Войти | Новый пользователь? Зарегистрироваться
Разместить рекламу | Карта портала | Помощь
Полиграфический Портал RuPrint.Ru - Открой Свой Мир Полиграфии
Энциклопедия Полиграфии RuPrint.Ru
У Вас есть статьи, интересные для наших читателей? Присылайте!
| | ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | | | ПОЛИГРАФСТАТ | ГАЗЕТА | |
Как искать в "Энциклопедии"?
RuPrint.Ru / Энциклопедия Полиграфии / Статьи по полиграфии / Печатный процесс /

Фототипия - разновидность плоской печати

10/11/2003 / Стефан Стефанов

Фототипия - это разновидность плоской печати. Фототипные печатные формы также имеют печатающие и пробельные элементы, практически расположенные в одной плоскости, и также требуют периодического увлажнения в процессе печатания, но ряд технологических особенностей существенно отличает фототипию от литографской и офсетной печати.

Фототипия
Способ фототипии основан на фотохимических процессах с использованием свойств хромированного желатина, способного дубиться пропорционально количеству подействовавшего света и избирательно воспринимать жирную краску (после соответствующей обработки).

Фототипные печатные формы изготовляются с полутоновых изображений фотоформ без применения растра, что обусловливает очень точную передачу тональности изображения оригинала и большую разрешающую способность, т. е. возможность точной передачи мельчайших деталей изображения, которые при использовании растра в других способах печати неизбежно теряются.

Фототипия применяется для издания небольшими тиражами особых высокохудожественных произведений или работ, имеющих важное научное значение. Возможно получение и художественных многокрасочных иллюстраций.

Однако большого распространения фототипия не находит, так как способ этот дорог, очень трудоемок, формы выдерживают тираж не более 3-5 тыс. оттисков и производительность при печатании очень мала (100-120 оттисков в час).

В качестве основы фототипной печатной формы, как правило, применяют стекло. Стеклянную пластину покрывают тонким слоем желатины, очувствленной хромовыми солями. Пластину помещают в термостат и выдерживают при температуре около 50°С. и при этом поверхность слоя становится равномерно зернистой, приобретая своеобразную фактуру.

Копировку ведут с полутонового негатива (полутоновой фотоформы), причем желатиновый слой задубливается пропорционально количеству воздействовавшего света, т. е. максимальная глубина задубливания будет под наиболее прозрачными участками негатива, что соответствует темным местам изображения оригинала. Копию в течение длительного времени (2,5-4 ч) промывают для удаления из слоя желатина хромовых солей, не подвергшихся дублению, и высушивают.

Перед печатанием пластину обрабатывают раствором воды и глицерина. В процессе обработки пластины желатиновый слой набухает, приобретает зернистую поверхность, напоминающую корку апельсина. Размеры зерен на поверхности образуются в обратной зависимости от степени светового воздействия в процессе копирования. Зерна максимального размера образуются в наиболее освещенных местах, т. е. в местах, соответствующих темным участкам оригинала; зерна минимального размера - в местах, соответствующих светлым участкам оригинала.

Фототипные печатные машины по конструкции очень просты, они близки к пробопечатным станкам офсетного способа печати с ручным накладом листов.

Фототипные краски должны быть высокоинтенсивными и водопрочными.

Специальные фототипные бумаги очень близки по качеству к офсетным бумагам.
Увлажнение печатной формы в процессе печатания выполняется вручную через 70-150 оттисков. Кроме того, необходима периодическая обработка печатной формы дубящими или ослабляющими растворами (раствор формалина или аммиака). Эта особенность обусловливает серьезный недостаток фототипии - нестабильность (неидентичность оттисков) качества оттисков в тираже.

Давление при печатании должно быть минимальным. При малейшем нарушении режима давления печатная форма на стеклянной основе выходит из строя.

В последние десятилетия (после 80 года) фототипия находит редкое применение. Сложность технологии изготовления печатной формы и процесса печатания, низкая производительность и очень высокие требования к чистоте желатины и к климатическим условиям при печатании являются существенным препятствием широкому распространению этого способа печатания. И только высокое качество, не уступающее фотографическому качеству, которое недостижимо при использовании для печатания других способов печати, обеспечило живучесть фототипии как способа печати.

В настоящее время единственная типография, где еще используется этот способ печати - это типография имени Ивана Федорова в С.-Петербурге. До 1980 года в Экспериментальной типографии в Москве на базе фототипии работал целый печатный цех, а во ВНИИ комплексных проблем полиграфии группа ученых занимались этим способом печати. Ими была разработана технология изготовления печатной формы не на стекле, а на алюминиевой пластине без использования растровых фотоформ. Как и в традиционной фототипии, для изготовления печатных форм применяли полутоновые фотоформы, а для печати использовались офсетные однокрасочные печатные машины типа Ромайор. Качество получаемых оттисков было очень близким к качеству оттисков традиционной фототипии. Автору этих строк удалось застать этот участок еще в работе, но очень недолго, менее чем год.

Фототипные оттиски - это чудо полиграфии. Они трудно подаются описанию. На них можно только смотреть и любоваться. Особенно завораживают оттиски с карандашных рисованных оригиналов. Вот когда можно сказать, что оригинал и оттиск идентичны.

Источник: Журнал "Полиграфист и Издатель" №9 2002
Стефан Стефанов, к.т.н. , главный эксперт компании "Аквалон"

Всего страниц: 1


Рассылка
Полиграфический Телетайп - обзор последних событий отрасли. Пример рассылки
RSS RSS.
Статьи полиграфии
05.12.2007
Heidelberger Druckmaschinen: успех под грифом «секретно»
Сергей Сумленный, журнал «Эксперт»

28.11.2007
Заграница не поможет
Андрей Виньков, журнал "Эксперт"

21.11.2007
Сеть не пускает
Данил Вязовов, еженедельник SmartMoney

14.11.2007
Какие операции клиентов пугают банки?
Юлиана Петрова, журнал «Секрет фирмы»

07.11.2007
Разборки в печати: "аналог" не сдается "цифре"
Сергей Филимонов, CNews

24.10.2007
Со щитом на щите
Екатерина Трофимова, журнал «Секрет фирмы»

26.09.2007
Обложка к обеду
еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ»

03.09.2007
Кодекс разумного покупателя
Филип Модиано, журнал "Менеджмент роста"

20.08.2007
Берем трафик напрокат
Ксения Болецкая, еженедельник SmartMoney

18.07.2007
Портальчег с поиском
Сергей Скрипников, журнал "Эксперт"

28.06.2007
Печатные пряники
Экономический еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ»

21.06.2007
Обзор российского рынка арт-постеров
Светлана Воробьева, Издательский дом «Агни»

02.06.2007
Как разобраться в китайских пластинах и что такое NP-1
Владимир Борисович Крысинский, ведущий технический эксперт Компании «МакЦентр»

22.05.2007
Печатать всё
Лев Никитин, журнал "Эксперт"

15.05.2007
Симбирская губернская типография: по страницам истории (1798 – 1917 гг.)
Иван Сивопляс, специально для РуПринт.Ру


При перепечатке или другом использовании материалов ресурса ссылка на РуПринт.Ру обязательна.
За содержание рекламных материалов администрация ресурса ответственности не несет.

Контактная информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002 - 2007 RuPrint.Ru