|
|
|
|||||||||||||||
Новые мощности карельской типографии
Презентация в Петрозаводске, посвященная запуску новой печатной машины Komori Lithrone S40, красной строкой войдет в хроники республиканской ордена "Знак почета" типографии имени Анохина, а вот "виновница торжества" - печатная машина - наверняка впишет в эти хроники целую главу. Премьер-министр правительства республики Карелия Павел Викторович Чернов по специальности - инженер-строитель: долго работал в "Сегежстрое", потом - в тресте Крупнопанельного домостроения. Он отлично понимает ценность и значимость приобретения, сделанного типографией Анохина, - для всего Петрозаводска и всей республики. "Я от души поздравляю коллектив с новым приобретением, - сказал он на презентации. - Новая машина позволит улучшить качество печатной продукции и увеличить объемы работы. Многомиллионная инвестиция сроком на пять лет - большой, настоящий подарок республиканской типографии от правительства и Законодательного собрания республики". Позже, в отдельном разговоре Павел Викторович добавил: "Для Карелии с ее небольшим бюджетом это солидный инвестиционный проект, но у нас есть вера в коллектив, в его возможности, и мы будем поддерживать развитие данного предприятия и в дальнейшем. Анохинская типография - ведущее полиграфическое предприятие республики. Мы очень рады тому, что она оправдала доверие правительства и успешно справилась с первым непростым заданием - в течение года получила, смонтировала и запустила в эксплуатацию прекрасную суперсовременную печатную машину. В нашем регионе главная отрасль - лесопромышленная, в Кондопоге из древесины производится одна треть всей газетной бумаги России, благодаря лесу пополняется наш бюджет и становятся возможными такие проекты, как этот". Кондопога находится всего в 55 километрах севернее Петрозаводска, и городские газеты печатаются в основном на "местной" бумаге.
Отступление первое. Республикой в составе Российской Федерации Карелия стала еще в 1923 году, пост президента был учрежден здесь в 1994-м. Однако по каким-то причинам первый человек в Карелии Сергей Катанандов называется всего лишь "главой республики", - возможно, из скромности: в Карелии живут всего 800 тысяч человек, из них только десятая часть - этнические карелы. В столице - Петрозаводске - менее 300 тысяч жителей, но этот город по праву считается младшим братом Санкт-Петербурга, так как основан в том же 1703 году по указу Петра I, велевшего построить вблизи Онежского озера оружейный завод, а затем не раз бывавшего и на заводе, и на обнаруженных поблизости лечебных Марциальных водах. Правда, сначала вокруг Петровского завода в устье реки Лососинки поднялась Петровская слобода, и только в 1777 году Екатерина II сделала Петрозаводск уездным городом. Позже город стал центром Олонецкой губернии. "Наследник" старинного Петровского завода - Онежский тракторный (здесь делают машины для лесных разработок). Город лежит амфитеатром на озерных террасах вдоль Петрозаводской губы. Длина этого "амфитеатра" - 25 километров. Очень красива Онежская набережная в старой части города - между уже упомянутой Лососинкой и тезкой московской речки - Неглинкой. Помимо прочего, это еще и художественная галерея под открытым небом. Здесь стоит перемещенный с Круглой площади памятник Петру работы скульптора Шредера (1873), а также целый ряд монументов, подаренных Петрозаводску городами-побратимами. К примеру, выразительную композицию "Рыбаки" преподнес Карелии американский городок Дулут. А в центре переименованной Круглой площади, по периметру которой в давние времена размещалось управление Петровских заводов, а потом канцелярия губернатора, вместо памятника великому Петру большевики поставили гранитного Ильича. Другая старинная площадь города - Соборная. До революции здесь стояли две церкви и две гимназии, а посередине - памятник Александру II. Позже церкви снесли, а на "царском" месте напротив драмтеатра встал каменный Киров. Недра Карелии богаты не только рудами, но и минералами. Рядом, в поселке Шокша, добывают красные и темно-малиновые кварциты, которыми отделаны Мавзолей Ленина в Москве и гробница Наполеона в Париже, петербургский Исаакиевский собор и многие другие здания и памятники. Возле Кондопоги находится месторождение разноцветного тивдинского мрамора, который использовался при строительстве Зимнего, Мраморного и Таврического дворцов. Сам Петрозаводск не может похвастать столь красивыми зданиями. Сильно пострадавший от бомбежек, в послевоенное время город отстраивался заново - по скучному плану с правильной сеткой улиц. Из старых памятников архитектуры остался один Собор Александра Невского (1831), построенный на пожертвования горожан, - и тот был в советское время закрыт и изуродован. Восстановили и заново освятили храм только в 2000 году. Кроме премьер-министра, на презентации новой печатной машины выступал заместитель председателя Законодательного собрания республики Валерий Анатольевич Тольский - в молодости оператор и журналист, в зрелые годы - редактор, заместитель председателя, а потом и председатель карельского Госкомитета по телевидению и радиовещанию. "Сегодня высокое качество печати стало нормой, - сказал он, - и мало кто догадывается, какой за этим качеством стоит труд. От лица Законодательного собрания - мои искренние слова благодарности и признательности полиграфистам Анохинской типографии". Валерий Анатольевич вручил помещенные в рамки благодарственные письма главному инженеру, главному механику, главному энергетику, начальнику печатного цеха типографии. Сергей Михайлович Яскунов - депутат Законодательного собрания, заместитель председателя Комитета по экономической политике и налогам - также сказал несколько слов: "Этот опыт важен не только для конкретного производства, но в такой же мере для правительства и Законодательного собрания. Это обкатка общего подхода к использованию инвестиционных займов. Мы должны доказать, что этот опыт полезен и перспективен, чтобы перенести его на другие, столь же важные проекты". На торжествах присутствовали также некоторые министры Карельского правительства, в том числе министр культуры Галина Тойвовна Брун. Она не выступала перед гостями, но в приватном разговоре рассказала, что с недавних пор вся полиграфия, печать, СМИ, ряд общественных организаций республики перешли в ведение Министерства культуры. Кстати, находится это министерство на исторической Круглой площади, по соседству с Краеведческим музеем. "То, что в карельской типографии появилась самая современная и высокопроизводительная печатная машина, то, что бюджет республики взял на себя такие затраты, - это большое достижение. Мы со своей стороны постараемся и дальше помогать в переоснащении этой типографии - с привлечением не только республиканских, но и федеральных средств. Будем готовить проект, защищать бизнес-план, и я думаю, что в 2006 году мы получим на приобретение оборудования какие-то дополнительные средства из федеральной инвестиционной программы".
Отступление второе. Петрозаводская типография - одна из старейших в стране - была основана по инициативе губернатора Вильяма Мертенса. Открылась Олонецкая губернская типография 11 мая 1805 года - в день святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. Первый деревянный печатный станок со временем заменили чугунными, а позже для печатания газеты выписали из Германии скоропечатную машину "Кёниг и Бауэр". Кроме "Олонецких губернских ведомостей" выполняли "партикулярные" заказы на печать бланков, рапортов, указов, описей, афиш и визитных билетов. Здесь же были изготовлены и некоторые книги - например, "Олонецкие сборники". Правда, своя переплетная мастерская появилась в типографии только в конце девятнадцатого столетия, когда у "Кёниг и Бауэр" была закуплена уже третья машина. К 100-летнему юбилею штат типографии составлял уже 50 человек. Петр Анохин, имя которого в советское время присвоили типографии, работал там всего-навсего рассыльным - с 1902 года. Через шесть лет 18-летний Анохин был приговорен к смертной казни за покушение на жандармского унтер-офицера. После национализации типография стала называться Советской N1 и выпускала большевистские газеты "Известия Олонецкого губсовета", "Олонецкая беднота", "Красный Север", а также листовки и воззвания, но в 1923 году предприятие получило свое нынешнее название "Типография им. П.Ф.Анохина". Так имя не слишком выдающегося парня, поддавшегося агитации проживавших в городе ссыльных революционеров, сохранилось в памяти многих поколений петрозаводцев и не только петрозаводцев. Порывшись в памяти, я поняла, откуда мне так хорошо знакома фамилия Анохина - из строчки на обороте школьных тетрадей, которыми петрозаводская типография обеспечивала весь СССР. Премьер-министр правительства Карелии нажал на кнопку пуска, и машина ожила. Гости ходили вокруг и наблюдали, как сочные, красочные оттиски собираются на приемке. На презентации печатался коммерческий тираж учебного плаката. Техническому директору компании "ЯМ Интернешнл" Леониду Михайловичу Герштейну было чрезвычайно приятно участвовать в этом мероприятиии и давать короткие пояснения карельским властям: "Перед вами самая современная на сегодняшний день печатная техника в России. Машина создана японской корпорацией Komori, которая имеет очень большие традиции, больше 80-ти лет создает печатную технику, а известность и популярность получила благодаря серии машин Lithrone. В мире работают тысячи машин этой марки, и я очень рад тому, что новейшая машина последней модели Lithrone - 4-секционная с лаком - оказалась в Петрозаводске. Машина имеет огромную производительность - 16 тысяч оттисков в час. Воздушная проводка листов позволяет работать как на тончайших бумагах, так и на картоне толщиной до 1 мм. И особенно важна при нынешних небольших тиражах высочайшая скорость переналадки". После этих слов печатники показали, как происходит печать и как за считанные минуты выполняется переналадка машины на новую работу.
Но меня, честно говоря, больше интересовало, как эта замечательная машина попала в Петрозаводск. Типография Анохина - крупное предприятие с длинной и славной историей, но оно государственное, а государство уже два десятка лет, как прекратило финансирование. Как удалось "сподвигнуть" правительство Карелии на выделение бюджетных денег - пусть и на возвратной основе? В подробности меня посвятил генеральный директор "ЯМ Северо-Запад" Евгений Александрович Марков. "История этой сделки началась два года тому назад, когда мы с Михаилом Германовичем Русаковым встретились на выставке "ПолиграфИнтер" и начали серьезно обсуждать вопросы перевооружения типографии. Директору Анохинской типографии совсем недавно исполнилось 50 лет: он человек смелый и динамичный, и не хотел, чтобы предприятие прозябало, а если основные средства производства не менять, если не искать новых путей развития, новых источников финансирования, то ничего хорошего не жди. Что предпринять? Какая техника нужна в первую очередь? Петрозаводская типография традиционно многофункциональная, здесь печатают и книги, и газеты, и рекламу, это фактически комбинат вместе с газетной типографией. И Михаил Германович решил, что для типографии республики и края в первую очередь нужна многофункциональная листовая машина широкого профиля, которая позволила бы, как ось, выстроить вокруг нее новую многофункциональную типографию. В силу того, что уже сейчас анохинцы держат большой рынок упаковки и рекламной продукции, решили нацелиться на машину с лакировальной секцией. Начали работать над финансированием. Для государственной типографии получить лизинг на 5-7 лет под нормальные проценты затруднительно. Тогда мы стали искать способы привлечения республиканских средств, и - получилось. Михаил Германович проявил себя в высшей степени квалифицированным, упорным человеком. Министерство печати его поддержало. Труднее всего было провести решение через областную думу, надо было работать с депутатами. Для республиканского бюджета полтора миллиона долларов - очень большие деньги. Но Русаков добился решения о целевом выделении кредита в 48 миллионов рублей сроком на 60 месяцев под приобретение печатной машины. Поскольку деньги государственные, был объявлен открытый тендер. Хотя "ЯМ" в некотором роде инициировал этот проект, старые заслуги тут не засчитываются, тендер могли выиграть и наши конкуренты. Но машины Кomori Lithrone по соотношению стоимость-качество сейчас действительно превосходят все остальные. Другие фирмы предложили более слабые модели, а у нас в это время обновился модельный ряд - появилось новое поколение машин Lithrone. Русакову повезло: за ту же сумму он получил лучшую машину, чем мог рассчитывать. Технически эта машина оптимальна и полностью укладывается в те требования, которые можно предъявить к такой "типографообразующей" машине на ближайшие 5-7 лет. Эта машина - первая в России, выпускается всего год, это машина 21 века, разработанная и выпущенная уже в этом столетии".
Отступление третье. В двадцатые годы прошлого века типография переехала из бывшего губернаторского дома на Круглой площади в двухэтажное здание на улице Пушкинская,7. К 1932 году реконструкция этого старого здания была закончена. К началу войны в типографии работали уже 170 человек, которые обеспечивали выпуск семи газет, в том числе двух ежедневных. Когда фронт приблизился к Петрозаводску вплотную, анохинцев эвакуировали в Беломорск. Вернувшись, они нашли на Пушкинской одни развалины, а потому разместились в здании бывшего госбанка на проспекте К.Маркса. В 1957 году там случился пожар. Виноватым сочли директора, которого исключили из партии и уволили. В это труднейшее для предприятия время главным инженером стал Юрий Соломонович Гольденберг. Пока типография ютилась в неприспособленном помещении во дворе почтамта, спешно строился спроектированный еще до пожара Дом печати на улице Правды, 4. Как только в 1961 году было готово типографское крыло (во втором запланированном крыле должны были размещаться редакции), Ю.С. Гольденберга назначили директором. Естественно, технику в новое здание тоже старались поставить новую. Объем производства - особенно книжного - вырос многократно. Бывший председатель Госкомитета Карельской АССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Виктор Петрович Шарапов, присутствовавший на презентации, вспоминал: "В свое время бывший директор - полиграфист и механик от бога Ю.С. Гольденберг, который строил это здание вместо сгоревшего, - правдами и неправдами увел у Сортавальской книжной типографии выделенные ей самые современные немецкие и швейцарские переплетные машины и установил их на четвертом этаже. А потом все ходил ко мне и жаловался: ну как я могу работать на таком допотопном печатном оборудовании? Диспропорция неимоверная. А сейчас у типографии Анохина ситуация противоположная: самая современная печатная машина Komori, а переплетное оборудование отслужило свои сроки. Печатная техника опередила переплетную, снова диспропорция, только наоборот".
Ю.С.Гольденберг директорствовал четверть века - до 1986 года. После него десять лет директором был Геннадий Аркадьевич Сосенкин, на смену которому пришел Михаил Германович Русаков. Начинал Русаков свою карьеру с участка оперативной полиграфии Карельского филиала Академии наук, а оттуда перешел в Анохинскую главным инженером. В девяностые годы сменил профиль - возглавлял издательство "Петропресс", но когда позвали обратно - вернулся в типографию Анохина - директором. При Русакове сильно сократившийся за последнее десятилетие штат типографии снова стал расти. Михаил Германович заботится о коллективе, всеми силами старается сохранить все те немногие социальные блага, которыми традиционно пользовались анохинцы, - например, бесплатные обеды. В типографии замечательные профессиональные кадры, но этим трудно удивить. А вот прекрасный народный хор из полиграфистов - это диковина, которой гордится не только типография, но и весь город. Первое время директор связывал свои планы на будущее с приобретением полноцветной газетной ротации на замену истратившим свой ресурс индийским машинам, но жизнь заставила внести коррективы и сделать ставку на листовую печать. На пресс-конференции, которую провели прямо у машины, главного инженера Надежду Николаевну Жалнину спросили, почему выбор пал на Komori. "Сегодня во главе угла стоят качество, цена и скорость, и все это есть в машине Komori. В отличие от наших старых машин, она обеспечивает стабильность всех параметров. В течение месяца с тех пор, как машина запущена, наши печатники выдают коммерческую продукцию с гарантированным, предсказуемым качеством. Продукция у нас самая разнообразная - и книги, и обложки к тетрадям, и буклеты, особенно туристические. Сейчас машина работает в две смены. Но мы сделаем все для того, чтобы она заработала на полную мощность". Евгений Александрович Марков высказался категоричнее: "Чтобы машина, которая стоит десятки миллионов рублей, окупилась, она должна каждую смену приносить деньги. Работать, работать и работать. А миллионных тиражей уже нет, поэтому основное - не скорость печати, а малое время на переналадку. Эта машина имеет очень высокую степень автоматизации, которая позволяет делать в смену и 15, и 20 приладок на малых заказах. Пока нет и 10 приладок (заказов) в смену. Будем вместе работать над повышением квалификации персонала, стандартизацией рабочих процессов, чтобы свести к минимуму нерабочее время машины. Вторая смена уже загружена, но надо думать о третьей. Такая машина должна работать 24 часа в сутки шесть дней в неделю, а в седьмой день - одну смену, чтобы вторую выделять для обслуживания машины". Надежда Николаевна работает в Анохинской типографии всю жизнь: начинала сразу после школы печатником-пробистом, потом закончила Московский полиграфический институт и стала инженером-технологом. Когда книжный бум начала девяностых закончился, именно она предложила сделать главную ставку на бумажно-беловые товары, что было самым правильным решением в тот момент, позволившим выжить. Но книжная продукция, в том числе и миниатюрные книги для "Фонда Сытина", тоже продолжала выходить, не давая терять квалификацию. Одновременно типография обеспечивала город и республику газетами. Сегодня здесь печатаются около 50-ти названий газет - включая такие красочные рекламные издания, как еженедельная газета "ДОМ в Карелии" (тираж 45 тысяч экземпляров). Заполучить такую машину, как Komori Lithrone S40, - фантастическая удача. Но как совместить одну из самых современных печатных машин и доставшееся в наследство от советской поры окружение? Под машину выделили подходящее помещение на первом этаже, сделали надлежащий ремонт, уложив специальный фундамент. Ремонт включал установку на все окна стеклопакетов, автоматически закрывающихся жалюзи, была подведена система приточно-вытяжной вентиляции. Рядом с печатным цехом есть помещение для акклиматизации бумаги непосредственно перед печатью. Климат-контроль имеет громадное значение для качества печати. Поэтому как можно скорее нужно установить отсутствующие пока мощные кондиционеры и систему увлажнения, так как отопительный сезон на Севере длинный, и воздух в помещениях сухой. По словам главного инженера типографии, пока машина изготавливалась, а срок изготовления такой большой машины около полугода, готовили не только фундамент, но и обслуживающий персонал. Группа электриков, механиков и печатников прошла обучение в европейском сервисном и учебном центре Komori в Голландии. Смонтировали машину полностью в течение одной недели, очень тщательно делали пусконаладку. Учились, можно сказать, по ходу дела, но никаких поломок и других трудностей не было. Техника в наши дни меняется очень быстро, и технические специалисты должны постоянно учиться - тем более, что совершенствуется и программное обеспечение, которое расширяет возможности этого оборудования. Все, вплоть до руководителей республики, отметили высококвалифицированную работу коммерческого и технического персонала "ЯМ Интернешнл". Евгений Александрович Марков особо подчеркнул то, что были соблюдены все сроки поставки, монтажа, запуска оборудования и обучения персонала. Машину запустили без привлечения иностранных специалистов: "В России есть прекрасные фирмы, продающие прекрасные печатные машины, но их российский персонал не умеет запускать машины такого класса. О каком сервисе в таком случае может идти речь? Я имею большой личный опыт работы и сервисным инженером, и руководителем, и могу сказать ответственно: если машину не запускает российский персонал, значит, настоящей сервисной службы у фирмы в России нет. А мы делаем это сами: несмотря на то, что это первая такая машина, никому и в голову не пришло привлекать иностранных специалистов для помощи". Единственное - по договору фирмы "ЯМ" с типографией после месячной эксплуатации машины приезжал высококвалифицированный инструктор-печатник, который четыре дня проработал на коммерческих заказах и тестах, проведя что-то вроде мастер-классов. "Сервисное взаимодействие с типографией у нас расписано на год-полтора вперед, - рассказал Е.Марков. - Оно включает периодическое обучение для повышения квалификации тех или иных сотрудников, сертификацию, привлечение и обучение новых людей, открытие новых смен. Срок гарантийного обслуживания машины - 12 месяцев, а потом заключается сервисный договор на неопределенный срок, то есть на весь период эксплуатации, с льготной поставкой запасных частей и льготной оплатой нашей работы". Отступление четвертое. О расходных материалах Чем более интенсивно эксплуатируется техника, тем выше требования и к людям, и к материалам. "Развитая сервисная программа поддержки типографии подкрепляется тем, что есть договор на использование определенных расходных материалов, - сообщил Е.Марков. - Мы являемся комплексным поставщиком этой типографии по расходным материалам. В гарантийный период мы наряду с клиентом несем ответственность за качество продукции. Поэтому даже если расходные материалы приобретаются не у нас, я должен их одобрить. Бумагу обычно выбирает заказчик, но мы уже убедились в том, что машина может работать на отечественной офсетной 60-граммовой бумаге и на отечественном картоне марки "Нева" - никаких проблем не возникало. Главное - не использовать низкосортные офсетные пластины и краски, потому что пострадает качество печати. Торжокскую краску типография с успехом применяет - для тех видов работ, для которых она подходит (универсальных красок нет и у Van Son). Но отечественные пластины ДОЗАКЛ не отвечают стандартам - в первую очередь по стабильности параметров. Тут нельзя себе позволить отбраковку пластин: не столько из-за их стоимости, сколько из-за того, что слишком дорого "машинное время". Деньги за комплект форм - копейки по сравнению со стоимостью рабочего времени. Я считаю, что альтернативы пластинам FujiFilm практически нет: они хороши тем, что абсолютно одинаковы, идентичны, строго стабильны. Мы анализировали в разных типографиях удельную стоимость материалов в стоимости заказа. Получается, что использовать дорогие пластины в итоге - в производстве - дешевле, если вычесть брак, потери в скорости и прочее. Факты - упрямая вещь. Для качественной цветной печати пластины FujiFilm оптимальны, потому они и занимают изрядную долю рынка. "Это сильный рывок вперед. Мы теперь конкурентоспособны на российском рынке. У типографии появились новые мощности, - сказал директор. - Их нужно должным образом обслуживать. Это, конечно, связано с развитием допечатных процессов, внедрением СТР. Фотонабор в типографии только формата В2, нужен В1. Мы мечтаем также о новом оборудовании для послепечатных процессов, но сначала надо на него заработать. Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА |
|
|