Карта портала | Личная папка
Мир Полиграфии - RUPRINT.RU ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОЛИГРАФИИ
Как искать "Энциклопедии"?
Предприятия Поставщики Новости Энциклопедия Работа Объявления Форум Консультации Заказы
Статьи по полиграфии Издания полиграфии Словарь терминов История полиграфии Персона полиграфии Роcсийский Печатник

Памятные даты января

01/03/2004 / Б. САМОРОДОВ

365 лет назад, в 1639 году, в местечке Кембридж близ Бостона (колония Массачусетс) была основана типография — первая типография на территории нынешних Соединенных Штатов Америки. Инициатором создания этой типографии был Дж. Гловер, богатый английский священник. Оказавшись по делам службы в Новой Англии, он решил обосноваться здесь навсегда. В Бостоне только что было открыто учебное заведение — Гарвардский университет, и Гловер заинтересовался его делами. У университета было немало покровителей, оказывавших ему всяческое внимание. Но самую неожиданную помощь университету предложил преподобный Гловер. Он решил оборудовать при университете типографию. Идею эту руководство заведения встретило одобрительно. Гловер на время вернулся в Англию, приобрел печатную машину, шрифты, кое-какие типографские принадлежности, завербовал по контракту слесаря Стивена Дэя и двух его сыновей, один из которых — Мэтью — был немного знаком с книгопечатным производством. Но на обратном пути из Англии Гловер умер, и дело, начатое им, пришлось завершать его вдове. Стивен Дэй возглавил типографию. Мэтью Дэй работал в ней печатником. Первой печатной продукцией, вышедшей из типографии, были небольшого формата лист со стихотворным текстом «Клятва свободного человека» и «Альманах на 1639 год для Новой Англии» (издания эти не сохранились).

Спустя некоторое время типография перешла в собственность Гарвардского университета (госпожа Гловер вышла замуж за президента Гарвардского университета С. Данстера) и деятельность ее заметно оживилась. Мэтью Дэй работал в типографии до последних своих дней (он умер в 1649 году).

В течение нескольких десятилетий Бостон оставался центром североамериканского книгопечатания. Дело Мэтью Дэя продолжил Сэмюэль Грин, печатник весьма опытный и старательный. Среди его работ — первая на континенте «Библия» в переводе на язык индейцев Новой Англии.

Юбилейная марка с изображением печатного станка Стивена Дэя

В 1676 году в Бостоне появилась еще одна типография. Основал ее Д. Фостер при содействии Гарвардского университета. Потом эта типография перешла в руки сына Сэмюэля Грина — Бартоломея.

С Бостоном связано начало издательско-полиграфической деятельности великого ученого и политического деятеля Бенджамена Франклина ( 1706-1790). Здесь в 1718-1723 гг. в типографии своего брата, издававшего местную газету, он работал наборщиком, печатником, редактором, корректором, писал статьи и даже некоторое время (после ареста брата) исполнял обязанности издателя газеты.

280 лет назад, в 1724 году, в Петербурге при Российской Академии наук организована Гравировальная палата. В Проекте Положения об учреждении Академии наук и художеств, утвержденном Петром Великим в январе 1724 года, подчеркивалось: «Без живописца и градыровального мастера обойтиться невозможно будет, понеже издания, которые в науках чиниться будут, ежели оные сохранять и публиковать, имеют срисованы и градырованы быть». Тогда же и была организована при Российской Академии наук Гравировальная палата — прямая предшественница Академической типографии. Первоначально весь штат Гравировальной палаты состоял из одного художника и одного гравера. Для них выделили помещение в здании Академии наук на Васильевском острове — на втором этаже бывшего дворца царицы Прасковьи Федоровны. Сюда перевезли из Петербургской типографии М.П. Аврамова стан глубокой печати. Позже еще один подобный стан собрал А.К. Нартов, «личный механик» Петра I. После организации академического издательства число работников Гравировальной палаты значительно возросло. В 1727 году в палате были отпечатаны первые гравюры — несложные книжные украшения к научным изданиям (заставки, буквицы, концовки), которые в тот период печатались в Петербургской типографии и за рубежом. Потом работы усложнились и гравюрами стали иллюстрировать как научные, так и художественные издания. Значительный объем в производстве Гравировальной палаты занимал выпуск отдельных листов с портретами царствующих особ и важных государственных чиновников. Такие листы продавались в академической книжной лавке.

Гравировальная палата стала первым звеном в системе академических мастерских и производственных участков. В систему вскоре вошли собственно типография, словолитня и несколько мастерских: рисовальная, ландкартная, фигурная. В Гравировальной палате в разное время работали талантливые мастера графического искусства С.М. Коровин, А.Ф. Зубов, А.И. Ростовцев, Г.И. Унферцагт, М.И. Махаев, Х.А. Вортман, И.А. Соколов, Г.А. Качалов. Гравировальная палата функционировала до 1801 года.

165 лет назад, в январе 1839 года, французский физик и государственный деятель Ф.Д. Араго сообщил Объединенному собранию Парижской Академии наук и Академии изящных искусств о дагерротипии — способе получения изображений при помощи света на специально обработанной металлической пластине. Изобретение фотографии связывают с именами Ж.Н. Ньепса, Л.Ж. Дагерра и В.Г. Талбота. Ньепсу еще в 1826 году удалось фотомеханическим путем получить вполне качественное изображение на медной пластине, покрытой светочувствительным составом — асфальтовым лаком (строго говоря, этот год и следовало бы считать годом изобретения фотографии). Способ этот изобретатель назвал гелиографией. Дагерр в своих работах в области фотографического процесса опирался в основном на гелиографические исследования Ньепса. Нужно отметить, что дагерротипия имела ряд существенных недостатков: снимок получался в одном экземпляре, изображение можно было рассматривать только под определенным углом, оно было неустойчивым и постепенно «исчезало». Разработки Талбота были признаны более перспективными, технически менее сложными, чем дагерротипия. Двухступенчатый негативно-позитивный процесс Талбота дал возможность размножать фотоснимки — получать с негатива на светочувствительной бумаге неограниченное количество фотоотпечатков.

Полиграфия явилась тем производством, где фотография получила широкое практическое применение. Фотолитография, фототипия, фотоцинкография, фотоглиптипия — это далеко не полный перечень разработанных в разное время способов воспроизведения полиграфическими средствами иллюстрационных материалов. В основе этих способов — фотография.

Существенный вклад в развитие фотографии, в разработку фотомеханических способов репродуцирования внесли наши соотечественники А.Ф. Греков, Н.А. Демчинский, Л.В. Варнерке, С.Д. Лаптев, Г.Н. Скамони. С их именами связаны многие важные открытия и изобретения в области техники и технологии фотомеханики.

150 лет назад, в 1854 году, Осип Иванович Леман (1833–1873) основал в Петербурге словолитное предприятие. Леман — уроженец Петербурга. Начальное образование получил в немецком приходском училище. В четырнадцать лет поступил учеником в небольшую словолитню при типографии К.Края. За семь лет обучения освоил все тонкости словолитного производства. А когда дела у Края стали расстраиваться, Леман приобрел у него весь словолитный инвентарь и организовал собственную мастерскую. Продукция мастерской отличалась отменным качеством и это сразу же привлекло внимание владельцев столичных типографий. На первых порах «Словолитное заведение О.И. Лемана» размещалось в маленькой квартире у Банковского моста по Екатерининскому каналу. В 1859 году Леман выписал из-за границы словолитную машину, а через два года впервые выступил со своей продукцией на Мануфактурной выставке в Петербурге и был отмечен Большой серебряной медалью. После этого события предприятие Лемана начинает развиваться бурными темпами. Леман покупает семь словолитных машин новейшей конструкции (машины фирм «Фуше» и «Кюстерман»), пополняет запасы матриц из некоторых петербургских словолитен, прекративших свое существование. В 1863 году Леман организовал на предприятии гальванопластическое производство, а в 1863 году — стереотипное отделение. Тогда же он приобрел часть инвентаря из первоклассной словолитни Егора Ревильона и организовал мощное отделение словолитни в Москве. Леман успешно участвовал во многих промышленных выставках в России и за рубежом (Петербург, Москва, Нижний Новгород, Париж, Лондон, Вена). После смерти основателя фирмы словолитное производство перешло во владение к его сыновьям. Один из них — Осип Осипович Леман — помимо всего прочего занимался издательской деятельностью. Он, в частности, в 1902–1903 гг. выпускал весьма популярный среди издателей и типографов журнал «Печатное искусство». Под вывеской «Словолитня О.И. Лемана» фирма функционировала до 1917 года. В 1922 году она была переименована в Государственную словолитню и в качестве основного предприятия (вместе со словолитней Бертгольда) вошла в состав треста «Поиграф», а через пять лет она стала частью единого предприятия — Первой Государственной словолитни имени III Интернационала.

Осип Иванович Леман

45 лет назад, в 1959 году, вышел в свет первый том сборника «Книга. Материалы и исследования». В предисловии к нему редколлегия (Н.Н. Кухарков, И.М. Кауфман, Н.П. Киселев, С.А. Клепиков, В.Н. Ляхов, Н.И. Сахаров и др.) объяснила цель предпринимаемого издания, сформулировала программу сборника: «Несмотря на обилие тем о книге, приходится все же говорить о большом и совершенно очевидном отставании изучения ее. Эти проблемы почти совсем не разрабатываются. Только изредка, с чрезвычайно большими интервалами, появляются на страницах нашей печати отдельные, часто довольно случайные, материалы по тем или иным проблемам книговедения... Задача наших сборников — оживить и усилить разработку проблем книги, привлечь внимание широких кругов научных работников, занимающихся изучением теоретических вопросов книговедения и редактирования, а также редакторов, художников книги, всех работников книгоиздательств и книготорговли, библиографов, историков, литературоведов, работников библиотек, собирателей книги, книголюбов в широком понимании этого слова — к этой интереснейшей области знаний. Редакционная коллегия не ограничивает содержание сборника исследовательскими работами и считает необходимым публиковать материалы по различным отраслям книжного дела, а также рецензии, архивные документы и хронику книговедения».

Тысячи оригинальных статей опубликованы в сборниках «Книга» за прошедшие четыре с половиной десятилетия

Однако после выхода первого тома трудно было предположить, что дальнейшая жизнь сборника сложится удачно и впереди его ждет успех. Всесоюзная книжная палата, предпринявшая попытку издавать сборник «Книга», испытывала немалые сложности в решении различных организационно-технических вопросов, в подборе к сотрудничеству квалифицированных авторов, в своевременной подготовке материалов, в составлении разделов сборника и вообще в формировании всего издания. Не гладок был путь сборника и к читателю. Тираж первого тома (да и некоторых последующих тоже) долго не удавалось реализовать. И нужно воздать должное настойчивости редакционной коллегии, сумевшей преодолеть трудности и наладить регулярное издание сборника.
Несколько тысяч оригинальных статей опубликовано в сборниках «Книга» за прошедшие четыре с половиной десятилетия.


По материалам Журнала "Полиграфист и Издатель"

Всего страниц: 1


Последние статьи

Северо-Запад: ставка на упаковку

Новые контракты MAN Roland в Германии

В Вашем почтовом ящике:
Новости Полиграфии, Новые поступления в Каталоги, Работа в Полиграфии, Объявления Полиграфии и многое другое.

Подпишитесь на рассылку!




Воспроизведение в любой форме и распространение материалов портала RUPRINT.RU
возможны только с письменного разрешения администрации

Контактая информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002-2006 RUPRINT.RU