«Кадры
решают все» — этот некогда популярный лозунг не утратил своей актуальности
и сегодня. А между тем, кадровый вопрос в полиграфии, как, впрочем, и многих
других отраслях, становится все острее. Какой руководитель не мечтает об идеальном
работнике: высококлассном специалисте, опытном профессионале, который к тому
же свободно владеет информацией о последних технологических разработках. Такие
кадры у нас, что называется, «на вес золота», потому что их — единицы.
Проблема кадров в полиграфии и издательском деле является сегодня постоянной
темой обсуждения в отраслевой печати. Большинство авторов статей, руководителей
предприятий и служб персонала сетуют на то, что ВУЗы и техникумы выпускают
еще «сырых» в профессиональном плане специалистов. И это абсолютно закономерно,
ведь, отучившись 5 лет в институте, выпускник имеет обширный теоретический
базис, но профессиональный опыт он сможет приобрести только со временем, проработав
по своей специальности годы. С этим ничего не поделаешь, хотя наш сегодняшний
студент, надо сказать, покидает стены ВУЗа, уже имея определенный опыт профессиональной
деятельности по своей специальности. Случается и обратная ситуация: сотрудник,
проработав на предприятии 10–20 лет не «успевает» за стремительно развивающимися
технологиями, испытывает недостаток как раз в той самой «теории», которую
выпускник зачастую не может «состыковать» с практикой. Как решить эту непростую
проблему, что нужно сделать для того, чтобы кадры полностью соответствовали
предъявляемым к ним требованиям?
Как мне кажется, частично решить эту проблему поможет система профессионального
образования, или как мы чаще всего ее называем — повышение квалификации. Результативность
этой системы уже давно оценили на Западе, где регулярно повышать свою квалификацию
обязан каждый специалист, причем не только с высшим, но и средним специальным
образованием. И это — одно из условий его карьерного роста, зачастую зафиксированное
в трудовом соглашении.
В конце прошлого года в Штуттгарте прошла 33-я конференция Международной ассоциации
учебных заведений полиграфического профиля. В ее работе принял участие директор
Северо-Западного института печати В.Н. Дроздов. В своей статье, посвященной
этому мероприятию, он обратил особое внимание на тот факт, что специальные
знания в отрасли печати (и это отмечалось на конференции) «устаревают наполовину
за два (!) года». Именно поэтому в западных странах «повышение квалификации
в отрасли печати ведется непрерывно» (Печатное дело. — 2003. — № 1. — С.5).
К сожалению, у нас серьезное отношение к системе повышения квалификации выработалось
совсем недавно и еще не у всех. Однако многие полиграфисты Санкт-Петербурга
и Северо-Западного региона знают о том, что в структуре института печати существует
специальный факультет — Дополнительных видов обучения, — который занимается
разработкой и проведением программ по повышению квалификации работников полиграфии,
книгоиздания и книжной торговли. В сфере профессионального образования мы
начали активно работать с 2000 года. Надо сказать, результаты нашей деятельности
весьма заметны: в прошлом учебном году факультет провел обучение более 250
человек, разработав совместно с преподавателями института ряд новых программ
по повышению квалификации в полиграфии. Мы также провели целый ряд семинаров
и курсов, посвященных самым актуальным проблемам современной полиграфии, таким
как «Технология и материалы упаковочно-этикеточного производства» (этот семинар
собрал более 30 специалистов-полиграфистов из Санкт-Петербурга и Северо-Западного
региона). Весной факультет провел семинар «Современные правила таможенного
права в полиграфической отрасли». В будущем мы намерены значительно расширить
тематику семинаров и увеличить их количество. Как показывает практика, краткосрочное
обучение является наиболее удачной формой повышения квалификации для менеджеров
высшего и среднего звена, поскольку семинары — это самая актуальная информация
за короткое время, а также отличная возможность встретиться с коллегами и
пообщаться в достаточно неформальной обстановке.
Одной из новых, но уже отлично зарекомендовавших себя форм обучения являются
курсы повышения квалификации, организованные специально для сотрудников отдельного
предприятия. В прошлом году факультет провел подобные курсы для печатников
ООО «СВИФТ», компании «Гранд-Марин», курс «Полиграфические материалы» для
ЗАО «Парус», курс «Технология офсетной печати» для ООО «МДМ-печать».
Наиболее популярными у слушателей являются курсы (92 часа) «Настольные издательские
системы и компьютерный дизайн». Ежегодно на этих курсах обучаются свыше 50
человек.
Безусловного внимания работников отрасли заслуживают такие программы, как
«Контроль управления цветом в полиграфических системах», «Особенности допечатной
подготовки иллюстрированных изданий», «Технология флексографской печати»,
«Технология офсетной печати» и др.
Семинар «Учебные и справочные электронные издания»
Следует особо отметить тот факт, что факультет привлекает к преподаванию
только высококлассных специалистов — лучших преподавателей института, а также
самых авторитетных специалистов из отрасли. Поэтому большинство образовательных
программ по повышению квалификации не просто востребованы, а пользуются постоянным
и устойчивым спросом в отрасли. Об этом говорят и отзывы, направляемые в адрес
института и факультета полиграфическими предприятиями нашего города: СПб Картонно-полиграфическим
комбинатом, ЗАО ПО «Парус», типографией «КАИР», издательско-полиграфическим
отделом Российского морского регистра судоходства и др. — все они не раз направляли
своих сотрудников для обучения по повышению квалификации в наш институт.
В этом году факультет планирует продолжить работу по тем же направлениям,
а также разнообразить тематику программ за счет краткосрочных
1-2-дневных семинаров, посвященных наиболее актуальным проблемам полиграфии.
Во-первых, мы подготовили программу двухдневного семинара для сотрудников
дизайн-студий и рекламных агентств «Основы технологии полиграфического производства
и допечатной подготовки», куда войдут вопросы, касающиеся полиграфических
материалов, формных процессов, вывода пленок, цифровой печати, будет также
проведена демонстрация на машине GTO. На февраль намечено проведение семинара
по цифровой печати. Кроме того, мы планируем открыть курсы по практическому
повышению квалификации печатников «Полиграфические материалы для офсетной
печати». С этого года мы вводим новую форму обучения печатников — стажировку.
Программой стажировки предусмотрено 7 практических занятий, которые значительно
повысят профессиональный уровень печатников. Ну и, конечно, же мы продолжим
работу на наиболее «популярных» курсах, таких как «Настольные издательские
системы и компьютерный дизайн», «Контроль и управление цветом в полиграфических
системах» и многих других.
Переподготовка специалистов полиграфической отрасли — важное, но не единственное
направление деятельности факультета ДВО. На нашем факультете регулярно повышают
свою квалификацию работники издательского дела, книжной торговли, специалисты
по рекламе. Для них на протяжении последних двух лет также разрабатывается
целый ряд новых программ. Во-первых, это своеобразный «практикум редактора»
— цикл курсов, посвященных теории и практике редактирования: «Технология редакционно-издательского
процесса», «Современный русский язык и стилистика», «Литературная правка»,
«Работа редактора над аппаратом издания», «Основы редактирования на ПК». В
ближайшем будущем «практикум» пополнится новым курсом «Техническое редактирование».
Большой интерес для издателей представляют также семинары «Стандарты издательской
отрасли» и «Авторское право».
Факультет непрерывно ведет работу по разработке новых программ. Мы стремимся
максимально разнообразить тематику курсов, дабы вовлечь в процесс повышения
квалификации более широкий круг специалистов. В настоящее время готовится
к проведению целый ряд семинаров и курсов. Это, в первую очередь, «Практикум
работника книжной торговли», трехдневный семинар, в программу которого войдут
такие вопросы, как классификация изданий, основы библиографии, современный
книготорговый ассортимент, а также тренинги по психологии торговли и этике
общения. Кроме того, совместно с кафедрой рекламы нашего института разработана
принципиально новая программа профессиональной подготовки сотрудников рекламных
служб и агентств «Основы рекламной деятельности». В программу включены вопросы
организации и стратегии рекламы и PR, психологии и социологии рекламы, методике
составления рекламного текста, отдельный раздел программы посвящен истории
графического дизайна в России. Специально для работников дизайн-студий составлена
программа профессионального обучения компьютерному дизайну и шрифтовому оформлению
печатных изданий.
Мы всегда внимательно следим за развитием новых технологий в полиграфии и
книжном деле. Доказательством тому служит целый цикл продолжающихся научно-практических
семинаров, посвященных электронному книгоизданию: созданию, юридическим аспектам,
распространению и использованию электронных книг. Первый семинар прошел в
2000 г., он был посвящен учебным и справочным электронным изданиям. В 2001
г. мы организовали следующий семинар в рамках «Петербургского книжного салона»,
затем мы представили уже третье мероприятие этого цикла на «Невском книжном
форуме» 2002 г. Надеемся на дальнейшее развитие этой актуальной и интересной
темы в последующих семинарах.
Говоря о факультете нельзя не отметить, что география нашей деятельности не
ограничивается только Санкт-Петербургом, мы работаем на весь Северо-Западный
регион. К нам обращаются специалисты из Архангельска, Мурманска, Великого
Новгорода, Нижнего Новгорода, Калининграда, а также Урала, Сибири и многих
других городов и регионов страны.
Уважаемые коллеги, наш факультет всегда старается угадывать потребности отрасли,
идти «в ногу» с современными требованиями, предъявляемыми к квалификации работников
полиграфии, издательского дела и книжной торговли. Перед факультетом стоит
очень сложная задача, ведь обучить профессионала, дать ему именно те знания,
которые ему необходимы, чрезвычайно ответственное дело. Мы делаем все возможное
для того, чтобы приносить вам реальную пользу, поэтому принимаем от вас любые
заявки на обучение и стажировку специалистов. В заключение мне хотелось бы
еще раз подчеркнуть, что регулярное повышение квалификации сегодня не роскошь,
не пустая трата времени и средств, а залог конкурентоспособности в жестких
условиях рынка.
Источник: Журнал "Полиграфист и Издатель" №4 2003: www.printer-publisher.ruprint.ru
О.А. СТАРКОВСКАЯ, к.ф.н., декан факультета ДВО, Северо-Западный институт печати