Карта портала | Личная папка
Мир Полиграфии - RUPRINT.RU ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОЛИГРАФИИ
Как искать "Энциклопедии"?
Предприятия Поставщики Новости Энциклопедия Работа Объявления Форум Консультации Заказы
Статьи по полиграфии Издания полиграфии Словарь терминов История полиграфии Персона полиграфии Роcсийский Печатник

Проблемы подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием для книжного бизнеса

06/10/2003 / Ю.Майсурадзе

Проблемы подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием для книжного бизнеса все острее стоят перед книжной отраслью. На фоне все возрастающих потребностей в специалистах высшее профессиональное образование все еще остается редким явлением в отрасли. И это при том, что для книжного бизнеса ежегодно готовится только около 100 специалистов, а потребности у издательств и книготорговых организаций в них на два порядка выше. Как преодолеть такое положение? Некоторые идеи на этот счет в интервью нашему корреспонденту Ю.Майсурадзе высказал заведующий кафедрой книжного бизнеса Московского государственного университета печати Борис Семенович Есенькин

- Борис Семенович, какие, на ваш взгляд, требования предъявляет сегодня книжный рынок к работникам с высшим образованием?
- Начну с того, что у нас в государственном стандарте не совсем четко сформулированы цели в подготовке специалистов для рынка. Сегодня государство выделяет деньги на образование, а формированием конкретных целей подготовки специалистов, на наш взгляд, должна заниматься отрасль, и, прежде всего, министерство печати. Контроль и обеспечение качества образования остаются за министерством образования. К сожалению, ныне мы имеем ситуацию, когда книжная отрасль еще не обозначила свои требования, и поэтому отсутствует определенность в том, какие специалисты нужны отрасли и кого университет печати должен готовить в области книжного дела. Оговорюсь, что в государственном стандарте по этому поводу есть соответствующие постулаты, но декларированы они в основном нами - работниками образования, а не практиками, для кого, собственно, мы и готовим кадры.
- То есть фактически не сформулирован государственный заказ на подготовку специалистов для печати? Не выработаны рыночные требования к подготовке специалистов?
- Именно рыночные требования в государственном стандарте и отсутствуют. Но опять же уточню свою мысль для тех, кто, возможно, слишком прямолинейно воспримет мои заявления. Госзаказ, конечно же, есть, есть и стандарт, по которому мы работаем. Но они фактически есть первая и несовершенная модель специалиста-рыночника. Наши нынешние представления позволяют нам уже идти дальше.
На мой взгляд, такое положение существенно тормозит наше образование в среднем и высшем звеньях. Простой пример. Мы часто говорим об учебниках XXI века. И естественно, что их форма и содержание должны быть тесно увязаны с требованиями к подготовке специалистов. Рассуждая на кафедре на эту тему, мы, зная запросы быстро меняющейся современной практики, уже вынуждены говорить о таких требованиях, ибо именно сегодня мы формируем основной блок учебной литературы для книжного бизнеса, а стало быть и вынуждены обращаться к модели третьего поколения будущего государственного образовательного стандарта. Ныне же мы не вписываемся в обычные рамки государственного классификатора профессий. Они, как и действующий стандарт образования, ограничивают наши возможности.
Подобная ситуация создана не нами, а быстро меняющимися рыночными обстоятельствами. Покажу это опять же на примере. В ныне действующем стандарте мы перешли от "книговеда", которого ранее университет готовил, к "книгораспространителю". Другого, подходящего для рыночной ситуации термина в то время мы просто не нашли и, более того, не смогли и сформулировать что-то иное, новое, исходя из ограничений, имевшихся в действующих нормативных документах. Ни туда, ни сюда идти нельзя - кругом другая территория. "Книгораспространитель" - термин из распределительной экономики. Кафедра книжного бизнеса в то время не смогла перейти на новую рыночную терминологию - предприниматель, специалист по менеджменту, маркетингу, и соответственно наполнить дисциплины необходимым содержанием.
Теперь же наша точка зрения еще более окрепла и заключается в том, что мы должны готовить специалистов-предпринимателей. Вся их подготовка в лицее, колледже и университете должна быть взаимоувязана и исходить из требований книжной отрасли, опираться на современные подходы к образованию.
- Но вы же не можете отрицать, что в действующем стандарте была сделана попытка приблизить подготовку кадров к современным требованиям?
- Проблема в том, что мы работаем в рамках наших ранних, более продвинутых, но все же быстро устаревающих положений "нового" стандарта. Тащимся в основном в колеснице старых сведений. Лишь одна по-настоящему новая и рыночная дисциплина - логистика - с этого учебного года введена на втором курсе по специальности "книгораспространение". В полном объеме действие стандарта начинается только с 2002-2003 учебного года, но уже теперь надо было бы отрабатывать новые подходы в преподавании дисциплин. Уже сегодня возникают проблемы стыковки дисциплин по специальностям факультета, маячит потребность в создании обучающего стандарта нового поколения.
Мы должны наконец-то признать, что мир поменялся. Молодежь, используя виртуальные и иные возможности, еще до поступления в университет приобретает колоссальную сумму новых знаний. Студенты ныне совсем другие. Говорить это обидно, но их знания в восприятии действительности, порою, превосходят знания консервативно настроенных преподавателей. При поступлении в университет они уже многое знают и многое умеют, что ранее нам не было доступно. Многие школьники уже давно знакомы с компьютером, а Интернет для них - освоенный мир бесконечной информации. Чего, к сожалению, нет у многих преподавателей.
- Фактически получается так, что сегодня уже складываются новые представления о требуемом для отрасли специалисте?
- Думаю, что промежуточный этап, отвечающий требованиям действующего стандарта, нужен. И это этап подготовки учебников, пособий и методик. Но во всем этом процессе нет целостности. Так, наш факультет ведет подготовку по четырем специальностям: издатель-редактор, книгораспространитель, специалист по рекламе и книговед, однако между выпускающими кафедрами нет необходимого уровня взаимодействия, хотя книжное дело - общий для всех стержень. Мы только начали обсуждать научные проблемы, возникающие в современном книжном рынке, а ведь рынку уже исполнилось 10 лет. Общее и частное для кафедр дело разделено стеной умолчания.
Наш факультет теперь называется - "факультетом книжного дела и рекламы". Достаточно емкое и точное название. Необходимость координации научной, методической и практической деятельности в рамках целостности подготовки специалистов на факультете, вопреки отдельным субъективным волям, все же начинает пробивать себе дорогу. Сближающие подходы уже выстраиваются в рамках отдельных, в том числе и профессиональных дисциплин, по которым факультет должен готовить специалистов - издателя, редактора, продавца книг (предпринимателя), книговеда (специалиста науки) и тех, кто занимается рекламой. Тем самым, мы фактически в будущем сможем получить комплекс специальностей, каждая из которых дополнит другую и будет находиться с ней во взаимодействии. Вот, исходя из такого подхода к книжному делу и, в частности, к бизнесу, на наш взгляд, только и можно перекрыть весь блок требований к специалисту.
Но пока на факультете мы готовим полуредактора, полукниговеда и полукнигораспространителя. Делаем полушаги для связи с отраслью. Книжная отрасль сегодня достаточно мощно продвинулась вперед. В 2001 году она выпустила 70 тысяч названий книг, что по-хорошему не может не удивлять, а образование, которым мы все занимаемся, отстает. Отрасль, как армия без обоза, в нее нет прилива новых сил для движения вперед. Именно поэтому мы образовали в ТД "Библио-Глобус" филиал кафедры книжного бизнеса, чтобы скорее вводить студентов в практику. Изучение практики - только один из элементов современной подготовки. Обучение должно объединять науку и практику, как можно плотнее, в единый комплекс.
- И такая подготовка должна идти с первого курса?
- На начальных курсах должны быть общепрофессиональные дисциплины для всех специальностей по книжному делу. Студент должен познакомиться с отраслью и ее перспективой. Понять для себя, куда он попал. Не тратит ли на него государство впустую финансовые ресурсы. Поэтому очень важно дать студентам на первом-втором курсах в тесной взаимосвязи с процессом обучения полное представление об издательствах, книжной торговле и полиграфии.
В действующем стандарте уже с третьего курса предполагается разветвление обучения по специальностям. Здесь необходимо продумать, как общетеоретические и специальные дисциплины должны будут преподаваться в общих потоках и как лучше раскрыть материал по отдельным специальностям во взаимосвязи с блоками гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Такие возможности предусмотрены в стандарте, но их надо еще и реализовать.
Считаю также, что более глубокую подготовку и ориентацию на специальность студенты могли бы получить и при такой дополнительной форме обучения, как "мастер-классы". В таких классах обучение должны вести только книгоиздатели и книготорговцы, специалисты практики - асы в своем деле.
- И когда такое обучение следует вводить?
- Студент в своей специализации, на наш взгляд, должен пройти три этапа подготовки. Вначале ясно увидеть то, чему он как бы отдал предпочтение, выбирая кафедру и специальность. Дальше на практике им должен быть сделан осознанный выбор, основанный на тесном контакте между работодателем и студентом. В результате чего студент углубленно увидит свое будущее дело. И, наконец, последний этап - это основательная подготовка его к этому самому будущему.
- А кто должен платить за "мастер-класс"?
- Тот, кто его организует, тот и должен платить. Ведь интерес руководителя "мастер-класса" заключается в том, что он может вести отбор студентов для своей фирмы и осуществлять их ориентацию на конкретное дело. В этом процессе теорию дает кафедра, университет, а практику раскрывает мастер. У каждого дела есть своя специфика и поймать ее студенты смогут, общаясь с творческими людьми от практики.
- Не получится ли так, что филиал кафедры, это - сильное предприятие, "мастер-класс" тоже может сделать специалист не каждого предприятия. Вот именно туда и будут утекать лучшие кадры, а как быть другим?
- Сегодня никто по разнарядке направлять специалистов в отрасль не собирается. Здесь отбор должен происходить на взаимной основе. Хочешь получать квалифицированных специалистов - участвуй в процессе их подготовки. Но мы учитываем и интересы тех, кто еще по тем или иным причинам не может включиться в процесс подготовки кадров для отрасли. Так, в университете уже второй год работают "Ярмарки вакансий", на которых встречаются интересы работодателей и будущих специалистов. Однако здесь полное совпадение интересов - не так уж и часто встречающееся событие. Поэтому руководителям фирм, заинтересованным в том, чтобы к ним приходили квалифицированные специалисты, должны пройти и свою половину пути.
- Никто тебе бесплатно не даст хорошего, готового специалиста?
- Теперь такое уже невозможно.
- Мне кажется, что в этом, собственно, и должен быть заказ - у государства, отрасли и конкретной организации?
- Именно так. Отрасль должна сказать, что ей нужно. Министерство образования выделит на это деньги. Совместно они и должны регламентировать отношения потребностей отрасли и образования. Всегда надо иметь в виду, а кому это надо, для кого такой заказ необходим.
- Вы сказали о том, что новый стандарт требует подготовки "книгораспространителя". Вы же с учетом освоения опыта в образовании и знания конкретных нужд практики пришли к выводу, что это должен быть предприниматель. Почему так и кто такой предприниматель?
- Раньше мы готовили инженеров, "бизнес" и "предпринимательство" как термины не воспринимались. Сейчас же мы понимаем, что должны готовить таких специалистов, которые знали бы, как заниматься делом в рынке, как его создать, как войти в необычные условия рынка и как организовать производство товара или оказать услугу с конкурентными качествами. Для этого они должны многое знать. Знать, во что обходится их труд, как можно организовать и вести свое дело. Все, кто учится в университете, такие знания должны приобрести.
Например, кто такой книговед? Он тоже - предприниматель. Он должен знать, для кого делает свое дело, кому нужны итоги его науки и анализа. Он должен знать, во что это исследование обойдется и что даст другим, кто воспользуется результатами его научного труда. Но есть и другая сторона дела. Недостаточно только знать, надо и уметь делать все так, чтобы это нужно было покупателю. Речь идет о качестве услуг и продуктов труда, которые специалист может предложить. Предприниматель должен делать качественную продукцию. Он должен любить покупателя. И этому надо предпринимателя учить. Учить умению анализировать рынок и находить информацию, чтобы он понимал, какой продукт будет востребован.
- А дальше он должен научиться работать на пользу экономике и обществу?
- Вот слово "экономика" я не совсем воспринимаю. У нас есть финансово-хозяйственная деятельность. Наша жизнь постоянно связана с этой деятельностью. В быту, на работе и в обществе. Мы все считаем. За все платим. Экономика должна быть внутри нас. Внутри каждого действия. Каждый должен знать свое хозяйство.
- На Западе в семье учат считать повседневно и поминутно, считать все свои расходы, этому учат и в университетах. Что делаете вы у себя на кафедре в этом отношении?
- Пока только пришло осознание и понимание того, что этими вопросами надо заниматься. Надо заниматься серьезно отношениями, выраженными в формуле "товар - деньги - товар".
- Чтобы осуществить новые подходы в образовании, нужно, чтобы и преподаватели правильно все это понимали. Что вы делаете для того, чтобы приблизить уровень преподавания к требованиям дня?
- К сожалению, преподаватель получает мало денег за свой тяжелый труд. Поэтому вопрос о качественной подготовке кадров упирается в том числе и в требование оплаты его труда. Кроме того, для постоянного повышения уровня своих знаний, преподаватель должен заниматься наукой. Работая над конкретной темой, нужной для практики, преподаватель совершенствует и себя и дисциплину, которую он преподает. Конкретно проявляется взаимодействие теории и практики. В этом и кроется реальное повышение квалификации, которое переводит на другой уровень и преподавателя и студента. Студент работает в одной упряжке над темой с преподавателем. Они оба в таком развитии и действии обогащают друг друга. Опыт такого сотрудничества все больше пробивает себе дорогу в отрасли.
- То есть получается так, что и преподаватели и студенты в труде постоянно учатся...
- Студенты осваивают настоящее и готовят себя к бизнесу. Например, по маркетингу студенты знакомятся с новой литературой, периодикой, "забираются" в Интернет, постоянно работают с информацией. Преподаватели же обратили свои взгляды на науку и пошли в реальное дело. Фактически развивается партнерство между преподавателями и студентами в переработке и освоении новых знаний. Это - первые шаги, но и они уже радуют.
- Никакой схоластики, только жизнь?
- Природа - организм, от которого нельзя отрываться и его надо уметь слушать и понимать.
- Очевидно, что внимание к научным исследованиям на кафедре приковано, но итоги исследований надо публиковать. Как это происходит?
- Мне по этому вопросу нравится позиция ректора университета А.Цыганенко. Он говорит о том, что нам никто ничего не даст. Мы сами должны заботиться о себе и уметь выйти на более высокий уровень. Работать для себя и на отрасль. В прошлом году мы основали серию "Книжный бизнес: отечественный и зарубежный опыт". Выпустили первые шесть книг, часть из которых уже получила гриф министерства образования. В этом году наши планы расширяются.
Конечно, есть проблема в том, чтобы организовать самого себя. И этому мы должны учить и себя и студента. Работать с ним в кооперации. В кооперации находить новое, воспроизводить это новое и двигаться дальше. И только так мы сможем получить результат. Приведу конкретный пример. Заместитель министра печати В.Григорьев не отмахнулся от заявления кафедры и практиков, помог им осуществить финансирование научного проекта - исследование по единой платформе для издательств, книжной торговли и библиотек. Крайне важное исследование по проблемам отрасли. Именно через него и должна пойти кооперация в информации, бизнесе, во всем книжном деле и сообществе. Мы помогаем этой идее воплощаться в жизнь.
Наука и практика должны постоянно интегрироваться друг в друга. Считаю, что имеющая место отдаленность науки от практики не на пользу делу. Именно поэтому мы образовали на кафедре семинар по актуальным проблемам отрасли. Он нужен для практиков, специалистов, преподавателей, студентов и диссертантов. В ходе его работы могут быть выработаны новые подходы по освоению практики, да и сама практика придет в научную аудиторию со своими проблемами.

Источник: Журнал "Полиграфист и Издатель", №2 2002.

Всего страниц: 1


Последние статьи

Северо-Запад: ставка на упаковку

MAN Roland на Кубке мира по футболу 2006

В Вашем почтовом ящике:
Новости Полиграфии, Новые поступления в Каталоги, Работа в Полиграфии, Объявления Полиграфии и многое другое.

Подпишитесь на рассылку!




Воспроизведение в любой форме и распространение материалов портала RUPRINT.RU
возможны только с письменного разрешения администрации

Контактая информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002-2006 RUPRINT.RU