Развитие современных технологий привело к тому, что на рынке полиграфических
услуг появился новый тип игрока - маленький центр оперативной полиграфии (далее
ЦОП). И этот игрок все комфортнее себя чувствует - развивает сети, привлекает
инвесторов, строит собственные бренды. Уже похвастались инвестициями в собственную
цифровую печать компании "Циfrа" и "Ясень". Есть информация,
что несколько крупных офсетных типографий собираются освоить оперативно-цифровое
направление. Вполне возможен скорый приход на питерский рынок московских компаний.
Директор петербургской сети центров оперативной полиграфии "FASTprint"
Андрей КОРОЛЕВ согласился поделиться с нашим корреспондентом своим взглядом
на концепцию оперативно-полиграфического бизнеса и варианты его развития.
-
Сегодня оперативная полиграфия, во всяком случае е Санкт-Петербурге, - это "цифра"
с точки зрения технологии печати, кол-лектив из четырех-пяти человек с точки
зрения комплектования персонала, около $ 60 000 долларов с точки зрения стоимости
оборудования. Все это располага-ется на 50 квадратных метров в районе, насыщенном
бизнес-центрами. Владелец подобного бизнеса может рассчитывать на $5000-7000
месячной прибыли, выдавая на-гора 5000 - 8000 тысяч полноцветных листов формата
АЗ и 20 000 черно-белых. Вот как-то так...
- Как просто...
- Рынок цифровой печати развивается активнее, чем мы
прогнозировали. Посмотрите, как расцвела цифровая печать в нашей соседке Украине
(причем всего-то за последние два года.).
В Евросоюзе уже 30 процентов полиграфии изготавливается цифровым способом.
Европейский рынок малоформатной "цифры" оценивается в 20 - 23 млрд
долларов. Нам, конечно, до этого далеко, зато у нас все, как говорится, впереди.
Ни для кого не секрет, что крае-у-гольный камень практически любого бизнеса
- отношение менеджера с клиентом. Не так важно, с чем к тебе пришел клиент -
с бюджетом крупной компании или со свидетельством о рождении, которое нужно
копировать, - важно научиться его обслуживать. При этом обслуживании должны
получить удовольствие или прибыль обе стороны. "FASTprint" - компания
сервисная. Мы не продаем мегамощности и супервозможности. Мы не продаем экстракачество. Мы становимся...
- ...друзьями?
- Ни в коем случае. Проблемных клиентов можно условно разделить на несколько
групп. Одну из этих групп, кстати, условно именуют "друзья", но друзей
в бизнесе нет. Есть только деньги.
- Тогда как же можно характеризовать отношения с клиентами?
- Есть такой старый добрый сериал "Дживс и Вустер". Там все показано.
Мы стараемся не подружиться, а обслужить клиента.
- Какие клиенты наполняют производство заказами? Люди с улицы или корпоративные
заказчики?
- В каждом ЦОПе по-разному. С самого начала мы строили бизнес по следующему
принципу: корпоративные клиенты дают 70 процентов заказов, ритейл приносит 30.
К тому же ритейл страхует сезонные "каникулы" компаний-заказчиков.
И наоборот. После двух лет работы у нас появилось понимание одной простой мысли:
все наши точки достаточно разные. И, соответственно, структуры заказов кардинально
отличаются. И вместе с этим "FASTprint" - это сеть.
- ???
- А в чем проблема? Напомню, мы не торгуем бумагой и краской, пропущенной через
оборудование того или иного производителя. Мы решаем полиграфические проблемы
того, кто к нам обращается. И этот принцип - основной.
- А как с проблемой совмещения корпоративных и ритейл-заказчиков у одного
клиент-менеджера?
- Мы подходим к нашему бизнесу еще с одним девизом: если проблемы возникают,
надо их решать. Самый простой выход - разделение зон производственных помещений.
Пока это помогает. Если перестанет помогать, придумаем что-нибудь еще (мы люди
творческие).
Сейчас, например, одно из подразделений разрабатывает специальное программное
обеспечение для организации учета и грамотной архивации выполненных проектов.
Это позволит экономить наше время и время наших заказчиков. Уже сейчас в разработку
данной программы вложено около $15 000. Средства, конечно, не гигантские, но
у наших оперативно-цифровых бойцов появится уникальный собственный программный
инструмент. Чем мы хуже "Микрософта"? Только немного меньше...
- На первый взгляд цифровые технологии проще. Почему тогда требования к
персоналу такие высокие?
- В оперативной цифровой полиграфии вдвойне важна производственная логистика.
Путь от файлов или прочих оригинал-макетов клиента до конечной продукции нужно
пройти быстро и без потерь. Ведь в обычной типографии при продуманных сроках
не сложно организовать систему контроля качества и срока исполнения любого,
пусть даже самого проблемного заказа.
А когда речь идет об оперативной печати, когда сроки поджимают и каждая пробная
или бракованная копия уменьшает рентабельность заказа, вот тут от кадров требуется
высший пилотаж.
К тому же в цифровой оперативной полиграфии высокая стоимость практически каждой
транзакции.
Так что приходится ставить на персонал...
- И как же вы решаете кадровые проблемы?
- В Санкт-Петербурге много компаний, специализирующихся на решении именно кадровых
проблем заказчика. У нас же собственная служба Ни. "FASTprint" принадлежит
группе компаний "МЕДИАПРОМ". Несколько компаний этой группы решают,
в частности, проблемы персонала, планируют рекламные кампании, формируют маркетинговую
политику...
Повторюсь, в оперативной цифровой полиграфии кадры решают все. Поэтому кадры
необходимо:
а) поощрять,
б) наказывать,
в) делать "подельниками".
Ну а уж как именно это организовать - ноу-хау каждой компании.
Главное - "натаскать" кадры на удовлетворение полиграфических потребностей
клиента. Заказчику нужен один экземпляр "здесь и сейчас"? Пожалуйста.
Заказчику нужно десять тысяч буклетов через неделю и недорого? Запросто.
Есть масса "сладких", перспективных сегментов рынка цифровой печати.
Можно даже предположить направления развития. На уровне бреда...
В последнее время почти все модели сотовых телефонов сегмента "Премиуч"
оснащены встроенными цифровыми фотоаппаратами. Производители еще не исчерпали
ресурсы разработанных технологий, а значит, качество снимков может только вырасти.
За последние несколько лет стали доступнее и полноценные любительские цифровые
фотоаппараты. О чем это говорит? Через несколько лет "мыльниц" станет
гораздо меньше. Все больше и больше потребителей-непрофессионалов будут выбирать
именно "цифру". И, как следствие, им нужно будет где-то печатать фотографии...
- Не останется ли "цифра" на "цифре": зачем печатать
фотографии, когда можно создать электронный альбом на СD?
- Кино театр не заменило, как и ТВ не заменило газету. Я, заметьте, не говорил
о полной замене цифровым фото обычных "мыльниц". Но количество пользователей
цифровыми фотоаппаратами значительно увеличится. Смогутли производители портативных
цветных принтеров создать доступное по себестоимости копий устройство, которое
понадобится потребителю три раза в год?
Еще интересный рыночный сегмент - печать на футболках. Современные технологии
позволяют делать зто качественно. 90 процентов заказчиков печати на футболках
- наши корпоративные клиенты. Посмотрите на США. Тамошний рынок печати на футболках
эксперты оценивают в 20 миллиардов долларов. Когда в России окончательно утвердятся
технологии промоушена, наша печать на футболках тоже начнет приносить деньги.
- Футболки и цифровое фото - такие разные производственные линии...
- Это мы еще интерьерную печать стороной обошли. На широкоформатных принтерах...
- И это тоже "FASTprint"?
- "FASTprint"- это прежде всего сервис!
Источник: газета "Печатное дело", N17 (97). НОЯБРЬ
www.pechatnoedelo.ru
Перепечатка и публикация материалов газеты "Печатное дело"
с портала RUPRINT.RU - строго запрещена.