Карта портала | Личная папка
Мир Полиграфии - RUPRINT.RU ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОЛИГРАФИИ
Как искать "Энциклопедии"?
Предприятия Поставщики Новости Энциклопедия Работа Объявления Форум Консультации Заказы
Статьи по полиграфии Издания полиграфии Словарь терминов История полиграфии Персона полиграфии Роcсийский Печатник

Автоматизация системы управления и процессный подход

30/07/2004 / А. Восторгов, бизнес-аналитик

Статья посвящена проблемам управления полиграфическим бизнесом. Предметом наиболее пристального рассмотрения являются полиграфические компании полного цикла, специализирующиеся на изготовлении широкой номенклатуры полиграфической продукции по заказам клиентов

Теперь несколько подробнее о процессном подходе.

В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как система бизнес-процессов, конечной целью которой является выпуск продукции или оказание услуг.
Под бизнес-процессом понимают совокупность операций, которые вместе взятые создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя (получателя результата). Потребителем результата бизнес-процесса также может быть другой бизнес-процесс системы. Все бизнес-процессы компании образуют сеть работ, выполняемых структурными элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры компании

Каждый бизнес-процесс в системе состоит из набора отдельных операций. Порядок их выполнения в рамках указанного бизнес-процесса четко определен технологией или утвержденными правилами и инструкциями. Поэтому такие понятия, как маршруты и правила, определяющие бизнес-логику процесса, являются необходимыми его характеристиками. Внешне бизнес-процесс характеризуется своими входами и выходами, потребляемыми ресурсами, участниками, владельцем.

Владелец процесса должен знать свой бизнес-процесс, отвечать за его ход и результат в целом, измерять и совершенствовать эффективность.

Следовательно, одним из первых основных этапов построения процессной системы управления деятельностью компании является выделение и классификация бизнес-процессов.

В общем виде бизнес-процессы компании принято делить на основные и обеспечивающие (вспомогательные). Основными бизнес-процессами являются процессы целевой деятельности компании, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуг и обеспечивают получение дохода для компании. Как правило, основных бизнес-процессов в компании немного (единицы). В нашем случае основными бизнес-процессами можно считать изготовление полиграфической продукции и оказание услуг по заказам клиентов.

Обеспечивающие бизнес-процессы - это вспомогательные процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов. Они формируют инфраструктуру компании. В отличие от основных, количество обеспечивающих процессов может достигать нескольких десятков. Среди наиболее обобщенных обеспечивающих процессов можно отметить процессы материального обеспечения (сырье, расходные материалы, комплектующие), кадрового обеспечения (обеспечение необходимого состава участников и хозяев бизнес-процессов), финансового обеспечения (обеспечение требуемыми финансовыми ресурсами для выполнения бизнес-процессов).

Отдельно стоит отметить процессы управления - обеспечивающие бизнес-процессы, которые охватывают весь комплекс функций управления, как на уровне каждого бизнес-процесса, так и системы в целом, то есть взаимосвязанного множества всех бизнес-процессов компании. В основе одного из подходов к построению эффективной технологии исполнения процессов управления лежит концепция контроллинга (непрерывного управления). Она позволяет сформировать полный цикл управления предприятием, начиная от стратегического планирования до анализа причин отклонений от плана и формирования оперативных управляющих воздействий.
Понимание принципов разделения и взаимодействия основных и обеспечивающих процессов компании очень важно для определения влияния обеспечивающих процессов на затраты на производство продукции и оказание услуг и определения их себестоимости.
Известно несколько эталонных моделей процессов компании, которые объединили в себе опыт и экспертные знания, полученные за последние 10–15 лет интенсивных работ по "перестройке" функциональных систем управления в процессно-ориентированные. Одна из таких моделей так называемая "13-процессная модель" (Структура классификации процессов - Process Classification Framework) разработана Американским Центром производительности и качества (American Productivity&Quality; Center). Она отражает практически все основные и вспомогательные процессы любой производственной или торговой компании.

Специфика управления каждой отдельной компании заключается непосредственно в том, как устроены и реализованы эти процессы на практике.

На практике решение задачи построения процессно-ориентированной системы управления компанией и автоматизации ее элементов с помощью внедрения какого-либо универсального решения представляет собой достаточно длительный для компании процесс. Причем, как правило, при внедрении систем такого рода стоимость настроек и доработок программного обеспечения, а также стоимость внедрения составляют сумму, в несколько раз превышающую первоначальную стоимость приобретаемого оборудования и программного обеспечения. Так что этот процесс оказывается еще намного дороже, чем может показаться на первый взгляд.
Возможным альтернативным решением проблемы является использование так называемого "отраслевого решения". В этом случае имеется готовая бизнес-модель типового предприятия отрасли, типовые регламенты для работы в соответствии с моделью и программное решение, реализующее указанную бизнес-модель. В этой ситуации, при условии принятия предлагаемой модели бизнеса, внедрение осуществляется практически полностью силами компании с минимальными консультациями разработчика «отраслевого решения». И работа в новой системе возможна буквально через несколько дней после ее установки, как только основной персонал освоит готовые должностные инструкции.

Может показаться, что этот путь неэффективен, так как "все люди разные" и все ведут бизнес по-своему. Однако существует известное правило "80-20", которое может быть применимо и в данной ситуации. Практика показывает, что порядка 20% используемых операций охватывают около 80% требуемого функционала и являются типовыми, а оставшиеся могут оказаться некритичными для внедрения системы, естественно, при условии принятия предложенной бизнес-модели.
В следующих статьях цикла мы продолжим разговор о характеристиках «отраслевого решения» для полиграфических предприятий.

По материалам журнала "Полиграфист и Издатель"

Всего страниц: 1


Последние статьи
Цифровое будущее офсета

Цифровое будущее офсета

Металлизированные краски MetalFX награждены "Хрустальным Марзаном"

В Вашем почтовом ящике:
Новости Полиграфии, Новые поступления в Каталоги, Работа в Полиграфии, Объявления Полиграфии и многое другое.

Подпишитесь на рассылку!



 

Воспроизведение в любой форме и распространение материалов портала RUPRINT.RU
возможны только с письменного разрешения администрации

Контактая информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002-2005 RUPRINT.RU