Статья посвящена проблемам управления полиграфическим бизнесом. Предметом
наиболее пристального рассмотрения являются полиграфические компании полного
цикла, специализирующиеся на изготовлении широкой номенклатуры полиграфической
продукции по заказам клиентов
Теперь несколько подробнее о процессном подходе.
В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как система
бизнес-процессов, конечной целью которой является выпуск продукции или оказание
услуг.
Под бизнес-процессом понимают совокупность операций, которые вместе взятые создают
результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя (получателя результата).
Потребителем результата бизнес-процесса также может быть другой бизнес-процесс
системы. Все бизнес-процессы компании образуют сеть работ, выполняемых структурными
элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры компании
Каждый бизнес-процесс в системе состоит из набора отдельных операций. Порядок
их выполнения в рамках указанного бизнес-процесса четко определен технологией
или утвержденными правилами и инструкциями. Поэтому такие понятия, как маршруты
и правила, определяющие бизнес-логику процесса, являются необходимыми его характеристиками.
Внешне бизнес-процесс характеризуется своими входами и выходами, потребляемыми
ресурсами, участниками, владельцем.
Владелец процесса должен знать свой бизнес-процесс, отвечать за его ход и результат
в целом, измерять и совершенствовать эффективность.
Следовательно, одним из первых основных этапов построения процессной системы
управления деятельностью компании является выделение и классификация бизнес-процессов.
В общем виде бизнес-процессы компании принято делить на основные и обеспечивающие
(вспомогательные). Основными бизнес-процессами являются процессы целевой деятельности
компании, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуг
и обеспечивают получение дохода для компании. Как правило, основных бизнес-процессов
в компании немного (единицы). В нашем случае основными бизнес-процессами можно
считать изготовление полиграфической продукции и оказание услуг по заказам клиентов.
Обеспечивающие бизнес-процессы - это вспомогательные процессы, которые предназначены
для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов. Они формируют инфраструктуру
компании. В отличие от основных, количество обеспечивающих процессов может достигать
нескольких десятков. Среди наиболее обобщенных обеспечивающих процессов можно
отметить процессы материального обеспечения (сырье, расходные материалы, комплектующие),
кадрового обеспечения (обеспечение необходимого состава участников и хозяев
бизнес-процессов), финансового обеспечения (обеспечение требуемыми финансовыми
ресурсами для выполнения бизнес-процессов).
Отдельно стоит отметить процессы управления - обеспечивающие бизнес-процессы,
которые охватывают весь комплекс функций управления, как на уровне каждого бизнес-процесса,
так и системы в целом, то есть взаимосвязанного множества всех бизнес-процессов
компании. В основе одного из подходов к построению эффективной технологии исполнения
процессов управления лежит концепция контроллинга (непрерывного управления).
Она позволяет сформировать полный цикл управления предприятием, начиная от стратегического
планирования до анализа причин отклонений от плана и формирования оперативных
управляющих воздействий.
Понимание принципов разделения и взаимодействия основных и обеспечивающих процессов
компании очень важно для определения влияния обеспечивающих процессов на затраты
на производство продукции и оказание услуг и определения их себестоимости.
Известно несколько эталонных моделей процессов компании, которые объединили
в себе опыт и экспертные знания, полученные за последние 10–15 лет интенсивных
работ по "перестройке" функциональных систем управления в процессно-ориентированные.
Одна из таких моделей так называемая "13-процессная модель" (Структура
классификации процессов - Process Classification Framework) разработана Американским
Центром производительности и качества (American Productivity&Quality; Center).
Она отражает практически все основные и вспомогательные процессы любой производственной
или торговой компании.
Специфика управления каждой отдельной компании заключается непосредственно
в том, как устроены и реализованы эти процессы на практике.
На практике решение задачи построения процессно-ориентированной системы управления
компанией и автоматизации ее элементов с помощью внедрения какого-либо универсального
решения представляет собой достаточно длительный для компании процесс. Причем,
как правило, при внедрении систем такого рода стоимость настроек и доработок
программного обеспечения, а также стоимость внедрения составляют сумму, в несколько
раз превышающую первоначальную стоимость приобретаемого оборудования и программного
обеспечения. Так что этот процесс оказывается еще намного дороже, чем может
показаться на первый взгляд.
Возможным альтернативным решением проблемы является использование так называемого
"отраслевого решения". В этом случае имеется готовая бизнес-модель
типового предприятия отрасли, типовые регламенты для работы в соответствии с
моделью и программное решение, реализующее указанную бизнес-модель. В этой ситуации,
при условии принятия предлагаемой модели бизнеса, внедрение осуществляется практически
полностью силами компании с минимальными консультациями разработчика «отраслевого
решения». И работа в новой системе возможна буквально через несколько дней после
ее установки, как только основной персонал освоит готовые должностные инструкции.
Может показаться, что этот путь неэффективен, так как "все люди разные"
и все ведут бизнес по-своему. Однако существует известное правило "80-20",
которое может быть применимо и в данной ситуации. Практика показывает, что порядка
20% используемых операций охватывают около 80% требуемого функционала и являются
типовыми, а оставшиеся могут оказаться некритичными для внедрения системы, естественно,
при условии принятия предложенной бизнес-модели.
В следующих статьях цикла мы продолжим разговор о характеристиках «отраслевого
решения» для полиграфических предприятий.
По материалам журнала "Полиграфист и Издатель"