Вы думаете, что карьера целиком зависит от уровня вашего профессионализма,
инициативности, дисциплинированности и других личных качеств? Рискну утверждать,
что не последнюю роль играют и особенности личности того человека, под чьим
руководством вы работаете.
Людмила Шибут, президент Клуба консультантов по бизнесу и политике
"Элитный персонал"
Не место красит работу, а босс
Секрет N1: мы должны выбирать себе не работу, а босса,
чтобы он был заинтересован в нашем карьерном развитии. Это правило давно известно
в научных кругах, где аспиранты при выборе темы исследования в значительной
степени ориентируются на личность научного руководителя и круг его интересов,
на его манеру работы с аспирантами и характер отношений с коллегами. Такая практика
считается нормой и никому в голову не приходит усматривать в этом нечто особенное.
При поступлении на работу собрать сведения о будущем начальнике непросто.
Если вам не удалось встретиться с вашим шефом до принятия решения о трудоустройстве,
важно сделать это в самые первые дни.
До встречи неплохо бы подумать, кем вы являетесь в настоящий момент, кем бы
хотели стать и что вы можете получить от этой компании. Необходимо понять -
насколько это зависит от вашего непосредственного начальника.
Постарайтесь развить в себе правильный подход к отношениям с руководителем.
Все мы находимся на рынке труда и занимаемся презентацией себя как продавца
собственных услуг. Этот процесс непрерывный, и наша стоимость в основном зависит
от оценки нас клиентами, главным из которых является наш непосредственный шеф.
Все мы, в каком бы бизнесе ни работали, должны обладать способностью определять
потребности нашего первичного клиента и удовлетворять его запросы на самом высоком
уровне. Это и есть секрет успеха № 2.
Как удовлетворить клиента
Итак, независимо от того, кем вы являетесь и что делаете, вы работаете с клиентами:
начиная от линейного руководителя и заканчивая заказчиками ваших услуг. При
этом степень удовлетворенности того, с кем вы взаимодействуете, определяет ваш
статус в организации и размер заработной платы.
Можно выделить несколько уровней удовлетворения клиентских потребностей.
1 уровень: выполнение ожиданий клиента. Необходимо своими действиями
демонстрировать, что никто не сможет удовлетворить его ожидания лучше, чем вы.
Это предполагает, что вы должны достичь некоторой уникальной компетентности
в своей сфере.
2 уровень: превышение ожиданий. Таким образом, вы превращаете
своих клиентов в приверженцев вашей компании.
3 уровень: партнерство с клиентами. Вы думаете об интересах своих
партнеров как о своих собственных, вносите предложения, которые способствуют
развитию их бизнеса и повышению его прибыльности. С другой стороны, вы становитесь
для своих клиентов экспертами в определенной области. Постоянно развиваясь,
вы завоевываете статус уникального специалиста и повышаете собственную стоимость
на рынке труда.
Таким образом, одной из главных задач является умение перевести отношения
со своим клиентом из обслуживающих в партнерские. Поэтому секрет N3:
найдите своего клиента и создайте условия для его признательности вам как партнеру
по совместной деятельности.
Как понравиться боссу
Вспомним же о том, что наш главный клиент на работе – наш босс. Если вы убеждены,
что начальник – это стихийное бедствие, с которым необходимо мириться, то ваши
дни на работе горьки и безрадостны. Карьера в этом случае не может быть успешной.
Поэтому вновь и вновь вы будете в поисках нового идеального места работы. Если
же вы сумеете построить хорошие отношения со своим начальником, вам будут открыты
многие пути.
Главное – понять правила игры: "что такое хорошо и что такое плохо"
в данной компании. Если даже на предыдущей работе вы привыкли делать что-то
иное, если вам кажется, что некоторые вещи делаются неверно, – это не имеет
особого значения. Ваш шеф будет оценивать вас по собственным критериям, и если
вы их не поймете и не примете, то, скорее всего, вы в компании надолго не задержитесь.
Если же вы планируете карьерный рост и хотите зарабатывать приличные деньги,
необходимо попасть на "волну" босса, понять его ожидания относительно
вас.
Возможно, первым шагом будет открытый разговор с шефом. Важно обсудить и знать
точно, каков круг ваших должностных обязанностей и каким образом будет измеряться
результат. Секрет N4: начните прямо сейчас качественно продавать
свои услуги с учетом запросов потребителя!
Факторы успеха
В одном из исследований Гарвардского университета было выяснено, что в каждой
работе есть наиболее значимые параметры, так называемые критические факторы
успеха или ключевые компетенции. По ним обычно определяют эффективность и успешность
тех или иных действий работника.
Секрет №5 заключается в умении выделить факторы успеха в вашей
работе и время от времени оценивать себя по ним. Например, в работе управленца
этими факторами является выполнение таких функций, как планирование, администрирование,
работа с персоналом, делегирование, контроль, бюджетирование, анализ, коммуникация.
Фактически проблемы в карьере менеджера начинаются с того, что он является некомпетентным
и неэффективным в одной или более значимых областях.
Выявление ключевого навыка, недостаток которого вы испытываете, и немедленное
его развитие - залог конкурентоспособности. Босс, коллеги, друзья могут стать
вашими помощниками в поисках ответа на этот вопрос. Хорошо, если вы открыты
для получения обратной связи, в том числе и критической.
В практике самоменеджмента рекомендуется время от времени спрашивать себя:
если бы я не делал сейчас то, что делаю, начал бы я это делать сегодня снова?
Как только вы решаете, что хотели бы работать в другом месте, вам надо определиться,
в каком именно и искать это место. Если же вы решаете, что ваша нынешняя работа
соответствует вашим ожиданиям, но карьера движется не совсем так, как вам хотелось
бы, попробуйте проанализировать, что делают люди, у которых карьера складывается,
на ваш взгляд, успешнее? Спросите об этом других. Узнайте и проанализируйте
писанные и неписанные правила вашей компании, по которым судят о хорошей работе.
Вполне возможно, что вы не умеете презентовать свои достижения. Недостаточное
продвижение, как правило, связано и с неудовлетворяющей вас оплатой труда. Поговорить
об этом с боссом не только можно, но и необходимо. Однако вам трудно будет вести
переговоры, если вы не смогли выполнить условия, о которых ранее договаривались.
Вам необходимо доказать, что ваш труд приносит компании увеличивающуюся прибыль,
и что, если вы уйдете, на подготовку нового специалиста компания затратит гораздо
больше времени и средств.
Если же размер оплаты вашего труда не возрастает, это некоторый критерий того,
что вы что-то делаете не так. Спросите босса, какие дополнительные знания и
навыки надо развить, чтобы получать большую зарплату.
Секрет N6: необходимо как можно раньше понять, что есть работы,
у которых может быть большое будущее, а есть такие, у которых никакого будущего
нет, и есть видимый потолок. Поэтому если вы хотите сделать карьеру, то
работа в небольшой компании может дать вам статус, а может привести к потере
времени; в крупной компании больше возможностей для роста, но и выше конкуренция.
В чем ваша ценность?
Многие думают, что если они находятся на работе определенное время и даже
сверх него, то им уже за это должны платить больше. Человек, который начинает
карьеру в новом бизнесе, обязательно работает больше других, хотя бы потому,
что ему необходимо войти в предметную область и обрести те же конкурентные преимущества,
какими владеют давно работающие здесь сотрудники
Но быть, как все, то есть владеть теми же навыками, что и большинство коллег,
– этого мало для успешной карьеры. Секрет N7: побеждают те,
кто имеет определенную стратегию собственного развития. Она может заключаться
в том, что вы лучше других станете делать что-то, что не делает никто, но компании
это необходимо.
Часто, когда кто-то делает успехи в работе, люди вокруг него обвиняют этого
человека в карьеризме или же считают его просто удачливым. Но удача обычно рукотворное
дело. Сознательно осуществляя вещи, которые увеличивают ваши возможности, вы
придете к тому, что станете человеком, который оказался в нужное время в нужном
месте с нужными профессиональными и личными ресурсами. Ваши знания приобретут
ценность и существенно увеличат ваш результат, если вы умело ими распорядитесь.
Главное – ориентация на результат, то есть планируемые показатели успешности
вашей деятельности. Умение брать на себя ответственность за свою судьбу,
карьеру – это и есть секрет N8.
Каждый из нас – хозяин собственного бизнеса
В Америке популярна концепция, что каждый нанимаемый и работающий человек
выполняет те же функции, что и большая компания. Только он одновременно является
и президентом компании, который думает о стратегии и долгосрочных результатах,
и продавцом своих услуг, и маркетологом, изучающим рынок, проводящим презентации
и PR-акции для продажи себя на рынке труда, а также бухгалтером, который ведет
учет расходов и прибылей и т.д.
Есть некоторые люди, которые, куда бы ни попали, никак не могут найти интересное
дело. Они всегда действуют так, будто делают кому-то одолжение. К сожалению,
у таких людей ни в одной организации нет будущего, поскольку они считают, что
работают на кого-то, а не на себя. Говорят, это и есть главная отличительная
особенность отечественных работников по сравнению с американскими.
Секрет N9: как президент вашей собственной компании вы полностью
ответственны за каждый аспект вашего бизнеса.
И, наконец, для успеха бизнеса вы должны научиться деликатно или решительно
отказывать или настаивать в ситуациях, когда этого требуют ваши интересы и интересы
дела. Умение правильно себя поставить и позиционировать в профессиональной
среде – это и есть секрет N10. Удачи!
Полезная литература:
- Роберт Грин. 48 законов власти. М.: РИПОЛ Классик, 2004.
- Дэвид Майстер. Истинный профессионализм. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
- Огарев Г. 31 закон карьерного роста. М.: РИПОЛ Классик, 2004.
- Джен Ягер. Деловой
протокол: стратегия личного успеха. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
Людмила Шибут, президент Клуба консультантов по бизнесу и политике
"Элитный персонал" N 44 (379), 9 ноября 2004
Источник:
РДВ-Медиа