|
|
Печать на линзооптическом пластике
26/03/2004 / Журнал Директор типографии
К вам приходит клиент с заказом стоимостью почти €10 тыс., но вы в растерянности разводите руками. Неужели ни одна ваша печатная машина не подходит?! «Быть такого не может», — возразите вы. «Нам оставалось надеяться только на плоттер», — вспоминает Игорь Савиченко (29), директор компании SavasTeam Group. Напечатать стерео-изображения на пластике с микролинзами оказалось не так просто...
С чего все началось
Однажды в 2000 г., когда я работал на «Блиц Информе», — рассказывает Игорь Савиченко, — мой знакомый Константин Кононов показал мне одну из анимированных картинок, очень популярных в то время в Москве. Многие помнят анимированные календарики, на которых одно изображение в зависимости от угла наклона превращалось в другое. Эти картинки были сделаны по аналогичному принципу. Несколько раз в разговоре заходила речь про такие стерео-варио картинки. Более того, он разузнал, по какой технологии они создавались. Оказалось, что печатать можно либо офсетным способом непосредственно на линзооптическом платике, либо на бумаге с последующим ламинированием к линзе. Первый вариант, как ни странно, в конечном итоге получался дешевле. Все дело в том, что изготовление небольших тиражей подразумевает использование плоттера и пленки для ламинации, что само по себе уже не дешево. Помимо этого, процент брака во втором способе возрастает из-за того, что совместить изображение с линзой, а затем удачно ее заламинировать, достаточно сложно — малейшее отклонение, и картинка уже испорчена. Именно поэтому использовать пленку для холодной ламинации нежелательно — она моментально схватывается, а для того, чтобы изображение попало точно в насечки линзы, пленку необходимо подвигать. Приходится использовать пленку для горячего тиснения. Однако, ламинирующий аппарат нельзя нагревать выше 30-35 оС — иначе пластик «поведет».
Кононов тем временем освоил программу по подготовке файлов изображения — ее вместе с образцами пластика предоставила американская компания-производитель Microlens. На небольшой партии пластика способом «плоттер-ламинатор» ему удалось выполнить заказ для донецкого ресторана «Три толстяка». Это были салфетки с объемным изображением под тарелки. Через год, когда я открыл свою фирму, Константин предложил мне выделить изготовление анимированных изображений в отдельное направление. По его расчетам дороже всего обходился пластик, и мы сошлись на том, что будем закупать его только под конкретный заказ. На струйном принтере формата А3 с высоким разрешением мы подготовили несколько образцов и летом 2002 г. начали искать клиентов.
Заказов требовалось много — как только тираж достигал, к примеру, 100 тыс. календариков, стоимость одного экземпляра падала ниже одной гривны. Мы обратились в рекламные агентства, продемонстрировали образцы, возможности технологии и стали ждать. Только осенью нашим предложением напечатать календарики заинтересовались пивзавод «Рогань» и агентство DDB, «Міжнародні Авіалінії України» заказали стерео-изображение «летящего» самолета для иллюстративной части перекидного календаря, а одна медицинская компания — объемный шелф-токер для препарата «Лисобакт». Печатать мы решили на пластике.
Форс-мажорные обстоятельства
Первый казус случился на таможне. Представьте себе — американский пластик стоимостью почти Ђ6000 от американского поставщика LPC по контракту с ирландской фирмой мы везем из Бельгии. Со спецификой материала таможенники знакомы не были и смеялись — вы что, спрашивали, пластикат, т.е. взрывной пластик везете?
Потом оказалось, что программа для подготовки изображений требовала четко определенного значения разрешения линзы — 75 lpi, причем линзы производства Microlens. Хотя иногда, после оптических замеров оказывалось, что в действительности заявленные размеры выдерживались неточно. Т.е. изначально программа была настроена на стандартные размеры пластика Microlens и размеры других линз не воспринимала.
Печатать на пластике технологически правильнее УФ-красками на машине с двумя ин-лайн сушками. Отпечатанные таким образом листы пластика не требуется высушивать дополнительно и можно сразу же складывать в стопку, не опасаясь склеивания листов. Машина, которая на тот момент, удовлетворяла почти всем требованиям (сушка была только одна) стояла в киевской компании «ДиалогПресс». Но, по словам технологов, они не могли раздвинуть печатные валы шире, чем на 350 микрон. А толщина пластика составляла 457 микрон. Вторым вариантом была цифровая офсетная машина Indigo в типографии «Евросувенир». Но сколько мы не пытались получить на ней более-менее качественный оттиск, ничего не выходило — эффект анимации был, но попадание «в цвет» напрочь отсутствовало. Кстати, напечатать на Indigo пробовали и итальянцы, и бельгийцы, и американцы, — никому не удалось. На крайний случай можно было отпечатать изображение на плоттере в типографии «Дуна Копи» и заламинировать его. Таким способом мы сделали три ситилайта для банка «Биг Энергия». Однако, в этот раз заказ был огромный, и типография была бы загружена на три недели. Поэтому самым оптимальным было отыскать офсетчика, который бы напечатал на пластике красками.
Мы предварительно договорились с типографией «Юнивест Принт» о том, что они попробуют этим заняться. Был как раз канун Нового Года, но, видимо, их заинтриговала новая технология, им стало интересно попробовать ее освоить. И теперь они в праве утверждать, что умеют печатать на пластике с микролинзами. В «Юнивест Принт» нас тогда, можно сказать, и спасли.
Мы «откатали» две партии на пластике, который предварительно прислал производитель, откорректировали макеты и решились печать основной тираж календариков «Рогань». На все про все у нас было 40 дней.
Непредвиденные обстоятельства
Печатали вопреки технологическим требованиям фолиевыми красками, поэтому листы пластика долго сохли — от трех до шести дней. Вдобавок к этому они могли склеиться. И в «Юнивест Принте» для того, чтобы предохранить их от склеивания, решили использовать графопыл. Графопыл, в свою очередь, бывает двух видов — растворяющийся в краске и нерастворяющийся. Использование первого может испортить изображение — краски растекутся, второго — повлечь за собой проблемы с дальнейшей приклейкой. В типографии решили использовать нерастворяющийся графопыл. В результате качество изображения осталось хорошим, но вот с приклейкой плашки с календарной сеткой возникли проблемы.
Приклеить к пластику бумагу, да еще и мелованную, оказалось нереальным. Мы перепробовали невозможное количество клеев. Клеи на силикатной и костной основе нам не подошли — после их высыхания адгезия пропадала и бумага просто-напросто отслаивалась. Водный клей мы поначалу тоже забраковали — он повышал влажность бумаги, которая из-за этого после высыхания должна была бы уменьшаться и тянуть на себя пластик. В конце концов, купили в Польше клей на резиновой основе. Ровно столько, чтобы хватило приклеить первый тираж для DDB. И параллельно заказали исследовании во ВНИИХИМПРОЕКТе, где за пару дней нам создали клей, по составу приближающийся к ПВА. Наши опасения насчет клея на водной основе не оправдались — пластик «удерживал» приклеенную плашку.
Но на этом эпопея с приклейкой не закончилась. Проблематичным оказалось выполнить равномерное нанесение клея на пластик. Организации, которые занимаются кашированием, используют для этих целей буфер — автомат, который клеит книги и картонные изделия, где особой аккуратности не требуется. Но оказалось, что, во-первых, буферы были «забиты» до середины января. Во-вторых, я думаю, на буфере не возможно было бы достичь идеально тонкого и ровного слоя клея. За счет этого в центральной части листа, скорее всего, был бы избыток клея, тогда как по краям, наоборот, его могло и вовсе не хватить.
Вторыми, кто помог нам выполнить заказ вовремя, стала типография «Формула печати». Руководителям компании: Валерию Лукину и Дмитрию Выгоднику стало интересно не меньше нашего, и вместе с ними мы сидели по ночам и клеили календарики. Даже не смотря на то, что это был конец года и полный аврал в типографии, все пытались нам помочь, чуть ли не круглосуточно возились с этим заказом. В «Формуле печати» даже изобрели новую технологию приклейки — с помощью трафаретной машины им удалось равномерно наносить клей на пластик, пропускать листы через ультрафиолетовую сушку и на выходе кашировать. Небольшую часть листов пришлось переклеивать — была неверно выбрана пропорция клея. Но мы сознательно сделали больше экземпляров — для таких вот непредвиденных ситуаций. В итоге окончательный тираж получился лишь на 4 тыс. календариков больше. В идеале же эта цифра могла приблизиться к отметке в 20 тыс.
Затем отпечатанные листы повезли на высечку в ЧП «Антоненко». И вновь возникли неожиданные сложности. Теоретически отпечатанные листы необходимо было высекать со стороны пластика. Но тогда от него отставал клей — после жесткой поверхности пластика высекальный нож просто-напросто стягивал мягкую бумагу. Связано это было с тем, что толщина пластика составляла 457 микрон, а толщина бумаги — 300-350 микрон. Когда нож доходил до бумаги — он подрывал края и портил изображение на календарной сетке Пришлось под нож подложить мягкую материю и высекать со стороны бумаги. Выдавливали мы календарики там же, на месте складывали их в коробки и отвозили в офис. Затем каждый календарик перебирали вручную и отслеживали между пластиком и плашкой царапины и пылинки, которые «вспыхивали» на картинке белыми точками.
После тиража для DDB сразу же последовал заказ «Рогань», который был в три раза больше. Спасало то, что мы уже знали, с какой стороны к нему подходить. А календари для «Лисобакта» вообще делались по принципу «плоттер-ламинатор», чтобы вовремя сдать заказ.
Деньги
Когда после всей эпопеи с заказами мы попытались подсчитать прибыль, выяснилось, что мы оказались почти «в минусе». В общей сложности с приладкой и настройкой мы напечатали 165000 имиджей 60х80 мм, 3000 имиджей формата А4, небольшое количество шелфтокеров и календарей и потратили 4500 листов пластика формата А2. Стоимость каждого листа Ђ1,3, плюс доставка, таможенная очистка, хранение. На больших тиражах расходы по доставке и таможенной очистке в пересчете на единицу продукции, снижаются. Дело в том, что самая большая статья расходов связана именно с доставкой — чем больше тираж, тем она дешевле. Если за доставку небольшой партии пластика экспресс-почтой мы заплатили $1200, то морской контейнер с 90 тыс. листами обошелся бы всего лишь в $3 тыс.
Основной причиной денежных потерь стали неотлаженная технология подготовки изображений (один файл выводился три-четыре часа) и производственная схема печати. Позднее моему брату Сергею Савиченко, физику по образованию, удалось почерпнуть лучшее из демо-версии американской и новосибирской программ и создать собственное программное обеспечение, с помощью которого изображение обрабатывается за 15-20 секунд. Чтобы понять, как будет выглядеть пленка для печати на пластике, теперь нам достаточно распечатать изображение на бумаге.
На рынке технология стерео/варио-изображений стоит в одном ряду с тиснением, фигурной высечкой, голографией, печатью на фольге. В основном, ее используют для изготовления сувенирной продукции — календариков, ковриков под «мышки», салфеток, флажков, шелфтокеров. Очень большая заинтересованность в открытках. Открытка с анимированным изображением будет стоить приблизительно столько же, сколько открытка с высечкой и тиснением. Например, сейчас мы подготовили тираж анимированных имиджей для открыток с анимированными вставками для компании «ТрансМедиа». Минимальная оптовая цена такой поздравительной карточки — 3,50 грн. Кстати, они запатентовали совмещение анимированного и обычного изображения.
Единственная трудность, которая тормозит развитие технологии стерео/варио-изображений в Украине — отсутствие достаточного количества заказчиков, для которых можно было бы создать склад пластика. В этом случае была бы возможность научить всех желающих дизайнеров технологии подготовки файлов и организовать склад для хранения пластика, что значительно бы удешевило готовую продукцию. К примеру, один календарик при тираже 40 тыс. экземпляров стоит сейчас 1,5 грн. А если бы объемы заказов были больше, его стоимость упала бы в два раза.
Что касается оборудования, то для того, чтобы изображение напечатать непосредственно на пластике, необходима как минимум пятикрасочная машина с двумя ин-лайн сушками и возможностью печати УФ-красками. Все прежние заказы мы выполняли фолиевыми красками в «Юнивест Принте», а последний тираж (1300 листов пластика формата А2) практически без брака отпечатали в ДиалогПресс.
Источник: Украинский олиграфический дайджест
Статья опубликована в журнале Директор типографии, № 1-2, 2004.
Всего страниц:
1
|
|
Статьи полиграфии
|
05.12.2007
Heidelberger Druckmaschinen: успех под грифом «секретно»
Сергей Сумленный, журнал «Эксперт» |
|
|
28.11.2007
Заграница не поможет
Андрей Виньков, журнал "Эксперт" |
|
|
21.11.2007
Сеть не пускает
Данил Вязовов, еженедельник SmartMoney |
|
|
14.11.2007
Какие операции клиентов пугают банки?
Юлиана Петрова, журнал «Секрет фирмы» |
|
|
07.11.2007
Разборки в печати: "аналог" не сдается "цифре"
Сергей Филимонов, CNews |
|
|
24.10.2007
Со щитом на щите
Екатерина Трофимова, журнал «Секрет фирмы» |
|
|
26.09.2007
Обложка к обеду
еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ» |
|
|
03.09.2007
Кодекс разумного покупателя
Филип Модиано, журнал "Менеджмент роста" |
|
|
20.08.2007
Берем трафик напрокат
Ксения Болецкая, еженедельник SmartMoney |
|
|
18.07.2007
Портальчег с поиском
Сергей Скрипников, журнал "Эксперт" |
|
|
28.06.2007
Печатные пряники
Экономический еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ» |
|
|
21.06.2007
Обзор российского рынка арт-постеров
Светлана Воробьева, Издательский дом «Агни» |
|
|
02.06.2007
Как разобраться в китайских пластинах и что такое NP-1
Владимир Борисович Крысинский, ведущий технический эксперт Компании «МакЦентр» |
|
|
22.05.2007
Печатать всё
Лев Никитин, журнал "Эксперт" |
|
|
15.05.2007
Симбирская губернская типография: по страницам истории (1798 – 1917 гг.)
Иван Сивопляс, специально для РуПринт.Ру |
|
|