упаковки оценивается в 500 миллиардов долларов, но за пять лет эта цифра должна подрасти на треть до 760 миллиардов. Это одна из самых высокорен табельных и быстрорастущих отраслей. С точки зрения печатных технологий упаковка делится на четыре основных сектора - в зависимости от «исходного» материала: картон, гофрокартон, гибкая упаковка и этикетки. Далее идут печать на жести, стекле, бумаге, ткани и прочих материалах. Если говорить о способах печати, то на листовых офсетных машинах печатается значительная доля бумажных этикеток и пакетов, легкий картон и микрогофрокартон. Рулонные офсетные машины используются также для печати на некоторых пленках. Но все-таки гибкая упаковка и самоклеящиеся этикетки производятся обычно методами глубок ой или флексографской печати. В последнее время значительное количеств о упаковки производится т акже на машинах цифро вой печати, которые спо собны работать даже с картоном и пластиком. Методом шелкографии из давна получают изображе ния на картоне, жести, стекле, пластмассовой упаковке и текстиле.
Бумага была и остается одним ил важнейших упаковочных материалов. На долю упа ковки из бумаги и картона приходится более 40% индустрии упаковки. Естественно, в те времена, когда она была слишком дорогой даже для печатания книг, никому и в голову не приходило использовать ее «не по назначению». Но позже упаковочную бумагу стали производить специаль но; грубую, серую - для обычных то варов и изысканную для подарков. Бакалейщики пользовались специаль ными пергаментными и вощеными бу магами. До сих пор существует и развивается производство бумаг для упаковывания небольших предметов «по старинке». Особым спросом пользу ются цветные бумаги с напечатанным на них мелким рисунком: сюжеты можно варьировать бесконечно. В особых отделах подарочной упаковки наобширный выбор бумаги на все вкусы. Для нашей страны это новшество - так как при социализме таких «из лишеств» не допускали.
Бумага для упаковки обычно с одной стороны глянцевая, хорошо про клеенная, непрозрачная и подходит для тиснения, бронзирования и лакирования. Она довольно жесткая и устойчивая к изгибу, а также - безвредная, так как предназначена в основном для продуктов питания. Простейшая бумажная упаковка - это пакет. Де лали их в старину кто как - до тех пор, пока в середине позапрошлого ве ка в Пенсильвании не сконструировали первый станок для производства бумажных мешков. Во время гражданской войны в США производство хлопка резко упало, и выпуск хлопковых мешков - важнейшей на тот момент тары для зерна, муки и прочих сыпучих продуктов прекратился, что и направило мысли изобретателей в нужном направлении. После 1860 го да американцы не только целиком обеспечивали себя бумажными пакетами, но и экспортировали машины для их производства по всему миру. Важнейшим усовершенствованием в этом деле стала технология производства пакетов с плоским дном, запатентованная в 1870 году Л.Н. Кроуэллом. В дело разработки машин для складывания пакетов внесли свою лепту даже женщины: вариантов таких механизмов известно множество.
Бумажные пакеты с плоским дном служат нам по сей день: в них продаются крупы, мука, сахар, корм для домашних животных, строительные смеси и многое другое. Если такой пакет не запечатывать, а приделать к нему ручки, оп превратится в подобие сумки, куда можно складывать покупки. Производство бумажных пакетов для покупок по-настоящему расцвело в эпоху супермаркетов. Хотя в наши дни бумажные пакеты уже уступили первенство более дешевым и практичным пластиковым сумкам, они все еще востребованы - особенно в респектабельных дорогих магазинах.
Самые простые пакеты с вклеенными ручками производятся машинным способом из коричневого или бе леного крафта, по для рекламных целей можно сделать заказ на ручное изготовление пакетов из мелованной бумаги с ламинированием, из дорогой дизайнерской крашеной в массе, или из переплетных материалов, которые не рвутся па сгибах. Печать на таких пакетах может быть офсетной либо (для окрашенных в массе бумаг) - шелкографской, для отделки используются тиснение и выборочное лакирование. Сегодня процесс извлечения подарка из упаковки может затянуться: открывается пакет, извлекается украшенный бантиком сверток, развязываются ленточки, разворачивается или рвется бумага, а в ней обнаруживается картонная коробочка.
Прежде картонные коробки так и называли - картонки. До начала машинного производства картон, сделанный вручную, ценился довольно высоко. Получали его тремя способами - отливом (такой картон называется натуральным), прессованием из нескольких слоев влажной бумаги и склеиванием. Прессованный картон был самым прочным и гибким. Это свойство позволяло делать из него простейшие коробки без сгибов, - и самые первые картонки имели круглую или овальную форму. Мастер огибал картоном цилиндрическую деревянную болванку и затем скреплял концы, - так же, как поступал при изготовлении коробок жестянщик. Затем к цилиндру приклеивалось донышко, и аналогично делалась крышка. Заказчиками коробок и коробочек выступали шляпники, ювелиры, аптекари и кондитеры. Вес квадратного метра картона начинается со 150 граммов и может достигать чуть ли не килограмма (например, бристольский картон с внутренним слоем из древесной массы имеет плотность до 924 г/кв. м).
Как известно, площадь круга больше, чем площадь квадрата с таким же периметром, поэтому объем круглой коробки - максимальный. Для иных предметов лучшей формы и быть не могло. Теперь, к сожалению, редко увидишь шляпную картонку, зато коробки для круглых тортов и сейчас имеют соответствующую форму, и каждый из нас хоть однажды, да носил такой тортик за петельку из шпагата - в радостном предвкушении. По-прежнему в плоские круглые коробки укладывают дорогие конфеты. Вышел из употребления зубной порошок, но до сих пор встречаются в магазинах ста ромодные круглые коробочки из картона для пудры и духов (в памяти неожиданно всплывает, как в младшей группе детского сада мы увлеченно обклеивали коробочки из-под зубного порошка мраморной бумагой, чтобы подарить мамочкам на 8 марта).
С увеличением производства товаров на коробки стали наклеивать печатные этикетки. Однако кустарные круглые коробки плохо подходили для промышленности: перевозить в круглой таре большие партии товаров было неудобно, а пустые коробки занимали слишком много места. И в конце концов торговцы придумали выкройку кубической коробки, которую можно было быстро сложить из плоской заготовки. Упаковочный картон для складных коробок - разнослойный: он состоит из верхнего и нижнего слоев, спрессованных во влажном состоянии с одним или несколькими внутренними слоями. Первые складные коробки, предназначенные для мебельных гвоздей, стала выпускать американская компания Bird & Company в 1850-е годы: продавец складывал их в присутствии покупа теля. Нетерпеливым клиентам такое новшество не понравилось, да и продавцы были недовольны.
Прошла еще четверть века, пок появились по-настоящему удобные простые в изготовлении складные коробки. Технологию их изготовлений разработал в 1879 году нью-йоркский" типограф Роберт Гсйр, который занимался печатанием надписей на бумажных пакетах. Его печатная машина разладилась, и в результате металлическая линейка стала резать бумагу. Мастер смекнул, что на этой машине можно кроить картон. Б ходе последующих экспериментов он увидел, что по слабому следу от металлической кромки картон легко сгибается. Так впервые удалось совместить изготовление коробок
и печатный процесс. Используя штам пы с острыми и тупыми кромками, Гейр высекал на своей машине до 7500 коробочных заготовок в час. Разрезные клапаны после сгибания образовывали дно и крышку коробки. Такую удобную, легкую и компактную упаковку сразу же оценили производители раз ного рода товаров, по не только они. Выяснилось, что покупатели гораздо больше доверяют продуктам в фабричных коробках с надписями и рисунками, чем «развесным», и покупают их охотнее. Американские компании Quaker oats (марка овсянки), Uneeda другие немедленно воспользовались изобретением.
До того, как Г.ТТ. Кроуэлл, владелец небольшой мельницы в Огайо, поместил овсянку «Quaker oats» в складную коробку, овсяная крупа продавалась из бочек и считалась в Америке кормом для лошадей. А Кроуэлл снаб дил свою коробку четырехцветной печатью с изображением квакера и рецептами приготовления не только каши, но также хлеба, пудинга, оладьев и детского питания. Он стал рекламировать этот продукт как «деликатес для гурманов, удовольствие для больного, лакомство для ребенка». Кстати, наш мельник не имел к общине квакеров никакого отношения, - больше половины своего дохода он жертвовал евангелистам-протестантам, а квакерам не давал ни гроша.
Это был первый исторический опыт искусственного создания спроса на товар при помощи упаковки и рекламы. «Один фунт «Quaker oats» - это то же самое, что три фунта говядины для ваших мускулов и костей», - утверждалось в самом первом рекламном объявлении. А в 1891 году хозяин новой торговой марки нанял целый то парный поезд, который разъезжал по Штатам для раздачи миниатюрных образцов. Именно Кроуэлл придумал призы и подарки для тех, кто вырежет и пришлет изображение квакера, - ради популяризации бренда.
Компания Uneetla также сделала ставку на упаковку, подчеркивая, что двойная упаковка - запечатанный бумажный пакетик вставлялся в продолговатую складную коробку - способствует лучшей сохранности печенья. При этом вкус продукта даже не упоминался. Символом «Uneetla» стал мальчик в желтом плаще с известного рекламного постера, несущий коробку печенья. Своей эмблемой компания выбрала венецианскую типографскую марку 15 века - круг и крест - символ искупления Христова. Тем самым подчеркивалась чистота содержимого запатентованной упаковки «In - Er - Seal». Этой маркой до сих пор пользуется фирма Nabisco . Печенье «Uneeda» сделало знаменитым упаковка, а не продукт внутри нее.
К сожалению, таким не слитком честным приемом реклама пользуется до сих пор: так, редкого покупателя заинтересовали бы мелко нарезанные сухарики из нераспроданного булочными хлеба, если бы этот «продукт» не спрятали в красивые пакетики и не разрекламировали по телевидению как средство от депрессии. Можно только пожалеть желудки подростков, грызущих эти сдобренные «вкусовыми добавками» отходы. Зачастую рядовой потребитель не отдает себе отчета в том, что фактически приобретает одну только упаковку, которая подменила собой продукт. Психологи обратили внимание па этот феномен еще в 20-е годы прошлого века: в 1Э28 году редактор журнала «Printer ' s Ink» («Печатная краска») Р.Б. Фрэнкин выпустил целую книгу «Упаковки - это товар». Он утверждал, что само наличие упаковки уже делает продукт чем-то выдающимся.
Средством рекламы упаковка становится при помощи полиграфии. Понятно, что для печати лучше всего подходит картон с мелованным верхним слоем из первичной беленой целлюзы, который прячет низкосортную «середину» из древесной массы или макулатуры. Для упаковки кондитерских изделий, парфюмерии, лекарств, сигарет качество нижнего слоя также имеет немаловажное значение. Поэтому в наше время выпускаются упаковочные картоны, у которых оборотная сторона беленая или даже мелованная. Структурно картоны для высокохудожественной полиграфии с последующим лакированием состоят из семи и более слоев, так как чистоцеллюлозный картон литого мелования слишком дорог и применяется ограниченно.
Для офсетной печати пригоден картон плотностью до 300 г/кв. м, В производстве сигаретной упаковки применяется также глубокая печать. Естественно, упаковка класса «люкс» требует не только печати, высечки, фальцовки и склейки, но и отделки - лакирования, горячего тиснения фольгой, блинтового и конгревного тиснения. Обычно специализированные предприятия располагают слохс- ным производственным оборудовани ем, где все основные операции по изготовлению упаковки производятся в линию. Самая дорогая и желанная техника для производства картонной упаковки изготавливается швейцарской компанией Bobst.
Продолжение следует...
Рекомендуемые ссылки:
Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА