Войти | Новый пользователь? Зарегистрироваться
Разместить рекламу | Карта портала | Помощь
Полиграфический Портал RuPrint.Ru - Открой Свой Мир Полиграфии
Энциклопедия Полиграфии RuPrint.Ru
У Вас есть статьи, интересные для наших читателей? Присылайте!
| | ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | | | ПОЛИГРАФСТАТ | ГАЗЕТА | |
Как искать в "Энциклопедии"?
RuPrint.Ru / Энциклопедия Полиграфии / Статьи по полиграфии / Печатный процесс /

Как найти свою нишу на рынке узкорулонной флексографской печати?

01/10/2003 / Денис Кузнецов

Рынок узкорулонной флексографской печати в России значительно моложе, чем в других развитых странах, и особенно впечатляющим было его развитие на протяжении последнего десятилетия. Сегодня же этот рынок, бывший одним из наиболее динамичных, замедлил темпы роста. Почему? На наш взгляд, тому есть веское основание.

Основное отличие российского рынка от европейского и американского состоит в том, что наши типографии сделали резкий скачок, то есть сразу начали работать на новом, высококлассном оборудовании с использованием самых современных технологий. Тем самым сформировался устойчиво высокий спрос на оборудование, приведший к тому, что сегодня в России представлены практически все известные марки печатных машин. Таким образом, типографии, получив вполне сравнимые по уровню технологии и предлагая примерно одинаковые услуги, оказались в условиях жесткой конкуренции. Если раньше достаточно было аргумента вроде «да у меня немецкая машина – она знаешь как печатает?», то сейчас все приобрело более-менее цивилизованный вид. На рынке присутствуют большие и маленькие типографии, столичные и региональные, работающие под одного заказчика и берущие любые заказы. Словом, сегодня рынок флексографской печати близок к насыщению и прибыли его участников сокращаются. За заказчика ведется настоящая борьба.

Поэтому основная задача – в сложившихся условиях наладить конкурентоспособное прибыльное производство. Принципиальных путей решения этой задачи может быть несколько, и вот основные:
- повышение качества продукции при той же цене;
- выход на новые рынки;
- снижение себестоимости продукции.
Подавляющее большинство флексографских машин на рынке – это машины линейного построения. Однако именно в здесь и кроется главная проблема. Даже при грамотном менеджменте и хорошей организации производства такая машина останется лишь одной из многих. Поэтому доказать заказчику, что он должен печататься именно у вас, а не у соседа, будет весьма непросто. К тому же, наладить производство гораздо сложнее, чем взять и купить машину. А ваш сосед, возможно, уже набил достаточно шишек и худо-бедно справляется с производственными проблемами. Купить более «навороченную», чем у него, машину? Но это дороже и не может не сказаться на себестоимости продукции. Брать дешевое оборудование, надеясь, что удастся справиться с неизбежными проблемами? А если (и скорее всего) не удастся? Любой простой машины грозит потерей Вашего «золотого» заказчика. На первый взгляд, вопросов больше, чем ответов…

К нашей задаче необходимо подойти комплексно, попытавшись наименее затратным путем объединить все три названных способа ее решения. Вариант, который мы рассмотрим – это узкорулонная машина высокой печати планетарного построения. Какие же возможности предоставляет именно эта конструкция и сможет ли она выполнить поставленную задачу – обеспечить прибыльность и конкурентное преимущество производства в долгосрочной перспективе?

Labelmen 12+1

Тринадцатикрасочная (12+лак) машина Labelmen PW-260R-12 для производства этикеток-буклетов

1. Повышение качества печати

Несмотря на абстрактность понятия «качество печати», оно все же несет в себе конкретный смысл. Качественной печатью можно назвать яркое, насыщенное изображение, напечатанное с высокой линиатурой, с хорошим совмещением красок и минимальным растискиванием. Традиционно флексография всегда ассоциировалась с низкокачественной печатью, но использование УФ-красок позволило поднять ее на новый уровень. Яркие этикетки, напечатанные УФ-красками, сразу же заставили обратить на себя внимание. Всего за несколько лет УФ-флексографская печать стала стандартом в производстве самоклеящейся этикетки, и подавляющее большинство машин, покупаемых сейчас, оснащено именно УФ-сушками. Узкорулонные машины с сушками горячим воздухом, которые используют более дешевые водные и спиртовые краски, сейчас сдвинулись в сектор печати простых этикеток и гибкой упаковки, поскольку конкурировать по качеству печати с УФ-красками они не могут из-за того, что краски на основе растворителей и на водной основе хуже по насыщенности и дают более высокое растискивание. Поэтому для того, чтобы наша этикетка была конкурентоспособной, машина должна использовать УФ-краски.

Однако, даже применение УФ-красок не спасает от ограничений, накладываемых формным процессом. Сегодняшние флексографские фотополимерные пластины при линиатурах свыше 150 л/дюйм перестают стабильно воспроизводить точки в светах. При печати это приводит к грязи на светлых участках изображения. Даже для того, чтобы достичь стабильных результатов при печати с линиатурой 150 линий, обязательны несколько факторов – грамотный дизайн, цифровые формы, опытный печатник и, конечно, высококлассная машина. Поэтому повседневная линиатура печати для флексомашин – 120-133 линии. Правда, производители флексографского оборудования часто заявляют о достижении «офсетного качества печати», однако в офсете стандартом являются 150-175 л/дюйм, причем растискивание гораздо меньше. Еще одним ограничением во флексографии является сложность качественного воспроизведения растра и плашек, расположенных на одной форме. Поскольку краскопередача для всех участков формы одинакова и определяется анилоксовым валом, хорошо можно напечатать только что-то одно – либо растр, либо плашки. Для того, чтобы уйти от этого, приходится изготавливать две разных печатных формы с растровым и плашечным изображениями. В результате необходимо увеличивать количество печатных секций, что требует дополнительных инвестиций.

Машины высокой печати свободны от этих недостатков. Устройство красочного аппарата высокой печати аналогично красочному аппарату для «сухого» офсета. Вязкая печатная краска раскатывается валиками и наносится на печатную форму, с которой и переносится на материал. При этом с помощью винтов можно регулировать подачи краски по зонам, что является одним из основных преимуществ способа высокой печати. Насыщенность изображения можно легко изменить в процессе печати. Это позволяет добиваться одинаково хорошего воспроизведения как растра и мелких штриховых элементов, так и плашек, расположенных на одной форме. Благодаря высокой жесткости форм также снижается растискивание. Все это дает возможность печатать с линиатурой 175 и даже 200 л/дюйм. Это уже настоящее, а не «близкое к офсету» качество. Таким образом, мы получаем важнейшее преимущество – возможность предложить заказчику то, чего не сможет сделать конкурент, при этом себестоимость продукции (а, следовательно, и цена для заказчика) останется такой же!

Другое, очень важное преимущество – высокая точность совмещения красок на машинах планетарного построения. В линейных машинах полотно от секции к секции проходит через систему проводящих валиков, и совмещение красок нарушается. Чем больше скорость машины и чем легче ее конструкция, тем больше колебания приводки. Поэтому с отклонениями приводки в пределах ±0,15 мм смиряются как с неизбежным злом. Причем исправить ситуацию иногда не в состоянии даже очень дорогие и совершенные системы автоматической приводки.

В то же время в планетарной машине, стабильность приводки заложена в ее конструкции, поскольку смещение полотна во время печати отсутствует (материал остается плотно прижатым к цилиндру и движется синхронно с ним при прохождении через все секции). Даже при уменьшении или увеличении скорости колебания минимальны. Точность приводки планетарных машин выше и составляет приблизительно ±0,075 мм, что вдвое выше, чем у линейных. Если учесть, что стабильная приводка – один из основных критериев, за которым следит заказчик, принимая тираж, становится понятным, почему на этот параметр следует обратить особое внимание.

Obrazec.jpgShema_bukleta.jpg

Образец 9-страничной этикетки-буклета и ее схема

2. Расширение диапазона выполняемых работ

Общеизвестно, что на узкорулонных машинах печатают самоклеящиеся этикетки. Возникает вполне естественный вопрос: «А можно ли расширить круг выпускаемой продукции и за счет этого утвердиться в новом сегменте рынка?». Помимо этикетки существует еще несколько видов продукции, которые можно производить на узкорулонных машинах:
- картонные коробки
- упаковка из полимерных пленок и кашированной фольги
- платинки из алюминиевой фольги и комбинированных материалов
- ламинированные материалы (пластики ABL и PBL)
- термоусадочные этикетки
- текстильные ярлыки
- «вплавляемые» (in-mould) этикетки
- «сухие» этикетки
- пластик для термоформовки

Сейчас узкорулонные машины повсеместно печатают упаковку из полимерных пленок и фольги, теснят офсетную печать на рынке картонной упаковки, успешно применяются для выпуска «сухих» этикеток. Эти рынки можно считать уже освоенными. А такие рынки, как печать ламинированных материалов, термоусадочных этикеток, пластика находятся в стадии бурного развития. И универсальная машина, такая как машина высокой печати планетарного построения, здесь имеет существенные преимущества, поскольку с ее помощью можно попробовать себя на любом из них и выбрать то, что будет приносить наибольший доход, при этом на шаг опережая конкурентов.

Показательный пример – печать по ламинированным материалам, таким как пластики ABL и PBL, применяемым для изготовления туб для зубной пасты и косметики. Этот материал довольно дорог, существенно дороже стоимости печати на нем, и предоставляется заказчиком (обычно при печати самоклейки типография печатает на собственном материале). Поэтому процент отходов является крайне критичным, а планетарная схема обеспечивает втрое меньший процент отходов, чем флексографская машина линейного построения, что еще будет рассмотрено подробнее в последнем разделе. Таким образом, на практике, при прочих равных условиях, предпочтение будет отдано типографии с планетарной машиной, т.к. из одного и того же количества запечатываемого материала заказчик получит больше конечной продукции.

В качестве другого примера приведем печать по пластику, который используется для последующей термоформовки. Типичный образец продукции – контейнер для мороженого. Обычные, неспециализированные линейные машины с трудом справляются с этой задачей, максимальная толщина пластика, который можно печатать на них – 0,3 мм. Но по технологическим соображениям при для последующей термоформовки лучше использовать пластик толщиной 0,5 мм. Планетарная машина может спокойно справляться с этой задачей: печать на материале такой толщины не представляет какой-либо сложности.

Раз уж речь зашла о специальных рынках, стоит сказать, что и возможности рынка самоклейки исчерпаны еще не до конца. Одно из интереснейших направлений – изготовление таких видов продукции, как этикетки-буклеты. Зачастую размер этикетки не позволяет разместить всю необходимую информацию о продукте, а размещение нескольких этикеток невозможно или нежелательно. Выходом из положения могут служить этикетки-буклеты. Для того, чтобы увидеть дополнительную информацию, необходимо просто надорвать перфорацию. Одна этикетка может содержать до 9 страниц, причем на любой из них возможна полноцветная печать. Производство таких этикеток на линейных машинах сопряжено с большими трудностями, так как очень мало производителей таких машин имеют опыт разработки подобных систем. Изготовление же конфигурации под заказ стоит неоправданно дорого. Но производители планетарных машин высокой печати предлагают готовое решение. Для печати таких этикеток используются тринадцатикрасочные (12 красок+лак) печатные машины с двумя центральными печатными цилиндрами. В их конструкции предусмотрена установка всех необходимых дополнительных секций – второго модуля размотки, секции фальцовки, системы нанесения термоклея, модуля склейки, переворота полотна и др. При этом схема этикетки, по большому счету, ограничивается лишь фантазией владельца машины. Заметим, что таких машин в России пока нет.

3. Простота освоения технологии

Флексографская печать сейчас распространена в России практически повсеместно, однако в отрасли остро ощущается дефицит опытных кадров. Ничего удивительного в этом нет – узкорулонных флексографских машин в СССР не было вообще, а широкорулонные флексографские машины печатали довольно примитивную упаковку. Специфика флексографского печатного процесса предъявляет очень высокие требования к квалификации дизайнеров, технологов и печатников. Общеизвестно, что флексография практически не поддается стандартизации из-за многообразия типов красок, запечатываемых материалов и оборудования. Поэтому допечатный процесс, в отличие от офсетного, в большей степени остается искусством. И если в Москве ситуация с персоналом более-менее приемлемая, то в глубинке попытка найти толкового дизайнера или печатника, работавшего на флексографском производстве, зачастую обречена на неудачу. А переманивать их у соседей-флексографов чревато – побить могут. К счастью, выход существует.

Высокая печать по своим возможностям находится как раз между офсетом и флексографией. Как мы уже упоминали, красочный аппарат машин высокой печати аналогичен офсетному, и, если говорить об УФ-красках, использует такие же краски. А офсетные краски – вещь стандартная, в них отсутствует такой фактор, как изменение насыщенности при добавлении растворителя. Поэтому результат печати гораздо более предсказуем. Это значительно упрощает работу дизайнера. Но дизайн еще нужно напечатать. И, опять-таки, печатник, знакомый с офсетом, может очень быстро освоить управление машиной высокой печати. А найти человека, имеющего опыт работы на офсетной машине гораздо проще, чем человека с опытом работы во флексографии.

4. Простота и оперативность изготовления печатных форм

Одним из серьезных недостатков флексографской печати является сложность формного процесса. Конечно, изготовление флексографских форм гораздо дешевле, чем, к примеру, цилиндров глубокой печати, но все же существенно дороже офсетных. Во флексографской печати используются фотополимерные печатные формы, вымываемые растворителем. Для изготовления формы требуется мимнимум три часа, но форма должна еще несколько часов вылежаться при комнатной температуре. Таким образом, с момента поступления заказа на формный участок до начала печати должно пройти от 6 до 9 часов. Причем это время остается неизменным вне зависимости от того, аналоговые это формы или цифровые (с маскирующим слоем, формирование изображения на котором производится лазером). Для вымывания используются органические растворители, которые надо либо утилизировать, либо приобретать установку для их регенерации. При использовании цифровых печатных форм, кроме того, необходимо либо покупать дорогую (несколько десятков тысяч долларов) установку для лазерного экспонирования, либо заказывать их на стороне, что дорого и неоперативно.

Высокая печать и здесь имеет преимущество. Как и во флексографской, в высокой печати используются фотополимерные формы на полиэфирной подложке, но они тоньше, жестче и вымываются обычной водопроводной водой, а не растворителем. Использование водовымывного полимера значительно ускоряет процесс изготовления форм и более экологично. Для получения готовой формы требуется менее 30 минут, а отработанный вымывной раствор можно сливать в канализацию. Для печати и лакирования используются формы толщиной 0,95 мм с твердостью 30-55° по Шору D. Современные фотополимеры высокой печати позволяют достигать линиатуры 200 л/дюйм и диапазона воспроизведения градаций от 1 до 99%. При этом стоимость и тиражестойкость форм высокой печати такая же, как и флексографских.

Большая оперативность изготовления печатных форм позволяет упростить процесс ведения заказа. Оборудование для изготовления печатных форм несложно по конструкции и в освоении.

5. Быстрая подготовка к работе

Ротационные машины высокой печати используют для печати УФ-краски (обычные просто бы не успевали высохнуть на большой скорости). УФ-краски, среди прочих, обладают одним замечательным свойством – они не отверждаются, пока на них не подействовало УФ-излучение. Поэтому их не нужно смывать после каждой остановки машины, а также при окончании работы. На практике полная смывка машины производится раз в неделю. Так же, как и на офсетной машине, триадные краски обычно все время остаются в одних и тех же печатных секциях (на УФ-флексографской машине смывать секции приходится часто – много заказов идет с печатью смесевыми красками, приходится разносить черную краску на две секции и т.д.). В машинах высокой печати отсутствует и такая вещь, как анилоксовые валы. Соответственно, при недостаточной или избыточной насыщенности краски на оттиске нет необходимости подбирать вал с нужной линиатурой. Все это дает возможность очень быстро начать печать тиража. При печати полноцветных этикеток (а такие заказы составляют большинство) для перехода на новый тираж нужно всего лишь установить новый комплект формных цилиндров, что занимает считанные минуты. Так экономится драгоценное машинное время.

6. Снижение себестоимости

За счет чего можно снизить себестоимость продукции?
Первые варианты, которые приходят в голову – использовать более дешевые материалы и рабочую силу. К сожалению, на практике это получается не всегда. Большая часть стоимости готовой этикетки приходится на самоклеящийся материал. В России таких материалов не делают, а импортных производителей самоклейки немного. Разница в цене между материалами различных производителей не столь велика. Аналогичная ситуация и с красками, и с печатными формами. Не следует забывать, что работа на дешевых материалах неизбежно связана с потерей качества. Но самое главное даже не в этом. Вашему соседу доступны все те же материалы, и он уже наверняка перепробовал их и определился в предпочтениях. Ну, а чем чем может обернуться экономия на персонале, понятно и так. Поэтому идти по этому пути сложно. Следовательно, решение надо пытаться искать в возможностях оборудования. Планетарная схема дает определенные преимущества. Главное из них – сокращение отходов материала. Всем понятно, что работать без отходов невозможно. Если не рассматривать квалификацию обслуживающего персонала (который может гнать брак постоянно), количество отходов при печати тиража напрямую зависит от длины проводки полотна.

При каждом пуске машины формный цилиндр набирает краску не мгновенно и, следовательно, получается некий участок непропечатанного материала. Соответственно, весь материал, который находится между первой и последней секцией, идет на выброс. У линейной шестикрасочной машины длина проводки полотна через печатные секции обычно составляет от 15 до 30 метров. У планетарной машины такой же красочности с диаметром цилиндра 1000 мм – всего 2,5 м. При этом, даже не считая самой настройки на новый заказ, остановок во время печати тиража обычно несколько: для смены рулонов, протирки форм, из-за обрыва облоя и т.п. Таким образом, 30 метров полотна в линейной машине уже превращается в солидную цифру, и, очевидно, что количество отходов при печати на планетарной машине меньше в несколько раз. Простой подсчет показывает, что для машины шириной 250 мм, печатающей самоклеящиеся этикетки и работающей ежедневно в три смены, снижение рабочих отходов даст ежедневную экономию в 80-120 долларов. На первый взгляд это кажется немного, но в год это позволяет сохранять несколько десятков тысяч (причем здесь еще не учитывается то, что на планетарной машине приводка изображения достигается гораздо быстрее).

В заключение хотелось бы сказать, что застраховать свое производство от всех форс-мажорных обстоятельств и рисков невозможно, но их можно минимизировать путем внедрения универсальных и экономичных технологий. И узкорулонная планетарная машина высокой печати Labelmen – это именно то оборудование, которое позволит добиться разнообразия и отличного качества продукции при приемлемой цене.

Источник: www.aqulon.ru
Денис Кузнецов эксперт компании АКВАЛОН

Всего страниц: 1


Рассылка
Полиграфический Телетайп - обзор последних событий отрасли. Пример рассылки
RSS RSS.
Статьи полиграфии
01.04.2008
Поговорим об арт-терапии
Издательский дом "Агни"

26.03.2008
Условия для хорошей драки
Ольга Шадрина, журнал "Эксперт Сибирь"

18.03.2008
Интервью директора препресс-бюро
Выражайтесь печатно / PrintWeek

14.03.2008
Восточные гости решили прописаться
Влас Рязанов, журнал "Эксперт"

05.03.2008
Дорогой наш персонал
Дарья Денисова, журнал "Эксперт"

28.02.2008
Новый психологический контракт
Анастасия Алексеева, журнал "Эксперт"

20.02.2008
Медиасайентист
Константин Бочарский, журнал "Секрет фирмы"

12.02.2008
Русский нестандарт
Данил Вязовов, еженедельник SmartMoney

30.01.2008
Пазл из подгузников
Анастасия Матвеева, журнал "Эксперт"

24.01.2008
Наполовину зрячие
Антон Шириков, журнал "Эксперт"

16.01.2008
Вечнозеленый Дюпон
Влас Рязанов, журнал "Эксперт"

26.12.2007
Где поставить печать
Лилия Москаленко, журнал "Эксперт"

19.12.2007
Тест на профессионализм. АКАР и ВЦИОМ нашли лучшего работодателя среди рекламных агентств
Sostav.ru

12.12.2007
Полжизни на работе
Юлия Говорун, еженедельник SmartMoney

05.12.2007
Heidelberger Druckmaschinen: успех под грифом «секретно»
Сергей Сумленный, журнал «Эксперт»


При перепечатке или другом использовании материалов ресурса ссылка на РуПринт.Ру обязательна.
За содержание рекламных материалов администрация ресурса ответственности не несет.

Контактная информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru