Войти | Новый пользователь? Зарегистрироваться |
У Вас есть статьи, интересные для наших читателей? Присылайте! |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Рубрикатор
статей
|
Фототипия - разновидность плоской печати10/11/2003 / Стефан Стефанов
Фототипия - это разновидность плоской печати. Фототипные печатные формы также имеют печатающие и пробельные элементы, практически расположенные в одной плоскости, и также требуют периодического увлажнения в процессе печатания, но ряд технологических особенностей существенно отличает фототипию от литографской и офсетной печати.
Фототипные печатные формы изготовляются с полутоновых изображений фотоформ без применения растра, что обусловливает очень точную передачу тональности изображения оригинала и большую разрешающую способность, т. е. возможность точной передачи мельчайших деталей изображения, которые при использовании растра в других способах печати неизбежно теряются. Фототипия применяется для издания небольшими тиражами особых высокохудожественных произведений или работ, имеющих важное научное значение. Возможно получение и художественных многокрасочных иллюстраций. Однако большого распространения фототипия не находит, так как способ этот дорог, очень трудоемок, формы выдерживают тираж не более 3-5 тыс. оттисков и производительность при печатании очень мала (100-120 оттисков в час). В качестве основы фототипной печатной формы, как правило, применяют стекло. Стеклянную пластину покрывают тонким слоем желатины, очувствленной хромовыми солями. Пластину помещают в термостат и выдерживают при температуре около 50°С. и при этом поверхность слоя становится равномерно зернистой, приобретая своеобразную фактуру. Копировку ведут с полутонового негатива (полутоновой фотоформы), причем желатиновый слой задубливается пропорционально количеству воздействовавшего света, т. е. максимальная глубина задубливания будет под наиболее прозрачными участками негатива, что соответствует темным местам изображения оригинала. Копию в течение длительного времени (2,5-4 ч) промывают для удаления из слоя желатина хромовых солей, не подвергшихся дублению, и высушивают. Перед печатанием пластину обрабатывают раствором воды и глицерина. В процессе обработки пластины желатиновый слой набухает, приобретает зернистую поверхность, напоминающую корку апельсина. Размеры зерен на поверхности образуются в обратной зависимости от степени светового воздействия в процессе копирования. Зерна максимального размера образуются в наиболее освещенных местах, т. е. в местах, соответствующих темным участкам оригинала; зерна минимального размера - в местах, соответствующих светлым участкам оригинала. Фототипные печатные машины по конструкции очень просты, они близки к пробопечатным станкам офсетного способа печати с ручным накладом листов. Фототипные краски должны быть высокоинтенсивными и водопрочными. Специальные фототипные бумаги очень близки по качеству к офсетным бумагам. Давление при печатании должно быть минимальным. При малейшем нарушении режима давления печатная форма на стеклянной основе выходит из строя. В последние десятилетия (после 80 года) фототипия находит редкое применение. Сложность технологии изготовления печатной формы и процесса печатания, низкая производительность и очень высокие требования к чистоте желатины и к климатическим условиям при печатании являются существенным препятствием широкому распространению этого способа печатания. И только высокое качество, не уступающее фотографическому качеству, которое недостижимо при использовании для печатания других способов печати, обеспечило живучесть фототипии как способа печати. В настоящее время единственная типография, где еще используется этот способ печати - это типография имени Ивана Федорова в С.-Петербурге. До 1980 года в Экспериментальной типографии в Москве на базе фототипии работал целый печатный цех, а во ВНИИ комплексных проблем полиграфии группа ученых занимались этим способом печати. Ими была разработана технология изготовления печатной формы не на стекле, а на алюминиевой пластине без использования растровых фотоформ. Как и в традиционной фототипии, для изготовления печатных форм применяли полутоновые фотоформы, а для печати использовались офсетные однокрасочные печатные машины типа Ромайор. Качество получаемых оттисков было очень близким к качеству оттисков традиционной фототипии. Автору этих строк удалось застать этот участок еще в работе, но очень недолго, менее чем год. Фототипные оттиски - это чудо полиграфии. Они трудно подаются описанию. На них можно только смотреть и любоваться. Особенно завораживают оттиски с карандашных рисованных оригиналов. Вот когда можно сказать, что оригинал и оттиск идентичны. Источник: Журнал "Полиграфист и Издатель" №9 2002Стефан Стефанов, к.т.н. , главный эксперт компании "Аквалон" Всего страниц:
1
|
Статьи полиграфии
|