Войти | Новый пользователь? Зарегистрироваться |
У Вас есть статьи, интересные для наших читателей? Присылайте! |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Рубрикатор
статей
|
Эффективности инвестиции в человеческий капитал15/10/2003 / В.В. Лукашевич
Необходимость постоянного обучения и развития персонала обусловлена рядом причин. К числу таких причин обычно относят форсированное развитие науки и техники, динамику внешней среды, изменение спроса потребителей, новые предложения конкурентов и т.п. Естественно, что постоянное производственное обучение требует определенных инвестиций в человеческий капитал В настоящее время в России и за рубежом все большее распространение получает теория человеческого капитала. При этом под человеческим капиталом на уровне предприятий обычно понимается совокупность навыков, умений, способностей, квалификаций и интеллектуального потенциала персонала, обеспечивающих получение прибыли. Рабочая сила в соответствии с теорией человеческого капитала рассматривается как средство производства, требующее капиталовложений с целью повышения производительности. В частности, процесс инвестирования в человеческий капитал можно подразделить на следующие этапы: Этап 0. Затраты на профориентациюНа этом этапе осуществляется профессиональная ориентация и обучение в учебных заведениях будущих специалистов и квалифицированных рабочих. Это дорогостоящий этап, который финансируется в настоящее время преимущественно из средств государственного бюджета. Однако в последнее время наметился рост числа обучающихся за счет собственных средств или за счет фирм-работодателей. Этап I. Затраты на поиск и найм персоналаЗатраты имеют постоянный характер, так как связаны с систематической работой кадровых служб по планированию персонала, разработке первичной документации, тестовых программ для соискателей, а также с заключением договоров с учебными заведениями, службами занятости, специализированными кадровыми агентствами и т.п. В денежном эквиваленте они, как правило, равны 2-3 размерам заработной платы по соответствующей вакансии (в расчете на одного работника). Этап II. Затраты на персонал в период адаптацииДанная категори я затрат обусловлена оплатой труда вновь принятого работника. Как правило, это период испытательного срока (2-3 месяца). Размер затрат несколько ниже (на 30-40%) от предполагаемых впоследствии затрат на оплату труда, что обусловлено "вхождением в должность" вновь принятого работника, его социальной и психологической адаптацией. Окончание периода адаптации работника должно соответствовать началу окупаемости инвестиций в персонал. Этап III. Затраты на персонал в период накопления потенциала ростаРазмер затрат соответствует затратам на оплату труда. Однако на этом этапе профессионализм сотрудника недостаточен для получения работодателем прибавочного продукта, формирующего прибыль. Этап IV. Затраты на персонал в период достижения профессионализмаРазмер затрат на персонал на этом этапе складывается не только из затрат на оплату труда, но и из затрат на различные мероприятия, связанные с совершенствованием мотивации и стимулирования труда. Финансируются эти мероприятия, как правило, за счет части дополнительной прибыли, получаемой вследствие высокой технологичности выполняемых работ, экономии ресурсов, инновационного подхода и т. п. Однако уровень совокупных затрат в целом на этом этапе существенно ниже, чем получаемая прибыль. Этап V. Затраты на персонал в период обучения, повышения квалификацииДанная категория затрат имеет ряд особенностей. Прежде всего эти затраты должны быть соизмеримы с предполагаемыми результатами обучения, для чего необходимо оценить эффективность учебных программ и потребности и возможности обучаемого контингента. Иногда бывает достаточно лишь создать необходимые условия для самообразования и самообучения персонала, а зачастую разрабатывать целостную систему мотивов, чтобы снизить сопротивляемость персонала нововведениям и завлечь на учебные курсы. Этап VI. Затраты на персонал в период капитализации знаний вследствие повышения квалификацииРазмерность затрат сопоставима с периодом достижения профессионализма (Этап IV) . Целесообразен дополнительный элемент стимулирования за использование на практике знаний, навыков, умений, полученных в результате обучения, способствующих преумножению прибыли предприятий. На данном этапе происходит получение максимально возможной прибыли от использования персонала. Увеличение продолжительности данного периода возможно за счет реализации предприятием эффективного мотивационного комплекса, к примеру, участие персонала в распределении прибыли. Возможно и нематериальное стимулирование по системе "кафе" и т.п. Этап VII. Затраты на персонал в период снижения и "морального старения" профессионализма
Уровень затрат возвращается к периоду достижения профессионализма (Этап IV)
с той лишь разницей, что используемая ранее система мотивации и стимулирования
перестает приносить положительные результаты, а уровень производительности
работника снижается в силу опережающего роста научно-технического прогресса
и старения накопленных знаний и навыков. Следствием этого является снижение
объема прибавочного продукта, производимого работником, и соответственно получаемой
предприятием прибыли.
Так, например, специалист в области экономики и управления на предприятиях
промышленности должен знать основы организации технологических процессов отрасли,
иметь представления в области гуманитарных социально-экономических наук, уметь
с максимальным экономическим эффектом организовать реализацию своего трудового
и творческого потенциала.
Однако, с другой стороны, единые стандарты не позволяют в полной мере учесть
запросы конкретной отрасли или фирмы при подготовке специалистов, ибо все
стандарты унифицированы. Правда, в рамках стандартов имеется региональный
и вузовский компоненты, то есть оставлено определенное количество часов (около
20% времени), которое остается на усмотрение учебного заведения для учета
потребности отраслей и регионов.
Большое внимание уделено в университете, как уже отмечалось, изучению иностранных
языков. При этом используются оригинальные авторские методики, в частности,
эмоционально-смысловая методика Шехтера, которая позволяет закреплять и расширять
знание иностранных языков. Гуманитарные дисциплины изучаются студентами Университета
Натальи Нестеровой практически непрерывно с I по V курс. За рубежом, например, во Франции и в Англии, обязательный компонент в программах университетов составляет около половины учебных часов, а оставшаяся часть наполняется дисциплинами по выбору студентов. Большое влияние на подготовку специалистов могут оказывать и организации, для которых осуществляется подготовка кадров. Вероятно, этот опыт можно учесть и нашим заказчикам - промышленным предприятиям, банкам, другим организациям, которые могут повлиять на формирование стандартов подготовки специалистов.
Следующей наиболее весомой статьей расходов на персонал являются инвестиции
в повышение квалификации работников, в их развитие и продвижение по служебной
лестнице. Рост информации, меняющиеся технологии производства, жесткие условия
рынка, конкуренция - все это факторы, побуждающие предприятия и организации,
желающие удержаться на "гребне успеха", постоянно совершенствовать
знания и навыки своих работников. В настоящее время существует множество методик
повышения квалификации персонала, позволяющих реализовывать программы повышения
квалификации и переподготовки кадров как непосредственно в рамках производственной
структуры (внутрифирменное обучение), так и с отрывом от производства в отраслевых
учебных заведениях, специализированных центрах подготовки кадров или путем
стажировок на отечественных предприятиях или за рубежом. Следует отметить, что крупные учебные заведения адекватно реагируют на сложившуюся ситуацию и создают Центры консалтинговых услуг. Новый гуманитарный университет (Натальи Нестеровой) в состоянии предложить ряд семинаров по актуальным вопросам управления, экономики, психологии и социологии, которые могут заинтересовать предпринимателей, работников производства и непроизводственной сферы. В частности, могут быть организованы семинары по таким темам, как "Антикризисное управление", "Современные проблемы управления персоналом", "Актуальные проблемы маркетинга и логистики" и др. Программы семинаров могут быть рассчитаны как на управленческий состав, так и повышение квалификации специалистов и других категорий работников.
Однако для того, чтобы темы семинаров были востребованы заказчиками, необходимо,
чтобы они были актуальны, а для этого должны быть более тесные контакты университетов
с банками, промышленными предприятиями и другими организациями. С другой стороны,
многие предприятия не могут осуществлять существенные инвестиции в человеческий
капитал в силу недостатка денежных средств на повышение квалификации. Эти
средства могли бы быть получены предприятиями и коммерческими организациями
за счет целевых государственных образовательных программ, а также за счет
средств муниципальных бюджетов (как это часто делается за рубежом). Следует
отметить, что в ряде случаев инвестиции в человеческий капитал не осуществляются
из-за отсутствия у руководителей фирм и компаний осознания целесообразности
и эффективности затрат на обучение персонала. На каждом этапе экономическая эффективность обучения определяется соотношением затрат и результатов. Результатом инвестиций в человеческий капитал следует считать повышение производительности труда. Между этими показателями существует определенная зависимость, которую можно выразить следующей формулой:
Э = (В - Вn) * Ц : З,
где: Каждое предприятие заинтересовано в амортизации затрат на подготовку персонала. Заинтересованность прямо пропорциональна объему инвестирования в человеческий капитал и зависит от его специфики. Амортизация подобных затрат возможна через закрепления работника на предприятии как можно на больший срок и эффективное и рациональное использование его профессионального потенциала. Достижение этого может быть осуществлено при грамотной организации системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. На сегодняшний день особого внимания заслуживает мотивация на основе системы "кафе". Реализация этой системы на практике осуществляется путем предоставления так называемого "меню" услуг. К таким можно отнести накопление отгулов, отработка дополнительных рабочих часов в целях последующего отдыха или отказ от части заработной платы в счет будущей учебы, предоставление ссуд для приобретения недвижимости, страхование и др. Работнику предоставляется право осуществлять выбор в зависимости от личных интересов и предпочтений. Все эти меры нацелены на закрепление персонала, так как при уходе работника предприятия несут определенные убытки, связанные с потерей части человеческого капитала.
Система "кафе" направлена на индивидуализацию экономики персонала
и выполняет следующие функции: Распространение системы "кафе" в России способствовало бы закреплению квалифицированных кадров и повышению экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал. Подводя итог сказанному, следует отметить, что с точки зрения современного кадрового менеджмента улучшение использования человеческих ресурсов организации справедливо рассматривается как главный резерв повышения экономической эффективности ее деятельности, а инвестиции в человеческий капитал - как самые выгодные инвестиции. Источник: Журнал "Полигрфист и Издатель" №6 2002 Вакансии и Резюме на портале RUPRINT.RU
В.В. Лукашевич, к.э.н., профессор Всего страниц:
1
|
Статьи полиграфии
|