300 лет назад, в 1704 году, по указанию Петра I московский купец Василий
Короткий (Короткин) приступил к строительству на реке Яузе у села Богородского
(Богородицкого) бумажной мельницы. В свое время Василий Короткий по царскому
поручению осваивал бумагоделательное ремесло в Голландии и ему предстояло налаживать
бумажное производство в своем Отечестве — «бумагу делать почтовую, книжную...
и всякого звания,.. чтоб добротою была не токмо против заморской, но еще б и
превосходило». Указ царя последовал после записки «Изъявления, прибыточные государству»,
составленной стольником Федором Салтыковым, тоже побывавшем в зарубежных деловых
командировках. Помимо всего прочего (в записке шла речь еще и об организации
в губерниях типографий, библиотек) Салтыков предлагал также существенно расширить
в России производство бумаги: «Повелеть во всем государстве, во всякой губернии
учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках, где сыщутся
какие к тому подобные, а на тех заводах велеть бумаги делать разных рук и величеств,
сиречь, александрийская, пищия, почтовые, картузные, серыя и синия. А ежели
такие заводы заведутся, не малое число будет соблюдаться денег в Российском
государстве, понеже и до днесь покупается бумага из иных государств».
При Петре I было построено несколько крупных бумажных мельниц. В 1714 году
под Петербургом на Дудоровской мызе начали закладывать бумажную и соломенную
мельницы, которые вскоре поступили в ведение Адмиралтейской коллегии, поскольку
вырабатывали они в основном картузную бумагу, предназначавшуюся для армейских
целей. Через два года мельницы вступили в строй и выдали первую продукцию. Присутствовавший
при этом событии Петр I начертал на первом листе бумаги: «Сия бумага делана
здесь на мельнице и мочно ее зделать, сколько надобно в государстве, и тако
не токмо во Франции подряжать».
В 1720 году коллежский асессор Афанасий Гончаров с «компанейщиком», калужским
купцом Тимофеем Филатовым, построил мельницу в селе Полотняный завод Калужской
губернии. Первоначальная цель предприятия — производить парусные полотна для
российского флота. Специалистов в этом новом деле в Отечестве еще не было, и
Петр I в письме из Голландии предложил свою помощь: «Поелику он (Гончаров. —
Б.С.) не имеет у себя хорошего полотняного мастера, то он, для него наняв искусного,
посылает при сем, прописав на какую плату производить такое жалование, то он,
государь, будет ему платить свое...». И далее царь предлагает Гончарову «при
той же парусной фабрике построить бумажную мельницу своим коштом для делания
разных сортов бумаги».
В первой половине XVIII столетия в России насчитывалось около двух десятков
крупных бумажных мануфактур. Среди них — фабрики С. Яковлева в Ярославле, А.
Селениковой в селе Скопино Переяславского уезда, Я. Евреинова на реке Уче в
селе Пушкино Московской губернии, Г. Туронтаевского в Вологодской губернии,
И. Затрапезнова в Ярославле, Ф. Пустовалова в Воронеже. И. и М. Золотаревых
возле Калуги на реке Киевка, Н. Медведева недалеко от Тобольска, И. Мосолова
в Можайске, писчебумажные фабрики в Красном селе под Петербургом и в Угличе.
235 лет назад, в 1769 году в Сенатской типографии отпечатаны первые российские
ассигнации. Бумажные денежные знаки были выпущены Санкт-Петербургским и
Московским ассигнационными банками. Несложные по своему художественно-техническому
оформлению эти первые ассигнации печатались в одну краску на высококачественной
прочной бумаге с затейливыми водяными знаками. Помимо водяных знаков ассигнации
украшались рельефными изображениями, что в совокупности, по мнению специалистов,
надежно защитит бумажные деньги от подделок. Первая партия специальной бумаги
для ассигнаций была изготовлена на казенной бумагоделательной мельнице в Царском
селе (под Петербургом). В качестве сырья использовалось в основном «высокосортное»
тряпье: старые дворцовые скатерти и салфетки, поношенное белье придворных чиновников
и прислуги и пр.
Формат ассигнации — около 20x25 см. Сначала ассигнации выпускались четырех
достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Но «умельцы» тут же научились ловко переделывать
25-рублевые ассигнации в 75-рублевые. Пришлось прекратить выпуск последних и
изымать из обращения фальшивые денежные знаки. В 1786 году были выпущены ассигнации
достоинством в 5 и 10 рублей.
190 лет назад , в 1814 году, в Петербурге открылась Императорская публичная
библиотека. Основы будущей библиотеки были заложены еще в 1795 году, когда
в Санкт-Петербург из Варшавы поступило богатейшее книжное собрание старинного
дворянского рода Залусских. В 1796–1801 годах для библиотеки на углу Невского
проспекта и Большой Садовой улицы возвели здание (архитекторы Е.Т. Соколов и
Л. Руско), а в 1828-1832 годах к нему присоединили со стороны Александровской
площади еще более обширный корпус (архитекторы К.И. Росси и А.Ф. Щедрин). С
историей Императорской публичной библиотеки связана деятельность А.С. Строганова,
А.Н. Оленина, С.С. Уварова, Н.Я. Марра. В библиотеке в разное время служили
А.Х. Востоков, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.И. Греч, Н.И. Гнедич,
В.Г. Загоскин, В.Г. Анастасевич, В.В. Стасов. С 1932 по 1992 год библиотека
носила имя М.Е. Салтыкова-Щедрина. Современное ее название — Российская национальная
библиотека. РНБ — крупнейшее книгохранилище мира (более 30 миллионов изданий).
Библиотека обладает богатейшим собранием инкунабулов. В ее фондах хранятся личная
библиотека Вольтера, редчайшие издания отечественных и европейских типографов.
120 лет назад, в 1884 году петербургский издатель и владелец крупнейшей
в столице типографии, известной как типография газеты «Новое время», А. С. Суворин
открыл частную школу печатного дела. Обучение в школе было бесплатным. Это
первая в России (да и в Европе тоже) частная бесплатная профессионально-техническая
специализированная школа. Готовила она в основном наборщиков для предприятий
фирмы (у Суворина были еще типографии помельче — филиалы типографии «Нового
времени»). Четырехгодичный курс обучения в школе предусматривал общее ознакомление
учащихся с историей, теорией и практикой типографского производства, детальное
изучение техники и технологии различных видов набора, верстки, художественно-технического
оформления изданий. Большое внимание в учебной программе уделялось общеобразовательным
предметам («безграмотный и невежественный наборщик представляет явление совершенно
аномальное» — подчеркивалось в Уставе школы). В школе преподавали высококвалифицированные
работники издательства и типографии «Нового времени». Среди них — П.П. Коломнин,
автор популярного «Краткого курса по типографскому делу» (1899, книга выдержала
несколько изданий и в последний раз вышла в свет в 1929 году, когда суворинской
типографии уже не было), И.В. Богданов, автор «Краткого курса наборно-типографского
дела»(1904, переиздавалась еще дважды), Ф.И. Булгаков, автор «Иллюстрированной
истории книгопечатания и типографского искусства» (1889) — первого в отечественном
книговедении труда по истории книги и книгопечатного дела. Книги эти вскоре
стали известны далеко за пределами школы «Нового времени» и завоевали широкую
популярность среди читателей. На Первой Всероссийской выставке печатного дела,
проходившей в Санкт-Петербурге в 1895 году, конкурсная комиссия Императорского
Русского технического общества присудила А.С. Суворину Большую Золотую медаль
«за чрезвычайно обширную и плодотворную, выразившуюся весьма разнообразно и
имеющую несомненно образовательное значение, издательскую деятельность и выдающуюся
ровную типографскую работу, а также за устройство частной школы печатного дела».
90 лет назад, в 1914 году, в петербургском издательстве «Товарищества М.О.
Вольфа» вышел в свет двухтомный научно-популярный труд С.Ф. Либровича «История
книги в России». Двухтомник, охватывавший историю отечественного книгопечатания
от древнейших времен и до конца XVIII столетия, был с интересом встречен читателями
и критикой. «Нужно обладать особым талантом, чтобы изложить материал такой книги
занятно и интересно, — отмечала, например, газета «Голос Руси». — Книга издана
весьма изящно (в ее оформлении принимал участие художник Г.И. Нарбут. — Б.С.).
Прекрасная бумага, отличный шрифт, обилие рисунков. Все это невольно привлекает
внимание читателей. Книга написана живо и наполнена множеством любопытных фактов...».
Подобных восторженных отзывов о книге Либровича было немало в печати. Тираж
двухтомника молниеносно разошелся и в том же году «Товарищество М.О. Вольфа»
выпустило труд Либровича вторым изданием.
Автор «Истории книги в России» Сигизмунд Феликсович Либрович (1855–1918) долгие
годы служил в издательской конторе М.О. Вольфа. Занимался административной,
журналистской, редакторской работой. При участии Либровича выходили журналы
«Задушевное слово», «Новь», «Новый мир», «Вестник литературы», «Известия книжных
магазинов М.О. Вольфа». Сотрудничал в газетах «Новости», «Луч». Публиковался
в польских и немецких журналах и газетах. В течение трех лет вел издававшийся
Э.Д. Гоппе профессиональный журнал «Обзор графических искусств». Либрович —
автор книг «Пушкин в портретах», «Неполомицкий царевич» (о Лжедмитрии), «Петр
Великий и женщины», «Царь в плену» (о Василии Шуйском), «Мишурные карьеры».
Писал повести и рассказы для детей. Его перу принадлежит немало очерков по истории
книгопечатания и книжного дела. Широко известна книга воспоминаний Либровича
«На книжном посту», в которой автор рассказал о многих выдающихся деятелях отечественной
культуры, сотрудничавших с М.О. Вольфом.