Карта портала | Личная папка
Мир Полиграфии - RUPRINT.RU ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОЛИГРАФИИ
Как искать "Энциклопедии"?
Предприятия Поставщики Новости Энциклопедия Работа Объявления Форум Консультации Заказы
Статьи по полиграфии Издания полиграфии Словарь терминов История полиграфии Персона полиграфии Роcсийский Печатник

DRUPA 2004 - направления развития полиграфии

07/06/2004 / Стефан Стефанов

Основное направление развития - огромные форматы печати для офсетных, шелкотрафаретных и струйных технологий. В офсетной печати - больше 2 м. по ширине листа, в шелкографии - 2 х 6 м. и в струйных плоттерах - 5 м. ширины. Я не говорю о режущих плоттерах и плоской высечке, где форматы традиционно большие.

Радоваться или расстраиваться за традиционную полиграфию?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходим анализ развития технических идей и, именно тех, которые хорошо знаем и были свидетелями, например, кино и телевидение. Все технические идеи проходят несколько этапов своего становления и развития, а затем уходят в историю. На первом этапе (зарождения идеи) возникает множество технологий и разновидностей реализации идеи, потом одна или несколько реализаций становятся доминантами и входят в стадии бурного развития. И когда они празднуют всеобщее признание и полную победу, где-то зарождается новая идея - серьезная опасность для победителя, ограничивающий и довольно быстро вытесняющий его. В этой "схватке" победитель вынужден искать новые пространства реализации. И победитель, не сдаваясь, уходит в гигантизм и миниатюризацию, в сфере спорта или в мир детских игрушек.

Приведу конкретный пример: кино стало широкоформатным и домашним (16 и 8 мм), а позже преобразовалось в видео, объединившись с телевидением, которое сегодня тоже увеличивает свой экран до домашнего кинотеатра (объединившись с кино) или уходит в миниатюризацию, ровно как телевидение для автомобилей и туристов. Велосипед из транспортного средства ушел в спорт и в детскую игрушку, как и копье или рапира.

Офсетные листовые печатные машины превратились в монстров, в гигантских динозавров полиграфии. Они завораживают своими размерами, красочностью и скоростью, хотя и не все указанные преимущества сосредоточены в одной машине. Максимальный формат листа 1,51 х 2,05 м., красочность до 12 секций, к ним две лаковые секции с двумя видами сушек и удлинениями после лакирования, скорость - до 18000 оттисков/час, тогда когда тиражи катастрофически падают в издательской печати, печати каталогов и печатной рекламе. Офсетная печать развивает свои сильные стороны и укрепляет слабые, порождая гигантов для качественной печати многокрасочных оттисков большого формата, за короткое время, большими тиражами с лакированием и с использованием двух типов лака. Малые форматы и малые тиражи многокрасочных оттисков на бумаге, картоне, фольге и пластике заняты цифровой печатью.

Эволюция структур листовых офсетных машин элитного класса

Традиционно листовые офсетные машины конструировались по линейной схеме, при которой отдельные печатные секции располагались по горизонтальной линии. Реже применялась планетарная схема построения, при которой несколько офсетных цилиндров (со своими формными цилиндрами) работали с одним печатным цилиндром большого диаметра. Очень редко в малоформатных двухкрасочных машинах применяли сателитную схему, при которой два формных цилиндра работали с одним офсетным, или схему "резина к резине", при которой печатный цилиндр отсутствует, а запечатываемый листовой материал проходит между двумя офсетными цилиндрами и одновременно запечатывается с двух сторон. Это традиционные схемы построения, имеющие свои особенности, сильные и слабые стороны. При схеме "резина к резине" одновременно запечатываются обе стороны листа и, чтобы печатать только на одной стороне, необходимо отключить одну из секций, снижая эффективность использования машины на 50%, что экономически невыгодно. При планетарной схеме печать проводится всегда только на одной стороне листа. Для того чтобы запечатать лист и с обратной стороны необходимо перевернуть односторонние готовые оттиски и снова пропустить лист через машину. Но для этого односторонние оттиски необходимо выдержать от 2 до 24 часов и дать им возможность подсохнуть. В противном случае может возникнуть смазывание и отмарывание. При линейной схеме построения, если необходима двухсторонняя печать, то после нескольких печатных секций вместо передающих цилиндров устанавливают одноцилиндровое или трехцилиндровое переворачивающее устройство (перфектор) со своими техническими и технологическими недостатками.

Все три ведущие немецкие машиностроительные компании Heidelberg, MAN Roland и Koenig & Bauer, изготавливающие элитные листовые офсетные машины, остались верны линейной схеме построение с использованием переворачивающего устройства. Все показанные ими машины на выставке Drupa 2004 были построены по линейной схеме (см рис.).

К этой группе можно отнести и японскую компанию Shinohara. Ведущие японские машиностроительные компании Mitsubishi, Komori и Akiyama, изготавливающие элитные листовые офсетные машины, вступили на тропу изобретения новых схем построения своих листовых офсетных машин. Для того чтобы не использовать переворачивающее устройство, но вести двухстороннюю печать листа за один прогон ими была создана двухярусная схема расположения печатных секций (см рис.).

Эти машины были показаны на международных выставках до выставки Drupa 2004, а компании Komori и Akiyama показали эти машины и в рамках дюссельдорфского события. Компания Mitsubishi показала на выставке Drupa 2004 машину, построенную по другой схеме без переворачивающего устройства, но с двухсторонней печатью за один прогон листа (см рис.).

Печатные секции расположены по линейной схеме с одним различием. Первые секции (от самонаклада) перевернуты по сравнению с линейной схемой и пара печатный/офсетный цилиндр находится наверху, а формный цилиндр с красочным и увлажняющим аппаратами находятся ближе к фундаменту; последние печатные секции - как в линейной схеме. Между ними на стыке двух разнорасположенных печатных секций размещен наклонный трехцилиндровый передаточный механизм. Он передает лист от секции с верхним печатным цилиндром в секцию с расположением печатного цилиндра внизу. Таким образом, нет необходимости переворачивать лист. Вначале лист запечатывается с оборота, а потом - с лица. Вот получается своеобразный кентавр из линейной и ярусной схемы построения печатных машин, сочетающий в себе сильные стороны обоих схем - двухсторонная печать без переворачивающего устройства, но с отсутствием следующих слабых сторон ярусной схемы:

  • большая высота машины;
  • диаметры офсетных, печатных и передаточных цилиндров имеют одинаковый диаметр, и захват листа передаточным цилиндром происходит в момент, когда лист еще в зоне печати. Лист отделяется от поверхности печатного цилиндра (ухудшается его стабильность и статичность) и происходит его подтягивание, что может привести к скольжению печати и деформации листа.

Конечно, высота машин компании Mitsubishi, построенных по их схеме, имеют высоту на 25 см больше, чем при линейной схеме построения, (но не в 2 раза как при ярусной схеме). Однако эти 25 см использованы конструкторами компании Mitsubishi весьма рационально - высота самонаклада 1410 мм. Для сравнения: у ярусных машин 1300 мм, а у линейных - 900 - 1200 мм. Это особенно важно при работе с толстыми бумагами и картоном: емкость самонаклада в листах больше и это уже лучше.

Неожиданно, хотя и логично

Неожиданным для меня, оказался взрыв технологии шелкографии. С другой стороны, это должно было произойти и произошло. Печатная реклама не только стимулирует развитие шелкографии, но и способствует этому экономически. Лакирование (сплошное и фрагментарное) больших форматов, лакирование с нанесением толстых слоев различных по составу лаков и экономическая эффективность при производстве малотиражной продукции - удел шелкографии и только ее. Шелкография - единственный способ печати, который не предъявляет никаких требований к вязкости и составу красок и лаков, к толщине красочного слоя на оттиске и к поверхности запечатываемого материала. Всего одно требование - чтобы краска держалась на запечатываемой поверхности. И еще одна сильная сторона - дешевый формный материал, пригодный для многократного использования и дешевая печатная форма при неограниченном формате печати, так как давления печати создается ракелям. Вот на этих крыльях и взлетела шелкография, увеличивая свои форматы, красочностью, порождая печатные агрегаты разнообразных конструкций, схем, структур и производительности.

Компания Dominion screen & digital print на выставке показала четырехкрасочную машину трафаретной печати линейного построения, работающую с CMYK УФ красками и печатающую на тонком пластике формата 6,1 на 1,8 м. Перед подачей в первую печатную секцию, чтобы машина могла отделить лист из стопы, не потянув за собой нижний, печатнику необходимо было разделять листы при помощи длинной палки. И еще одна особенность: Только после завершения печати листа в одной секции и его сушки включалась вторая печатная секция и т. д. При работе машины в ней находится только один печатный лист. Технологический цикл начинается с подачи листа на стол для позиционирования и заканчивается с ухода листа со стола приемки. Только после этого машина запускается заново и начинается подача следующего листа. Машина находится в рабочем состоянии только при печати одного листа и при завершения цикла отключается.

Струйные плоттеры

Чтобы понять бурное развитие струйных плоттеров, необходимо внимательно поискать причину. Она не так уж и глубоко запрятана. Перефразируя известную жизненную сентенцию можно сказать: ищите печатную рекламу. Печать цветных изображений большого формата небольшими тиражами на самых разнообразных материалах - бумаге, пленке, тканях и тонком пластике, высокого качества и эффективной экономики. Это сильные стороны цифровых технологий с использованием струйного способа печати, воплощенных в плоттерах. И ширина печати стремительно увеличивалась за последние годы - 60, 90, 140, 360 см и приехали: на выставке Drupa 2004 уже демонстрировали плоттер с шириной печати 500 см, т.е. 5 метров.

Напоследок

И вместо заключения, осталась всего лишь одна мысль из моих впечатлений от выставки Drupa 2004. Раньше освещали колокола. Сегодня наступила пора освещать печатные машины. И те, и другие являются производителями информации для распространения в пространстве и времени, и те и другие реализованы от мала и до велика, и те и другие творения гения и рук человека для служения Человечеству.

Стефан Стефанов,к.т.н.,
Профессор Московского гуманитарного университета,
Технический директор компании "Полиграфические системы"



Всего страниц: 1


Последние статьи
Цифровое будущее офсета

Цифровое будущее офсета

Металлизированные краски MetalFX награждены "Хрустальным Марзаном"

В Вашем почтовом ящике:
Новости Полиграфии, Новые поступления в Каталоги, Работа в Полиграфии, Объявления Полиграфии и многое другое.

Подпишитесь на рассылку!



 

Воспроизведение в любой форме и распространение материалов портала RUPRINT.RU
возможны только с письменного разрешения администрации

Контактая информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002-2005 RUPRINT.RU