Войти | Новый пользователь? Зарегистрироваться
Разместить рекламу | Карта портала | Помощь
Полиграфический Портал RuPrint.Ru - Открой Свой Мир Полиграфии
Энциклопедия Полиграфии RuPrint.Ru
У Вас есть статьи, интересные для наших читателей? Присылайте!
| | ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | | | ПОЛИГРАФСТАТ | ГАЗЕТА | |
Как искать в "Энциклопедии"?
RuPrint.Ru / Энциклопедия Полиграфии / Статьи по полиграфии / Печатный процесс /

Печать на линзооптическом пластике

26/03/2004 / Журнал Директор типографии

К вам приходит клиент с заказом стоимостью почти €10 тыс., но вы в растерянности разводите руками. Неужели ни одна ваша печатная машина не подходит?! «Быть такого не может», — возразите вы. «Нам оставалось надеяться только на плоттер», — вспоминает Игорь Савиченко (29), директор компании SavasTeam Group. Напечатать стерео-изображения на пластике с микролинзами оказалось не так просто...


С чего все началось
Однажды в 2000 г., когда я работал на «Блиц Информе», — рассказывает Игорь Савиченко, — мой знакомый Константин Кононов показал мне одну из анимированных картинок, очень популярных в то время в Москве. Многие помнят анимированные календарики, на которых одно изображение в зависимости от угла наклона превращалось в другое. Эти картинки были сделаны по аналогичному принципу. Несколько раз в разговоре заходила речь про такие стерео-варио картинки. Более того, он разузнал, по какой технологии они создавались. Оказалось, что печатать можно либо офсетным способом непосредственно на линзооптическом платике, либо на бумаге с последующим ламинированием к линзе. Первый вариант, как ни странно, в конечном итоге получался дешевле. Все дело в том, что изготовление небольших тиражей подразумевает использование плоттера и пленки для ламинации, что само по себе уже не дешево. Помимо этого, процент брака во втором способе возрастает из-за того, что совместить изображение с линзой, а затем удачно ее заламинировать, достаточно сложно — малейшее отклонение, и картинка уже испорчена. Именно поэтому использовать пленку для холодной ламинации нежелательно — она моментально схватывается, а для того, чтобы изображение попало точно в насечки линзы, пленку необходимо подвигать. Приходится использовать пленку для горячего тиснения. Однако, ламинирующий аппарат нельзя нагревать выше 30-35 оС — иначе пластик «поведет».
Кононов тем временем освоил программу по подготовке файлов изображения — ее вместе с образцами пластика предоставила американская компания-производитель Microlens. На небольшой партии пластика способом «плоттер-ламинатор» ему удалось выполнить заказ для донецкого ресторана «Три толстяка». Это были салфетки с объемным изображением под тарелки. Через год, когда я открыл свою фирму, Константин предложил мне выделить изготовление анимированных изображений в отдельное направление. По его расчетам дороже всего обходился пластик, и мы сошлись на том, что будем закупать его только под конкретный заказ. На струйном принтере формата А3 с высоким разрешением мы подготовили несколько образцов и летом 2002 г. начали искать клиентов.

Заказов требовалось много — как только тираж достигал, к примеру, 100 тыс. календариков, стоимость одного экземпляра падала ниже одной гривны. Мы обратились в рекламные агентства, продемонстрировали образцы, возможности технологии и стали ждать. Только осенью нашим предложением напечатать календарики заинтересовались пивзавод «Рогань» и агентство DDB, «Міжнародні Авіалінії України» заказали стерео-изображение «летящего» самолета для иллюстративной части перекидного календаря, а одна медицинская компания — объемный шелф-токер для препарата «Лисобакт». Печатать мы решили на пластике.

Форс-мажорные обстоятельства
Первый казус случился на таможне. Представьте себе — американский пластик стоимостью почти Ђ6000 от американского поставщика LPC по контракту с ирландской фирмой мы везем из Бельгии. Со спецификой материала таможенники знакомы не были и смеялись — вы что, спрашивали, пластикат, т.е. взрывной пластик везете?
Потом оказалось, что программа для подготовки изображений требовала четко определенного значения разрешения линзы — 75 lpi, причем линзы производства Microlens. Хотя иногда, после оптических замеров оказывалось, что в действительности заявленные размеры выдерживались неточно. Т.е. изначально программа была настроена на стандартные размеры пластика Microlens и размеры других линз не воспринимала.


Печатать на пластике технологически правильнее УФ-красками на машине с двумя ин-лайн сушками. Отпечатанные таким образом листы пластика не требуется высушивать дополнительно и можно сразу же складывать в стопку, не опасаясь склеивания листов. Машина, которая на тот момент, удовлетворяла почти всем требованиям (сушка была только одна) стояла в киевской компании «ДиалогПресс». Но, по словам технологов, они не могли раздвинуть печатные валы шире, чем на 350 микрон. А толщина пластика составляла 457 микрон. Вторым вариантом была цифровая офсетная машина Indigo в типографии «Евросувенир». Но сколько мы не пытались получить на ней более-менее качественный оттиск, ничего не выходило — эффект анимации был, но попадание «в цвет» напрочь отсутствовало. Кстати, напечатать на Indigo пробовали и итальянцы, и бельгийцы, и американцы, — никому не удалось. На крайний случай можно было отпечатать изображение на плоттере в типографии «Дуна Копи» и заламинировать его. Таким способом мы сделали три ситилайта для банка «Биг Энергия». Однако, в этот раз заказ был огромный, и типография была бы загружена на три недели. Поэтому самым оптимальным было отыскать офсетчика, который бы напечатал на пластике красками.
Мы предварительно договорились с типографией «Юнивест Принт» о том, что они попробуют этим заняться. Был как раз канун Нового Года, но, видимо, их заинтриговала новая технология, им стало интересно попробовать ее освоить. И теперь они в праве утверждать, что умеют печатать на пластике с микролинзами. В «Юнивест Принт» нас тогда, можно сказать, и спасли.

Мы «откатали» две партии на пластике, который предварительно прислал производитель, откорректировали макеты и решились печать основной тираж календариков «Рогань». На все про все у нас было 40 дней.

Непредвиденные обстоятельства
Печатали вопреки технологическим требованиям фолиевыми красками, поэтому листы пластика долго сохли — от трех до шести дней. Вдобавок к этому они могли склеиться. И в «Юнивест Принте» для того, чтобы предохранить их от склеивания, решили использовать графопыл. Графопыл, в свою очередь, бывает двух видов — растворяющийся в краске и нерастворяющийся. Использование первого может испортить изображение — краски растекутся, второго — повлечь за собой проблемы с дальнейшей приклейкой. В типографии решили использовать нерастворяющийся графопыл. В результате качество изображения осталось хорошим, но вот с приклейкой плашки с календарной сеткой возникли проблемы.

Приклеить к пластику бумагу, да еще и мелованную, оказалось нереальным. Мы перепробовали невозможное количество клеев. Клеи на силикатной и костной основе нам не подошли — после их высыхания адгезия пропадала и бумага просто-напросто отслаивалась. Водный клей мы поначалу тоже забраковали — он повышал влажность бумаги, которая из-за этого после высыхания должна была бы уменьшаться и тянуть на себя пластик. В конце концов, купили в Польше клей на резиновой основе. Ровно столько, чтобы хватило приклеить первый тираж для DDB. И параллельно заказали исследовании во ВНИИХИМПРОЕКТе, где за пару дней нам создали клей, по составу приближающийся к ПВА. Наши опасения насчет клея на водной основе не оправдались — пластик «удерживал» приклеенную плашку.

Но на этом эпопея с приклейкой не закончилась. Проблематичным оказалось выполнить равномерное нанесение клея на пластик. Организации, которые занимаются кашированием, используют для этих целей буфер — автомат, который клеит книги и картонные изделия, где особой аккуратности не требуется. Но оказалось, что, во-первых, буферы были «забиты» до середины января. Во-вторых, я думаю, на буфере не возможно было бы достичь идеально тонкого и ровного слоя клея. За счет этого в центральной части листа, скорее всего, был бы избыток клея, тогда как по краям, наоборот, его могло и вовсе не хватить.

Вторыми, кто помог нам выполнить заказ вовремя, стала типография «Формула печати». Руководителям компании: Валерию Лукину и Дмитрию Выгоднику стало интересно не меньше нашего, и вместе с ними мы сидели по ночам и клеили календарики. Даже не смотря на то, что это был конец года и полный аврал в типографии, все пытались нам помочь, чуть ли не круглосуточно возились с этим заказом. В «Формуле печати» даже изобрели новую технологию приклейки — с помощью трафаретной машины им удалось равномерно наносить клей на пластик, пропускать листы через ультрафиолетовую сушку и на выходе кашировать. Небольшую часть листов пришлось переклеивать — была неверно выбрана пропорция клея. Но мы сознательно сделали больше экземпляров — для таких вот непредвиденных ситуаций. В итоге окончательный тираж получился лишь на 4 тыс. календариков больше. В идеале же эта цифра могла приблизиться к отметке в 20 тыс.

Затем отпечатанные листы повезли на высечку в ЧП «Антоненко». И вновь возникли неожиданные сложности. Теоретически отпечатанные листы необходимо было высекать со стороны пластика. Но тогда от него отставал клей — после жесткой поверхности пластика высекальный нож просто-напросто стягивал мягкую бумагу. Связано это было с тем, что толщина пластика составляла 457 микрон, а толщина бумаги — 300-350 микрон. Когда нож доходил до бумаги — он подрывал края и портил изображение на календарной сетке Пришлось под нож подложить мягкую материю и высекать со стороны бумаги. Выдавливали мы календарики там же, на месте складывали их в коробки и отвозили в офис. Затем каждый календарик перебирали вручную и отслеживали между пластиком и плашкой царапины и пылинки, которые «вспыхивали» на картинке белыми точками.

После тиража для DDB сразу же последовал заказ «Рогань», который был в три раза больше. Спасало то, что мы уже знали, с какой стороны к нему подходить. А календари для «Лисобакта» вообще делались по принципу «плоттер-ламинатор», чтобы вовремя сдать заказ.

Деньги
Когда после всей эпопеи с заказами мы попытались подсчитать прибыль, выяснилось, что мы оказались почти «в минусе». В общей сложности с приладкой и настройкой мы напечатали 165000 имиджей 60х80 мм, 3000 имиджей формата А4, небольшое количество шелфтокеров и календарей и потратили 4500 листов пластика формата А2. Стоимость каждого листа Ђ1,3, плюс доставка, таможенная очистка, хранение. На больших тиражах расходы по доставке и таможенной очистке в пересчете на единицу продукции, снижаются. Дело в том, что самая большая статья расходов связана именно с доставкой — чем больше тираж, тем она дешевле. Если за доставку небольшой партии пластика экспресс-почтой мы заплатили $1200, то морской контейнер с 90 тыс. листами обошелся бы всего лишь в $3 тыс.

Основной причиной денежных потерь стали неотлаженная технология подготовки изображений (один файл выводился три-четыре часа) и производственная схема печати. Позднее моему брату Сергею Савиченко, физику по образованию, удалось почерпнуть лучшее из демо-версии американской и новосибирской программ и создать собственное программное обеспечение, с помощью которого изображение обрабатывается за 15-20 секунд. Чтобы понять, как будет выглядеть пленка для печати на пластике, теперь нам достаточно распечатать изображение на бумаге.
На рынке технология стерео/варио-изображений стоит в одном ряду с тиснением, фигурной высечкой, голографией, печатью на фольге. В основном, ее используют для изготовления сувенирной продукции — календариков, ковриков под «мышки», салфеток, флажков, шелфтокеров. Очень большая заинтересованность в открытках. Открытка с анимированным изображением будет стоить приблизительно столько же, сколько открытка с высечкой и тиснением. Например, сейчас мы подготовили тираж анимированных имиджей для открыток с анимированными вставками для компании «ТрансМедиа». Минимальная оптовая цена такой поздравительной карточки — 3,50 грн. Кстати, они запатентовали совмещение анимированного и обычного изображения.
Единственная трудность, которая тормозит развитие технологии стерео/варио-изображений в Украине — отсутствие достаточного количества заказчиков, для которых можно было бы создать склад пластика. В этом случае была бы возможность научить всех желающих дизайнеров технологии подготовки файлов и организовать склад для хранения пластика, что значительно бы удешевило готовую продукцию. К примеру, один календарик при тираже 40 тыс. экземпляров стоит сейчас 1,5 грн. А если бы объемы заказов были больше, его стоимость упала бы в два раза.

Что касается оборудования, то для того, чтобы изображение напечатать непосредственно на пластике, необходима как минимум пятикрасочная машина с двумя ин-лайн сушками и возможностью печати УФ-красками. Все прежние заказы мы выполняли фолиевыми красками в «Юнивест Принте», а последний тираж (1300 листов пластика формата А2) практически без брака отпечатали в ДиалогПресс.

Источник: Украинский олиграфический дайджест
Статья опубликована в журнале Директор типографии, № 1-2, 2004.

Всего страниц: 1


Рассылка
Полиграфический Телетайп - обзор последних событий отрасли. Пример рассылки
RSS RSS.
Статьи полиграфии
05.12.2007
Heidelberger Druckmaschinen: успех под грифом «секретно»
Сергей Сумленный, журнал «Эксперт»

28.11.2007
Заграница не поможет
Андрей Виньков, журнал "Эксперт"

21.11.2007
Сеть не пускает
Данил Вязовов, еженедельник SmartMoney

14.11.2007
Какие операции клиентов пугают банки?
Юлиана Петрова, журнал «Секрет фирмы»

07.11.2007
Разборки в печати: "аналог" не сдается "цифре"
Сергей Филимонов, CNews

24.10.2007
Со щитом на щите
Екатерина Трофимова, журнал «Секрет фирмы»

26.09.2007
Обложка к обеду
еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ»

03.09.2007
Кодекс разумного покупателя
Филип Модиано, журнал "Менеджмент роста"

20.08.2007
Берем трафик напрокат
Ксения Болецкая, еженедельник SmartMoney

18.07.2007
Портальчег с поиском
Сергей Скрипников, журнал "Эксперт"

28.06.2007
Печатные пряники
Экономический еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ»

21.06.2007
Обзор российского рынка арт-постеров
Светлана Воробьева, Издательский дом «Агни»

02.06.2007
Как разобраться в китайских пластинах и что такое NP-1
Владимир Борисович Крысинский, ведущий технический эксперт Компании «МакЦентр»

22.05.2007
Печатать всё
Лев Никитин, журнал "Эксперт"

15.05.2007
Симбирская губернская типография: по страницам истории (1798 – 1917 гг.)
Иван Сивопляс, специально для РуПринт.Ру


При перепечатке или другом использовании материалов ресурса ссылка на РуПринт.Ру обязательна.
За содержание рекламных материалов администрация ресурса ответственности не несет.

Контактная информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002 - 2007 RuPrint.Ru