Проблемы подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием для книжного бизнеса все острее стоят перед книжной отраслью. На фоне все возрастающих потребностей в специалистах высшее профессиональное образование все еще остается редким явлением в отрасли. И это при том, что для книжного бизнеса ежегодно готовится только около 100 специалистов, а потребности у издательств и книготорговых организаций в них на два порядка выше. Как преодолеть такое положение? Некоторые идеи на этот счет в интервью нашему корреспонденту Ю.Майсурадзе высказал заведующий кафедрой книжного бизнеса Московского государственного университета печати Борис Семенович Есенькин
- Борис Семенович, какие, на ваш взгляд, требования предъявляет сегодня книжный рынок к работникам с высшим образованием?
- Начну с того, что у нас в государственном стандарте не совсем четко сформулированы цели в подготовке специалистов для рынка. Сегодня государство выделяет деньги на образование, а формированием конкретных целей подготовки специалистов, на наш взгляд, должна заниматься отрасль, и, прежде всего, министерство печати. Контроль и обеспечение качества образования остаются за министерством образования. К сожалению, ныне мы имеем ситуацию, когда книжная отрасль еще не обозначила свои требования, и поэтому отсутствует определенность в том, какие специалисты нужны отрасли и кого университет печати должен готовить в области книжного дела. Оговорюсь, что в государственном стандарте по этому поводу есть соответствующие постулаты, но декларированы они в основном нами - работниками образования, а не практиками, для кого, собственно, мы и готовим кадры.
- То есть фактически не сформулирован государственный заказ на подготовку специалистов для печати? Не выработаны рыночные требования к подготовке специалистов?
- Именно рыночные требования в государственном стандарте и отсутствуют. Но опять же уточню свою мысль для тех, кто, возможно, слишком прямолинейно воспримет мои заявления. Госзаказ, конечно же, есть, есть и стандарт, по которому мы работаем. Но они фактически есть первая и несовершенная модель специалиста-рыночника. Наши нынешние представления позволяют нам уже идти дальше.
На мой взгляд, такое положение существенно тормозит наше образование в среднем и высшем звеньях. Простой пример. Мы часто говорим об учебниках XXI века. И естественно, что их форма и содержание должны быть тесно увязаны с требованиями к подготовке специалистов. Рассуждая на кафедре на эту тему, мы, зная запросы быстро меняющейся современной практики, уже вынуждены говорить о таких требованиях, ибо именно сегодня мы формируем основной блок учебной литературы для книжного бизнеса, а стало быть и вынуждены обращаться к модели третьего поколения будущего государственного образовательного стандарта. Ныне же мы не вписываемся в обычные рамки государственного классификатора профессий. Они, как и действующий стандарт образования, ограничивают наши возможности.
Подобная ситуация создана не нами, а быстро меняющимися рыночными обстоятельствами. Покажу это опять же на примере. В ныне действующем стандарте мы перешли от "книговеда", которого ранее университет готовил, к "книгораспространителю". Другого, подходящего для рыночной ситуации термина в то время мы просто не нашли и, более того, не смогли и сформулировать что-то иное, новое, исходя из ограничений, имевшихся в действующих нормативных документах. Ни туда, ни сюда идти нельзя - кругом другая территория. "Книгораспространитель" - термин из распределительной экономики. Кафедра книжного бизнеса в то время не смогла перейти на новую рыночную терминологию - предприниматель, специалист по менеджменту, маркетингу, и соответственно наполнить дисциплины необходимым содержанием.
Теперь же наша точка зрения еще более окрепла и заключается в том, что мы должны готовить специалистов-предпринимателей. Вся их подготовка в лицее, колледже и университете должна быть взаимоувязана и исходить из требований книжной отрасли, опираться на современные подходы к образованию.
- Но вы же не можете отрицать, что в действующем стандарте была сделана попытка приблизить подготовку кадров к современным требованиям?
- Проблема в том, что мы работаем в рамках наших ранних, более продвинутых, но все же быстро устаревающих положений "нового" стандарта. Тащимся в основном в колеснице старых сведений. Лишь одна по-настоящему новая и рыночная дисциплина - логистика - с этого учебного года введена на втором курсе по специальности "книгораспространение". В полном объеме действие стандарта начинается только с 2002-2003 учебного года, но уже теперь надо было бы отрабатывать новые подходы в преподавании дисциплин. Уже сегодня возникают проблемы стыковки дисциплин по специальностям факультета, маячит потребность в создании обучающего стандарта нового поколения.
Мы должны наконец-то признать, что мир поменялся. Молодежь, используя виртуальные и иные возможности, еще до поступления в университет приобретает колоссальную сумму новых знаний. Студенты ныне совсем другие. Говорить это обидно, но их знания в восприятии действительности, порою, превосходят знания консервативно настроенных преподавателей. При поступлении в университет они уже многое знают и многое умеют, что ранее нам не было доступно. Многие школьники уже давно знакомы с компьютером, а Интернет для них - освоенный мир бесконечной информации. Чего, к сожалению, нет у многих преподавателей.
- Фактически получается так, что сегодня уже складываются новые представления о требуемом для отрасли специалисте?
- Думаю, что промежуточный этап, отвечающий требованиям действующего стандарта, нужен. И это этап подготовки учебников, пособий и методик. Но во всем этом процессе нет целостности. Так, наш факультет ведет подготовку по четырем специальностям: издатель-редактор, книгораспространитель, специалист по рекламе и книговед, однако между выпускающими кафедрами нет необходимого уровня взаимодействия, хотя книжное дело - общий для всех стержень. Мы только начали обсуждать научные проблемы, возникающие в современном книжном рынке, а ведь рынку уже исполнилось 10 лет. Общее и частное для кафедр дело разделено стеной умолчания.
Наш факультет теперь называется - "факультетом книжного дела и рекламы". Достаточно емкое и точное название. Необходимость координации научной, методической и практической деятельности в рамках целостности подготовки специалистов на факультете, вопреки отдельным субъективным волям, все же начинает пробивать себе дорогу. Сближающие подходы уже выстраиваются в рамках отдельных, в том числе и профессиональных дисциплин, по которым факультет должен готовить специалистов - издателя, редактора, продавца книг (предпринимателя), книговеда (специалиста науки) и тех, кто занимается рекламой. Тем самым, мы фактически в будущем сможем получить комплекс специальностей, каждая из которых дополнит другую и будет находиться с ней во взаимодействии. Вот, исходя из такого подхода к книжному делу и, в частности, к бизнесу, на наш взгляд, только и можно перекрыть весь блок требований к специалисту.
Но пока на факультете мы готовим полуредактора, полукниговеда и полукнигораспространителя. Делаем полушаги для связи с отраслью. Книжная отрасль сегодня достаточно мощно продвинулась вперед. В 2001 году она выпустила 70 тысяч названий книг, что по-хорошему не может не удивлять, а образование, которым мы все занимаемся, отстает. Отрасль, как армия без обоза, в нее нет прилива новых сил для движения вперед. Именно поэтому мы образовали в ТД "Библио-Глобус" филиал кафедры книжного бизнеса, чтобы скорее вводить студентов в практику. Изучение практики - только один из элементов современной подготовки. Обучение должно объединять науку и практику, как можно плотнее, в единый комплекс.
- И такая подготовка должна идти с первого курса?
- На начальных курсах должны быть общепрофессиональные дисциплины для всех специальностей по книжному делу. Студент должен познакомиться с отраслью и ее перспективой. Понять для себя, куда он попал. Не тратит ли на него государство впустую финансовые ресурсы. Поэтому очень важно дать студентам на первом-втором курсах в тесной взаимосвязи с процессом обучения полное представление об издательствах, книжной торговле и полиграфии.
В действующем стандарте уже с третьего курса предполагается разветвление обучения по специальностям. Здесь необходимо продумать, как общетеоретические и специальные дисциплины должны будут преподаваться в общих потоках и как лучше раскрыть материал по отдельным специальностям во взаимосвязи с блоками гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Такие возможности предусмотрены в стандарте, но их надо еще и реализовать.
Считаю также, что более глубокую подготовку и ориентацию на специальность студенты могли бы получить и при такой дополнительной форме обучения, как "мастер-классы". В таких классах обучение должны вести только книгоиздатели и книготорговцы, специалисты практики - асы в своем деле.
- И когда такое обучение следует вводить?
- Студент в своей специализации, на наш взгляд, должен пройти три этапа подготовки. Вначале ясно увидеть то, чему он как бы отдал предпочтение, выбирая кафедру и специальность. Дальше на практике им должен быть сделан осознанный выбор, основанный на тесном контакте между работодателем и студентом. В результате чего студент углубленно увидит свое будущее дело. И, наконец, последний этап - это основательная подготовка его к этому самому будущему.
- А кто должен платить за "мастер-класс"?
- Тот, кто его организует, тот и должен платить. Ведь интерес руководителя "мастер-класса" заключается в том, что он может вести отбор студентов для своей фирмы и осуществлять их ориентацию на конкретное дело. В этом процессе теорию дает кафедра, университет, а практику раскрывает мастер. У каждого дела есть своя специфика и поймать ее студенты смогут, общаясь с творческими людьми от практики.
- Не получится ли так, что филиал кафедры, это - сильное предприятие, "мастер-класс" тоже может сделать специалист не каждого предприятия. Вот именно туда и будут утекать лучшие кадры, а как быть другим?
- Сегодня никто по разнарядке направлять специалистов в отрасль не собирается. Здесь отбор должен происходить на взаимной основе. Хочешь получать квалифицированных специалистов - участвуй в процессе их подготовки. Но мы учитываем и интересы тех, кто еще по тем или иным причинам не может включиться в процесс подготовки кадров для отрасли. Так, в университете уже второй год работают "Ярмарки вакансий", на которых встречаются интересы работодателей и будущих специалистов. Однако здесь полное совпадение интересов - не так уж и часто встречающееся событие. Поэтому руководителям фирм, заинтересованным в том, чтобы к ним приходили квалифицированные специалисты, должны пройти и свою половину пути.
- Никто тебе бесплатно не даст хорошего, готового специалиста?
- Теперь такое уже невозможно.
- Мне кажется, что в этом, собственно, и должен быть заказ - у государства, отрасли и конкретной организации?
- Именно так. Отрасль должна сказать, что ей нужно. Министерство образования выделит на это деньги. Совместно они и должны регламентировать отношения потребностей отрасли и образования. Всегда надо иметь в виду, а кому это надо, для кого такой заказ необходим.
- Вы сказали о том, что новый стандарт требует подготовки "книгораспространителя". Вы же с учетом освоения опыта в образовании и знания конкретных нужд практики пришли к выводу, что это должен быть предприниматель. Почему так и кто такой предприниматель?
- Раньше мы готовили инженеров, "бизнес" и "предпринимательство" как термины не воспринимались. Сейчас же мы понимаем, что должны готовить таких специалистов, которые знали бы, как заниматься делом в рынке, как его создать, как войти в необычные условия рынка и как организовать производство товара или оказать услугу с конкурентными качествами. Для этого они должны многое знать. Знать, во что обходится их труд, как можно организовать и вести свое дело. Все, кто учится в университете, такие знания должны приобрести.
Например, кто такой книговед? Он тоже - предприниматель. Он должен знать, для кого делает свое дело, кому нужны итоги его науки и анализа. Он должен знать, во что это исследование обойдется и что даст другим, кто воспользуется результатами его научного труда. Но есть и другая сторона дела. Недостаточно только знать, надо и уметь делать все так, чтобы это нужно было покупателю. Речь идет о качестве услуг и продуктов труда, которые специалист может предложить. Предприниматель должен делать качественную продукцию. Он должен любить покупателя. И этому надо предпринимателя учить. Учить умению анализировать рынок и находить информацию, чтобы он понимал, какой продукт будет востребован.
- А дальше он должен научиться работать на пользу экономике и обществу?
- Вот слово "экономика" я не совсем воспринимаю. У нас есть финансово-хозяйственная деятельность. Наша жизнь постоянно связана с этой деятельностью. В быту, на работе и в обществе. Мы все считаем. За все платим. Экономика должна быть внутри нас. Внутри каждого действия. Каждый должен знать свое хозяйство.
- На Западе в семье учат считать повседневно и поминутно, считать все свои расходы, этому учат и в университетах. Что делаете вы у себя на кафедре в этом отношении?
- Пока только пришло осознание и понимание того, что этими вопросами надо заниматься. Надо заниматься серьезно отношениями, выраженными в формуле "товар - деньги - товар".
- Чтобы осуществить новые подходы в образовании, нужно, чтобы и преподаватели правильно все это понимали. Что вы делаете для того, чтобы приблизить уровень преподавания к требованиям дня?
- К сожалению, преподаватель получает мало денег за свой тяжелый труд. Поэтому вопрос о качественной подготовке кадров упирается в том числе и в требование оплаты его труда. Кроме того, для постоянного повышения уровня своих знаний, преподаватель должен заниматься наукой. Работая над конкретной темой, нужной для практики, преподаватель совершенствует и себя и дисциплину, которую он преподает. Конкретно проявляется взаимодействие теории и практики. В этом и кроется реальное повышение квалификации, которое переводит на другой уровень и преподавателя и студента. Студент работает в одной упряжке над темой с преподавателем. Они оба в таком развитии и действии обогащают друг друга. Опыт такого сотрудничества все больше пробивает себе дорогу в отрасли.
- То есть получается так, что и преподаватели и студенты в труде постоянно учатся...
- Студенты осваивают настоящее и готовят себя к бизнесу. Например, по маркетингу студенты знакомятся с новой литературой, периодикой, "забираются" в Интернет, постоянно работают с информацией. Преподаватели же обратили свои взгляды на науку и пошли в реальное дело. Фактически развивается партнерство между преподавателями и студентами в переработке и освоении новых знаний. Это - первые шаги, но и они уже радуют.
- Никакой схоластики, только жизнь?
- Природа - организм, от которого нельзя отрываться и его надо уметь слушать и понимать.
- Очевидно, что внимание к научным исследованиям на кафедре приковано, но итоги исследований надо публиковать. Как это происходит?
- Мне по этому вопросу нравится позиция ректора университета А.Цыганенко. Он говорит о том, что нам никто ничего не даст. Мы сами должны заботиться о себе и уметь выйти на более высокий уровень. Работать для себя и на отрасль. В прошлом году мы основали серию "Книжный бизнес: отечественный и зарубежный опыт". Выпустили первые шесть книг, часть из которых уже получила гриф министерства образования. В этом году наши планы расширяются.
Конечно, есть проблема в том, чтобы организовать самого себя. И этому мы должны учить и себя и студента. Работать с ним в кооперации. В кооперации находить новое, воспроизводить это новое и двигаться дальше. И только так мы сможем получить результат. Приведу конкретный пример. Заместитель министра печати В.Григорьев не отмахнулся от заявления кафедры и практиков, помог им осуществить финансирование научного проекта - исследование по единой платформе для издательств, книжной торговли и библиотек. Крайне важное исследование по проблемам отрасли. Именно через него и должна пойти кооперация в информации, бизнесе, во всем книжном деле и сообществе. Мы помогаем этой идее воплощаться в жизнь.
Наука и практика должны постоянно интегрироваться друг в друга. Считаю, что имеющая место отдаленность науки от практики не на пользу делу. Именно поэтому мы образовали на кафедре семинар по актуальным проблемам отрасли. Он нужен для практиков, специалистов, преподавателей, студентов и диссертантов. В ходе его работы могут быть выработаны новые подходы по освоению практики, да и сама практика придет в научную аудиторию со своими проблемами.
Источник: Журнал "
Полиграфист и Издатель", №2 2002.