Петербургские
книгоиздатели Плюшары
Александр
Иванович Плюшар, основатель в России прославленной книгоиздательской, типографской
и словолитной фирмы, прожил всего пятьдесят лет. И почти половина из них была
связана с Петербургом. В «допетербургский» период своей жизни Плюшар уже основательно
освоил книжное дело, считался опытным книгопечатником и состоял совладельцем
солидной типографии в Брауншвейге, крупном промышленном и торговом городе
на севере Германии. Дело свое он любил, хозяйство вел расчетливо, человеком
был весьма образованным, свободно владел несколькими европейскими языками.
Должно быть эти качества молодого книгопечатника из Брауншвейга и привлекли
внимание русского посланника, которому было поручено подыскать подходящую
кандидатуру на должность руководителя типографии Российской Иностранной коллегии.
Коллегия планировала наладить в Петербурге издание журнала на французском
языке «для противодействия французским журналам Наполеона». Печатный орган
предполагалось назвать Journal du Nord — «Северный журнал» (впоследствии его
переименовали в Journal de St.-Petersbourg — «Санкт-Петербургский журнал»).
Правда, самой типографии, где намечалось печатать этот журнал, еще не существовало.
Плюшару и предстояло ее организовать, обеспечить необходимым оборудованием
и материалами, подобрать толковых работников.
Плюшар недолго раздумывал, когда получил приглашение переехать в Россию. Брауншвейгскую
типографию он оставил своему компаньону и уже в конце декабря 1805 года приступил
к исполнению должности «директора типографии Иностранной коллегии» с жалованьем
три тысячи рублей в год. Однако в этой должности Плюшар пребывал недолго —
всего около трех лет. В 1808 году его назначили директором Сенатской типографии,
одного из самых крупных полиграфических предприятий Петербурга. И на новом
месте дела у Плюшара пошли весьма успешно. Два издания типографии — «Учреждение
о судоходстве на реке Волге» (1810) и «Литовский статут» (1812) — были отмечены
правительством: директора наградили двумя бриллиантовыми перстнями (по перстню
за каждое издание).
В те же годы Плюшар предпринимает попытку организовать собственную типографию.
Ему давно хотелось наладить выпуск богато иллюстрированных изданий. Наконец,
в 1813 году ему удается осуществить свою мечту. В том же году Плюшар печатает
роскошный альбом «Галерея гравированных портретов генералов офицеров, которые
мужеством своим способствовали успехам российского оружия в течение войны,
начавшейся в 1812 году». Издание разошлось быстро, хотя цена экземпляра была
довольно высокой. И в дальнейшей своей книгоиздательской деятельности Плюшар
большое внимание уделял выпуску дорогих высокохудожественных книг и альбомов.
Александр Плюшар понимал толк в изобразительном искусстве и сам был
неплохим рисовальщиком. Он интересовался историей живописи и графики, техническими
достижениями в этой области. Как раз в те годы среди художников и издателей
началось повальное увлечение литографией. Новый способ печати быстро привлек
к себе внимание художников, издателей, владельцев типографий. Затем к литографской
печати проявляют интерес государственные учреждения — она оказалась весьма
удобной для размножения различных канцелярских бумаг и документов (кстати,
в этом смысле литография является родоначальницей современной оперативной
полиграфии). В 1816 году русское правительство командировало барона Павла
Львовича Шиллинга (чиновника Иностранной коллегии, будущего изобретателя электромагнитного
телеграфа) в Мюнхен (здесь в то время жил и работал изобретатель литографии
Алоиз Зенефельдер) для ознакомления с литографским производством и для закупки
соответствующих материалов. А во второй половине 1816 года в Петербурге начала
функционировать «Литография Иностранной коллегии», которую возглавил Шиллинг.
К числу зачинателей литографского печатного искусства в России следует причислить
и Александра Плюшара. Вслед за Шиллингом (а возможно и с его помощью) Плюшар
внедрил у себя в типографии технологию литографской печати. В 1818 году он
отпечатал шестилистный альбом литографий прославленного художника-графика
Александра Осиповича Орловского. Издание было подписным и стоило 100 рублей
(по тем временам это были деньги немалые). Тогда же Плюшар напечатал «Генеалогическую,
хронологическую и синхронистическую таблицу Российской истории» на двенадцати
листах. В издании — четыре виньетки И.П. Беггрова (известного впоследствии
литографа) и шестнадцать литографированных рисунков. Издание было встречено
одобрительными отзывами в «Северной почте» и в «Русском инвалиде» («Военном
вестнике»). Другая крупная работа «типографии и литографии колежского секретаря
Александра Плюшара» — «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы»
с тридцатью раскрашенными от руки иллюстрациями. Особого внимания заслуживают
иллюстрированные издания Плюшара, посвященные Петербургу. Начиная с 1820 и
до 1827 года (год смерти издателя) практически ежегодно из типографии выходили
изящные альбомы с видами столицы. В иллюстрировании этих альбомов принимали
участие многие талантливые живописцы и графики. Объем альбомов был различным
— от двадцати четырех до сорока двух листов с раскрашенными литографиями.
Каждую иллюстрацию окаймляла изящная цветная рамка. Литографии сопровождались
текстом на французском языке. Тиражи петербургских альбомов Плюшара были небольшими
и сейчас они представляют величайшую библиографическую редкость.
После смерти Александра Плюшара все издательско-типографские и книготорговые
дела толково вела его вдова, а затем — старший сын Адольф Александрович, унаследовавший
от отца не только солидное состояние, но и любовь к книге, интерес к книгопечатному
производству (младший сын Александра Плюшара — Евгений Александрович стал
художником, участвовал в росписи Исаакиевского собора; в 1850-х годах завел
в Петербурге фотоателье).
Адольф Плюшар родился в Петербурге в 1806 году. Он учился в частном пансионе.
Потом по настоянию отца отправился в Париж, где в течение нескольких лет осваивал
тонкости типографского и словолитного производства у самого Франсуа Дидо.
Позже, став главой фирмы, он не жалел средств на развитие своего книжного
предприятия, на обучение работников, на расширение круга авторов. Среди Петербургских
типографов и издателей авторитетом он пользовался непререкаемым. Адольф Плюшар
открыл шикарный книжный магазин в центре столицы — в «Доме Косиковского» на
Большой Морской улице. Магазин именовался «Французским литературным салоном».
Здесь часто собиралась петербургская интеллигенция — издатели, художники,
ученые, артисты, литераторы. В «Доме Косиковского» поселился и Адольф Плюшар
со своим многочисленным семейством. Один из современников вспоминал, что «великолепная
его квартира на Большой Морской отделана была со всею роскошью: мебель, зеркала,
бронза, ковры, у дома — экипажи, лошади — умопомрачение!..».
Книжная
фирма Плюшара процветала. Ее издания славились высокой культурой полиграфического
исполнения. На Петербургской мануфактурной выставке в 1832 году фирма была
отмечена медалью. Плюшар расширил книжную торговлю, открыл еще один магазин
— в Гостином дворе (правда, работала эта книжная лавка недолго).
Среди изданий, напечатанных в типографии Адольфа Плюшара, — «Невский альманах
на 1830 год», альманахи «Царское село» (1830), «Альциона» (1831), «Новоселье»
(1833–1834), «Утренняя заря» (1840). В начале 1830-х годов у Плюшара возникает
план выпуска фундаментального многотомного «Энциклопедического лексикона».
По замыслу Плюшара «Лексикон» будет представлять собой широкий свод сведений
о самых различных жизненных явлениях, событиях и пр. В «Лексикон» войдут биографические
очерки об ученых, литераторах, общественных и государственных деятелях. Предполагалось,
что все издание будет состоять из 40–45 томов, на подготовку и выпуск которых
потребуется не менее шести лет. Около «Лексикона» сразу образовался круг многочисленных
помощников, среди которых оказалось немало людей совершенно случайных. На
первых порах весьма активное участие в подготовке «Лексикона» принял Н.И.
Греч, журналист и литератор, хорошо знавший также книжное производство (кроме
всего прочего он был еще и владельцем солидной типографии). Но он вскоре потерял
всякий интерес к «Лексикону» и года через два окончательно отошел от редакционных
дел. Была попытка привлечь к изданию «Лексикона» А.С. Пушкина. Он даже присутствовал
на одной издательской сходке, после чего записал в своем дневнике: «Вчера
было совещание литературное у Греча об издании русского Conversations Lexikon.
Нас было человек со сто, большею частию неизвестных мне русских великих людей...
Я подсмотрел много шарлатанства и очень мало толку. Предприятие в миллион,
а выгоды не вижу. Не говоря уже о чести. Охота лезть в омут, где полощутся
Булгарин, Полевой, Свиньин...». Некоторые подробности об «Энциклопедическом
лексиконе» сообщает Греч в «Записках о моей жизни»: «В апреле 1834 года пришел
он (Адольф Александрович Плюшар. — Б.С.) ко мне (дотоле я не имел с ним никакого
дела и только знал его как человека деятельного и смышленого), сообщил мне
о намерении своем издавать «Энциклопедический лексикон» по образцу Брокгаузова
Conversations-Lexicon и предложил мне быть главным его редактором... Плюшар
созвал сотрудников, с представлением им выбора главного редактора. Собралось
сто пять человек; в том числе члены пяти академий, профессоры, литераторы,
артисты и пр. Многие спрашивали: кто будет главным редактором?... Предложили
меня, и я был выбран единогласно. На меня легла тяжелая работа. Сотрудники
разделились по частям: в каждой был особый редактор. Все они составили список
статей; список напечатали и роздали сотрудникам. Все это должно было приготовлять,
сличать, согласовать, исправлять в слоге и нередко в содержании. Работа кипела....
Четыре первые тома вышли в течение 1835 года. Публика приняла издание с одобрением.
Подписчиков было, по словам Плюшара, 6000, а в самом деле, вероятно, гораздо
больше... В 1836 году вышли еще два тома, но позже назначенных сроков, потому
что сотрудники не доставляли статей вовремя, без милосердия растягивали их
(например, арифметика заняла пятьдесят страниц мелкой печати) и величали переводы
оригинальными сочинениями... Лексикон продолжался, падая со дня на день. Многие
истинно ученые и полезные люди прекратили свое содействие... В сентябре 1838
года вышел вожделенный 14-й том и доказал всю лживость, бессовестность и небрежность
Сенковского (И.О. Сенковский — очередной главный редактор «Энциклопедического
лексикона». — Б.С.). Он был составлен без всякого рачения и наполнен бесчисленными
недомолвками, ошибками. Сенковский составил этот том по своей методе, т.е.
набрал толпу недоученых и вовсе неученых, неизвестных людей, раздал им статьи
немецкого Conversations-Lexicon и велел перевести. Русские статьи... были
написаны неизвестно кем... Д.И. Языков (новый главный редактор. — Б.С.) кой-как
сколотил 15-й и 16-й томы. Между тем Плюшар промотался, обанкрутился, и все
издание остановилось». «Энциклопедический лексикон» удалось довести только
до буквы Д. Семнадцатый том издания оказался последним. И выходил он под строгим
надзором специальной комиссии, учрежденной по делу книгоиздательской фирмы
Плюшара.
Адольф Плюшар был вынужден оставить все свои книжные дела. Иногда он
занимался подготовкой и составлением разных альманахов и журналов для других
петербургских издателей. Среди этих изданий есть весьма любопытные: «Гирлянда.
Журнал новейших образцов для шитья и вышивания», «Весельчак. Журнал всяких
разных странностей, светских, литературных, художественных и иных», «Тысяча
анекдотов, острот, каламбуров, шуток, глупостей и проч.», «Библиотека для
маленьких читателей» и др.
Умер Адольф Александрович Плюшар в Петербурге в 1865 году.
(Из сборника «Выдающиеся деятели отечественного книгопечатания»).
По материалам журнала "Полиграфист и Издатель"