Стоит отметить также,
что материал ориентирован в первую очередь на полиграфические компании полного
цикла, специализирующиеся на изготовлении широкой номенклатуры полиграфической
продукции по заказам клиентов.
Необходимость автоматизации различных аспектов деятельности сегодня уже не
подвергается сомнению. Мы предлагаем рассматривать автоматизацию не столько
как инструмент сокращения рутинных ручных операций, но и как механизм повышения
эффективности деятельности компании.
Эволюция процессов автоматизации в нашей стране прошла ряд этапов. В настоящее
время потребность в «лоскутной» автоматизации отдельных участков либо практически
удовлетворена, либо отсутствует вообще ввиду понимания ее несовершенства. Постепенно
возник интерес руководства компаний к системам, решающим общие задачи управления,
то есть обеспечивающим достижение поставленных руководством целей деятельности.
Как известно, для построения автоматизированной системы управления недостаточно
автоматизации только лишь учетных функций. Необходима реализация полного цикла
управленческих функций (PDCA: планирование — исполнение — контроль — принятие
управленческих решений).
Эти функции составляют вертикаль системы управления, вершиной которой представляется
так называемая система поддержки принятия решений (СППР), которая призвана предоставлять
необходимую информацию для обеспечения главной функции руководства — принимать
решения (функция целеуказания). А автоматизированная система управления должна
служить инструментом воплощения этих решений в жизнь.
Следует отметить трудности при построении традиционной системы управления,
ориентированной на горизонтальные функции (так называемой функционально-ориентированной):
- слабо связанные между собой функции реализуются различными структурными
элементами организационной структуры компании;
- отсутствует единый ответственный за конечный результат и контроль над технологией
в целом, и, как следствие, отсутствует ориентация на клиента;
- высокие накладные расходы на осуществление межфункциональных связей.
В настоящее время широко используется другой подход к охвату функций системы
управления — процессный. В отличие от функционального (структурного, структурно-функционального)
он ориентирован в первую очередь не на организационно-функциональную структуру
компании, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых является
создание продуктов или оказание услуг, представляющих ценность для внешних или
внутренних потребителей.
Рассмотрим преимущества систем управления, основанных на процессном подходе,
и сравним их с функционально-ориентированными системами. В процессно-ориентированном
подходе значительное внимание уделяется вопросам взаимодействия подразделений.
Процессно-ориентированный подход позволяет объединить усилия подразделений,
зачастую разрозненные, направленные на выполнение отдельных конкретных функций,
в единую цепочку объединенных усилий компании, нацеленных на достижение конкретных
стратегических результатов — предоставление клиенту качественного конечного
продукта в кратчайшие сроки.
Процессно-ориентированный подход позволяет учесть такие важные аспекты бизнеса,
как ориентация на конечный продукт, заинтересованность каждого конкретного исполнителя
в повышении качества конечного продукта и, как следствие, заинтересованность
в качественном выполнении своей работы.
Кроме того, система, единицей управления которой является бизнес-процесс, характеризуется
динамичным поведением и более гибким реагированием на внутренние и внешние изменения.
Функционально-ориентированная структура управления, напротив, характеризуется
статичностью и неоптимальным взаимодействием ее структурных единиц.
Под процессным подходом к организации и управлению деятельностью компании понимается
ориентация деятельности компании на бизнес-процессы, а системы управления компании
на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами
компании в целом. При этом система качества компании обеспечивает качество технологии
выполнения бизнес-процессов в рамках существующей или перспективной организационно-штатной
структуры. При построении системы управления на базе процессного подхода также
облегчается развертывание системы менеджмента качества, обеспечивающей соответствие
стандартам серии ISO 9000, что является дополнительным аргументом в борьбе за
клиента и внешние инвестиции.
В следующих статьях мы продолжим рассмотрение процессного подхода к управлению
и вопросов по развертыванию автоматизированной системы управления как отраслевого
решения для полиграфических предприятий.
По материалам журнала "Полиграфист и Издатель"