Карта портала | Личная папка
Мир Полиграфии - RUPRINT.RU ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОЛИГРАФИИ
Как искать "Энциклопедии"?
Предприятия Поставщики Новости Энциклопедия Работа Объявления Форум Консультации Заказы
Статьи по полиграфии Издания полиграфии Словарь терминов История полиграфии Персона полиграфии Роcсийский Печатник

Памятные даты февраля

25/04/2004 / Б. САМОРОДОВ

300 лет назад, в 1704 году, по указанию Петра I московский купец Василий Короткий (Короткин) приступил к строительству на реке Яузе у села Богородского (Богородицкого) бумажной мельницы. В свое время Василий Короткий по царскому поручению осваивал бумагоделательное ремесло в Голландии и ему предстояло налаживать бумажное производство в своем Отечестве — «бумагу делать почтовую, книжную... и всякого звания,.. чтоб добротою была не токмо против заморской, но еще б и превосходило». Указ царя последовал после записки «Изъявления, прибыточные государству», составленной стольником Федором Салтыковым, тоже побывавшем в зарубежных деловых командировках. Помимо всего прочего (в записке шла речь еще и об организации в губерниях типографий, библиотек) Салтыков предлагал также существенно расширить в России производство бумаги: «Повелеть во всем государстве, во всякой губернии учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках, где сыщутся какие к тому подобные, а на тех заводах велеть бумаги делать разных рук и величеств, сиречь, александрийская, пищия, почтовые, картузные, серыя и синия. А ежели такие заводы заведутся, не малое число будет соблюдаться денег в Российском государстве, понеже и до днесь покупается бумага из иных государств».

Бумажная мельница. Гравюра XVIII в.

При Петре I было построено несколько крупных бумажных мельниц. В 1714 году под Петербургом на Дудоровской мызе начали закладывать бумажную и соломенную мельницы, которые вскоре поступили в ведение Адмиралтейской коллегии, поскольку вырабатывали они в основном картузную бумагу, предназначавшуюся для армейских целей. Через два года мельницы вступили в строй и выдали первую продукцию. Присутствовавший при этом событии Петр I начертал на первом листе бумаги: «Сия бумага делана здесь на мельнице и мочно ее зделать, сколько надобно в государстве, и тако не токмо во Франции подряжать».

В 1720 году коллежский асессор Афанасий Гончаров с «компанейщиком», калужским купцом Тимофеем Филатовым, построил мельницу в селе Полотняный завод Калужской губернии. Первоначальная цель предприятия — производить парусные полотна для российского флота. Специалистов в этом новом деле в Отечестве еще не было, и Петр I в письме из Голландии предложил свою помощь: «Поелику он (Гончаров. — Б.С.) не имеет у себя хорошего полотняного мастера, то он, для него наняв искусного, посылает при сем, прописав на какую плату производить такое жалование, то он, государь, будет ему платить свое...». И далее царь предлагает Гончарову «при той же парусной фабрике построить бумажную мельницу своим коштом для делания разных сортов бумаги».

Фрагмент фабричной марки бумажной мануфактуры ярославского купца Ивана Затрапезнова. 1730-е годы

В первой половине XVIII столетия в России насчитывалось около двух десятков крупных бумажных мануфактур. Среди них — фабрики С. Яковлева в Ярославле, А. Селениковой в селе Скопино Переяславского уезда, Я. Евреинова на реке Уче в селе Пушкино Московской губернии, Г. Туронтаевского в Вологодской губернии, И. Затрапезнова в Ярославле, Ф. Пустовалова в Воронеже. И. и М. Золотаревых возле Калуги на реке Киевка, Н. Медведева недалеко от Тобольска, И. Мосолова в Можайске, писчебумажные фабрики в Красном селе под Петербургом и в Угличе.

235 лет назад, в 1769 году в Сенатской типографии отпечатаны первые российские ассигнации. Бумажные денежные знаки были выпущены Санкт-Петербургским и Московским ассигнационными банками. Несложные по своему художественно-техническому оформлению эти первые ассигнации печатались в одну краску на высококачественной прочной бумаге с затейливыми водяными знаками. Помимо водяных знаков ассигнации украшались рельефными изображениями, что в совокупности, по мнению специалистов, надежно защитит бумажные деньги от подделок. Первая партия специальной бумаги для ассигнаций была изготовлена на казенной бумагоделательной мельнице в Царском селе (под Петербургом). В качестве сырья использовалось в основном «высокосортное» тряпье: старые дворцовые скатерти и салфетки, поношенное белье придворных чиновников и прислуги и пр.

Водяные знаки русской бумаги. XVIII в. Водяные знаки русской бумаги. XVIII в. Водяные знаки русской бумаги. XVIII в.

Формат ассигнации — около 20x25 см. Сначала ассигнации выпускались четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Но «умельцы» тут же научились ловко переделывать 25-рублевые ассигнации в 75-рублевые. Пришлось прекратить выпуск последних и изымать из обращения фальшивые денежные знаки. В 1786 году были выпущены ассигнации достоинством в 5 и 10 рублей.

25-рублевая ассигнация

190 лет назад , в 1814 году, в Петербурге открылась Императорская публичная библиотека. Основы будущей библиотеки были заложены еще в 1795 году, когда в Санкт-Петербург из Варшавы поступило богатейшее книжное собрание старинного дворянского рода Залусских. В 1796–1801 годах для библиотеки на углу Невского проспекта и Большой Садовой улицы возвели здание (архитекторы Е.Т. Соколов и Л. Руско), а в 1828-1832 годах к нему присоединили со стороны Александровской площади еще более обширный корпус (архитекторы К.И. Росси и А.Ф. Щедрин). С историей Императорской публичной библиотеки связана деятельность А.С. Строганова, А.Н. Оленина, С.С. Уварова, Н.Я. Марра. В библиотеке в разное время служили А.Х. Востоков, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.И. Греч, Н.И. Гнедич, В.Г. Загоскин, В.Г. Анастасевич, В.В. Стасов. С 1932 по 1992 год библиотека носила имя М.Е. Салтыкова-Щедрина. Современное ее название — Российская национальная библиотека. РНБ — крупнейшее книгохранилище мира (более 30 миллионов изданий). Библиотека обладает богатейшим собранием инкунабулов. В ее фондах хранятся личная библиотека Вольтера, редчайшие издания отечественных и европейских типографов.

Санкт-Петербург. Императорская публичная библиотека. Литография П. Бореля. 1854

120 лет назад, в 1884 году петербургский издатель и владелец крупнейшей в столице типографии, известной как типография газеты «Новое время», А. С. Суворин открыл частную школу печатного дела. Обучение в школе было бесплатным. Это первая в России (да и в Европе тоже) частная бесплатная профессионально-техническая специализированная школа. Готовила она в основном наборщиков для предприятий фирмы (у Суворина были еще типографии помельче — филиалы типографии «Нового времени»). Четырехгодичный курс обучения в школе предусматривал общее ознакомление учащихся с историей, теорией и практикой типографского производства, детальное изучение техники и технологии различных видов набора, верстки, художественно-технического оформления изданий. Большое внимание в учебной программе уделялось общеобразовательным предметам («безграмотный и невежественный наборщик представляет явление совершенно аномальное» — подчеркивалось в Уставе школы). В школе преподавали высококвалифицированные работники издательства и типографии «Нового времени». Среди них — П.П. Коломнин, автор популярного «Краткого курса по типографскому делу» (1899, книга выдержала несколько изданий и в последний раз вышла в свет в 1929 году, когда суворинской типографии уже не было), И.В. Богданов, автор «Краткого курса наборно-типографского дела»(1904, переиздавалась еще дважды), Ф.И. Булгаков, автор «Иллюстрированной истории книгопечатания и типографского искусства» (1889) — первого в отечественном книговедении труда по истории книги и книгопечатного дела. Книги эти вскоре стали известны далеко за пределами школы «Нового времени» и завоевали широкую популярность среди читателей. На Первой Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в Санкт-Петербурге в 1895 году, конкурсная комиссия Императорского Русского технического общества присудила А.С. Суворину Большую Золотую медаль «за чрезвычайно обширную и плодотворную, выразившуюся весьма разнообразно и имеющую несомненно образовательное значение, издательскую деятельность и выдающуюся ровную типографскую работу, а также за устройство частной школы печатного дела».

Санкт-Петербург. Здание бывшей типографии А.С. Суворина в Эртелевом переулке

90 лет назад, в 1914 году, в петербургском издательстве «Товарищества М.О. Вольфа» вышел в свет двухтомный научно-популярный труд С.Ф. Либровича «История книги в России». Двухтомник, охватывавший историю отечественного книгопечатания от древнейших времен и до конца XVIII столетия, был с интересом встречен читателями и критикой. «Нужно обладать особым талантом, чтобы изложить материал такой книги занятно и интересно, — отмечала, например, газета «Голос Руси». — Книга издана весьма изящно (в ее оформлении принимал участие художник Г.И. Нарбут. — Б.С.). Прекрасная бумага, отличный шрифт, обилие рисунков. Все это невольно привлекает внимание читателей. Книга написана живо и наполнена множеством любопытных фактов...». Подобных восторженных отзывов о книге Либровича было немало в печати. Тираж двухтомника молниеносно разошелся и в том же году «Товарищество М.О. Вольфа» выпустило труд Либровича вторым изданием.

Автор «Истории книги в России» Сигизмунд Феликсович Либрович (1855–1918) долгие годы служил в издательской конторе М.О. Вольфа. Занимался административной, журналистской, редакторской работой. При участии Либровича выходили журналы «Задушевное слово», «Новь», «Новый мир», «Вестник литературы», «Известия книжных магазинов М.О. Вольфа». Сотрудничал в газетах «Новости», «Луч». Публиковался в польских и немецких журналах и газетах. В течение трех лет вел издававшийся Э.Д. Гоппе профессиональный журнал «Обзор графических искусств». Либрович — автор книг «Пушкин в портретах», «Неполомицкий царевич» (о Лжедмитрии), «Петр Великий и женщины», «Царь в плену» (о Василии Шуйском), «Мишурные карьеры». Писал повести и рассказы для детей. Его перу принадлежит немало очерков по истории книгопечатания и книжного дела. Широко известна книга воспоминаний Либровича «На книжном посту», в которой автор рассказал о многих выдающихся деятелях отечественной культуры, сотрудничавших с М.О. Вольфом.



Всего страниц: 1


Последние статьи
Цифровое будущее офсета

Цифровое будущее офсета

Легион получил Два диплома на "Хрустальном марзане"

В Вашем почтовом ящике:
Новости Полиграфии, Новые поступления в Каталоги, Работа в Полиграфии, Объявления Полиграфии и многое другое.

Подпишитесь на рассылку!



 

Воспроизведение в любой форме и распространение материалов портала RUPRINT.RU
возможны только с письменного разрешения администрации

Контактая информация - Разместить рекламу

Copyright © 2002-2005 RUPRINT.RU