Сравнительно новая «ипостась» картона комбинированная многослойная упаковка для напитков молочных продуктов, соков и других жидких продуктов. Бесспорный монополист в этой области компания Tetra Pak, которой принадлежит треть мирового рынка, разработала процесс асептической упаковки молока в картонные пакеты в конце 50х годов. Первую машину для такой упаковки запустили в 1961 году в Швейцарии.
Очень скоро автоматы Tetra Рак появились и в СССР, а в 1972 го ду в стране были открыто сразу пять крупных упаковочных предприятий, где производили ламинированный картон для молочных пакетов в форме тетраэдра. Основой для них служила бумага, которую покрывали полиэтиленом и запечатывали методом флек сопечати в однудве краски (чаще всего брали синюю и красную), а с другой стороны парафинировали. Этот не особенно прочный материал в руло нах поставлялся на молокозаводы. Там из него получали рукав, который нарезался на отдельные, подвергавшиеся сварке сегменты. К несчастью, каждый десятый пакеттетраэдр протекал (а всего пищевая промышленность СССР теряла не 510%, как в цивили зованных странах, а все 50% ироизнеденных продуктов питания).
От протекания избавились только через десять лет, когда внедрили авто маты для розлива Elopack и кроме пакетов «тетрабрик» и «тетрапак» стали делать прочные и жесткие высокие пакеты «пюрпак» из импортного материала. В 1985 году в Москве запустили собственное производство материалов для асептической упаковки. Печать попрежнему флексографская, но уже в 6 красок яркая и отчетливая. Парафинирование осталось в прошлом, сегодня картоноснова просто ламинируется с двух сторон полиэтиленом либо каптируется фольгой. Картоноснов у в большом количестве производит Сыктывкарский комбинат, а фольгу для упаковки фирма «Саянская фольга?). Впервые фольгу стали применять но Франции более полутора веков тому назад для заворачивания штучных конфет. (В наше время для заворачивания конфет раз работаны новые металлизированные материалы, очень похожие на фольгу, «композиты» БОПП с выразительным металлическим блеском и хорошим твистэффектом: вкусы сладкоежек не меняются веками). С 1850 года в Англии фольгу, продублированную бумагой, стали применять для упаковки шоколада «Cadbury».
Что касается складных коробок, то их производство превратилось в целую отрасль главным образом благодаря гофрированному картону. Коробки из гофрокартона могли дости гать значительных размеров и служили отличной тарой для перевозки самых разных товаров, включая мебель. Прототип гофрированного картона применялся в старину для прокладки в мужских шляпах. Однако знакомый нам трехслойный гофрокартон, полученный из гофрированной прослойки, помещенной между двумя слоями картона, «родился» в 1874 году.
В России трехслойный картон остается наиболее ходовым и по сию пору, хотя производится также пятислойиый от П31 до П35. Большинство потребителей довольствуются флексографской печатью на картоне. Но для наиболее требовательных клиентов трехслойный картон марок Т22 Т26 кашируется бумагой, запечатанной офсетным способом, превращаясь фактически в четырехслойпый.
Тем временем в экономной Европе растет потребление днухслойного картона, который может применяться не только в качестве вспомогательного упаковочного материала, по и для изготовления упаковки с иолнокрасочной печатью, если его кашировать уже запечатанным верхним бумажным слоем. У нас двухслойный картон производится в рулонах и после транспортировки уже не годится для каширования, так как профиль в дороге сминается, а в европейских странах кэширование производится в линию сразу после склеивания нижнего и гофрированного слоя.
Для России тарный картон то есть сырье для получения гофрокартона (картон для плоских слоев и бумага для гофрирования) предмет экспорта. В себестоимости гофротары на сырье приходится до 80%. Особенно хорошо продается чисто целлюлозный крафтлайнер. А готовый гофрокартон с его большим пространственным объемом при малом весе перевозить на дальние дистанции невыгодно, и отечественные экспортеры отправляют его только в ближайшие страны, наиболее активна в Прибалтику для снабжения рыболовецких судов. Рыбная промышленность один из главных потребителей ящиков из гофро картона наряду с консервной, ликероводочной, кондитерской и другими отраслями пищевой индустрии. Второй по значимости потребитель гофротары химическая промышленность (синтетические моющие средства и другая бытовая химия). Упако вываются в гофроящики также бытовая техника, керамическая плитка и многое другое.
90% тары и упаковки производит ся в России из бурого гофрированного картона с печатью одной краской. Однако доля упаковки с 4красочной печатью растет. Флексопечать обходится в этом секторе на 20—25% дешевле оф сетной, и потому доминирует. Прямая офсетная печать на микрогофрокартоне практикуется у нас и стране гораздо реже, чем флексопечать и каширование бумагой с офсетной запечаткой.
Постепенно изделия из гофрокар тона становятся сложнее по дизайну. На ящиках вырубаются окошки, отверстия для удобства переноски, делается перфорация. Кроме коробок, современный рынок требует также изделий с более сложной высечкой: это лотки, поддоны и многочисленные разновидности групповой упаковки, необходимой как для транспортировки, так и для демонстрации товара в торговом зале.
Сравнительно недавно из трехслойного и пятислойного гофрокартона стали делать выставочные стенды и прочие временные элементы оформления ин терьера. А двухслойный гофрированный картон вошел в моду у дизайнеров эксклюзивной упаковки, блокнотов, папок, открыток, рамок и альбомов для фотографий. Во всем мире защитникиприроды возражают против использования красивого и лучше защищенного от действия влаги ламинированного картона, который плохо поддается утилизации, и приветствуют применение натурального, не отбеленного, экологически чистого. Такое поветрие заставило обратить свои взоры на гофрокартон даже некоторых производителей парфюмерии. Из двухслойного гофрокартона ухитряются делать даже этикет ки, поверх которых наклеивается настоящая напечатанная этикетка меньшего размера. Гофрированный картон уже не считается слишком простым и грубым для изготовления небольших коробок для отдельных предметов посуды и других товаров.
Еще до изобретения складной картонной коробки широкое хождение имели коробки ил жести. Именно в них бакалейщики держали чай, кофе, специи, печенье и многие другие пищевые продукты. Особенно высоко ценились красивые и оригинальные жестянки английской фирмы Hunticy & Palmer. В начале 19 столетия основатель фирмы Томас Хантли торговал печеньем на стоянке дилижансов вразвес, а его брат работал независимо от него жестянщиком. Когда Томас Хантли обратился к нему за помощью и стал продавать печенье в специальной жес тяной коробке, его продукция сделалась популярной даже за пределами страны, так как печенье в жестяных банках и коробках очень долго не пор тилось, и многие брали его с собой в дорогу. В США первой стала производить декоративные наборы жестянок фирма Soiners Brothers. Интересно, что офсетная печать родилась в 1879 году как раз в процессе поиска способов прямой печати на жести.
Однако главное предназначение жестяных банок открылось с началом консервирования, придуманного французом Николасом Аппертом. В 1810 году он получил награду за свое открытие из рук самого Наполеона, которому нужен был способ продолжительного хранения провизии для воюющих армии и флота. Правда, Апперт пользовался стеклянной тарой, а первое предприятие, выпускавшее консервы в жестяных банках, появилось в 1812 году в Англии.
На банку наклеивалась бумажная этикетка с названием и инструкцией по открыванию: банки делались вручную из очень толстой жести. Заготовки вырезали специальными ножница ми, а потом спаивали боковую часть и днища. Один человек мог изготовить не более 5-6 банок в час. Только в 1856 году появилась новая жесть из более мягкой стали, которую удавалось раскатывать в более тонкие листы. После этого части банки стали соединять, покрывая края узкой полоской металла. Этот принцип применяется до сих пор. Очень скоро удалось перейти на машинный способ штамповки, и производительность сразу повысилась в десять раз. Гораздо позже, уже после второй мировой войны, появилась еще одна важная разновидность металлической упаковки аэрозольные баллончики. А ближе к нашему времени алюминиевые банки для напитков.
Как и первые жестяные консервные банки, в этикетках нуждалась также стеклянная тара. Мы до сих пор пользуемся стеклянными бутылками, не задумываясь о том, что в некоторых странах стеклянные флаконы умели делать уже за три тысячи лет до нашей эры наматывая размягченное стекло на стержень. За пять тысяч лет технология в стекольном производстве изме нилась только дважды: сначала изобрели стеклодувную трубку, а в 1901 году
автоматический бутылочный станок.
Именно на этом рубеже отношение к упаковке претерпело самые большие изменения. Индустриализация вывела на сцену принципиально новые упаковочные материалы, первым из которых стал целлофан прозрачный водонепроницаемый материал, изобретенный в 1911 ['оду в Швейцарии и спустя двенадцать лет запатентованный компанией Du Pont. Восторг публики достиг кульминации, когда популярный в те годы американский певец исполнил песню «Ты
целлофан». Этот материал получали, используя в качестве сырья древесину: он родственник вискозы.
Целлофан служил для заворачивания любых продуктов, придавая им блеск, дополнительную яркость и све жий вид. Профессия мясника ушла в прошлое: мясо поступало на прилавки уже нарубленным и завернутым в невесомый прозрачный целлофан, благодаря которому в повседневную жизнь прочно вошли магазины самообслуживания супермаркеты. Производители коробок также воспользовались изобретением и стали делать в картонных упаковках целлофановые окошки, через которые виднелось содержимое. Коробки с такими товара ми, как чай, упаковывали вдобавок в целлофан для сохранения аромата продукта, защиты от несанкциониро ванного вскрытия и добавочного блеска. А виниловая пленка, которую в 1Э40 году стала выпускать компания Dow Chemical, сделала завернутые в нее продукты еще привлекательнее. Эпоха полимеров в упаковке началась в середине прошлого столетия, хотя полиэтилен и некоторые другие пластмассы были открыты еще до первой мировой войны. Пластиковые упаковки оказались чрезвычайно удобными, и вот уже пластиковую пленку начали раскатывать вместе с бумагой и фольгой, чтобы использовать преимущества каждого из этих материалов одновременно.
Некоторые продукты например, чай упаковываются обычно способом «bac-jin-box»: в картонные коробки вставляется внутренний пакет, запечатанный термосваркой. Пленки производятся из термопластичных полимеров полиэтилена, полистирола, полипропилена, гшливинилхлорида. Из синтетических гранул, расплавленных в экструдере, получается жидкая пластмасса, которая пропускается че рез щелевые головки и кольцевые насадки, и охлаждается уже в виде пленки. Пленка производится также развальцовкой заготовок в полотна, которые затем растягиваются горячим воздухом. Сырьем для такой пленки служит смесь гранулированного полиолефина, наполнителя, пластификатора и антистатика. После воздействия коронного разряда этот материал становится шероховатым и лучше удерживает печатную краску. Его можно даже подвергать мелованию, как бумагу. Самоклеящиеся пленки в основном делают из поливинилхлорида (ПВХ) с добавками пластификаторов, пигмеи тов и присадок способом отлива или каландрирования. Эти пленки имеют клеевой слой (на базе полимерного акрилата) и несущую подложку силиконизированную бумагу.
Так называемая гибкая упаковка редко производится из однослойных материалов: теперь для нее применяются ламинаты, в состав которых почти всегда входит многослойная полиэтиленовая пленка. Как и в случае с картонами, более дорогой и практичный линейный полиэтилен оказывается снаружи, а дешевые марки полиэти лена, включая вторичный гранулят, лежат но внутреннем слое. Трехслойная пленка оказывается и технологичнее, и прочнее, а значит на 20—25% тоньше. В производстве гибкой упаковки в России заняты более 200 экструдеров, но трехслойную пленку делают только на 35ти. Этого ничтож но мало, но надо помнить, что совсем недавно своего производства гибкой упаковки у нас не было вообще. Конечно, обычные пластиковые пакеты можно делать из однослойного полиэтилена, но современные барьерные пленки для упаковки пищевых про дуктов должны состоять минимум из 57 слоев, это очень сложные материалы с заданными свойствами. Однако зарубежные линии для получения многослойных коэкструзионных материалов слишком дороги, и российские компании предпочитают импортировать готовые барьерные материалы вместо того, чтобы осваивать их производство «на месте».
Традиционно для гибкой упаковки использовалась в основном глубокая печать, хотя усовершенствованная флексография обеспечивает не менее высокое качество, и теперь н России, как и в ряде других стран, отдают предпочтение флексопечати. Тем не менее у нас в стране за последнее вре мя появились также производства, где гибкая упаковка запечатывается на машинах глубокой печати.
В последнее время упаковка из полимеров (а это 35% всей упаковки) уже не кажется такой безупречной, как вначале. Мало тоги, что пластмассы почти не разлагаются, и старые пакеты и банки годами могут «украшать» обочину, некоторые из синтетических материалов оказались также не вполне безопасными. Потребители и раньще замечали, что, к примеру, полистирол неприятно пахнет, но не понимали, чем это грозит. Оказалось, многие пластмассы отнюдь не являются нейтральными, и их компоненты могут переходить из упаковок в продукты питания. Поэтому в Германии, например, действует стандарт DIN 10955, и все упаковочные материалы проверяются на соответствие этому стандарту. Сначала проводится сенсорная проверка: контролеры попросту осматривают и обнюхивают продукты, извлеченные из упаковки. Затем на помощь приходят приборы для газовохроматического анализа и массспектрометрии.
Тем не менее время от времени выясняется, что та или иная пластиковая упаковка, мягко говоря, не полезна для здоровья. Совсем недавно, в мае этого года, в США разразился скаидал по поводу бифенолаА (БРА), который давнымдавно широко применяется при изготовлении пищевых пластиковых контейнеров, детских бутылочек, банок, игрушек, соломинок для питья из пакетов, а также в стоматологии. Он входит также в состав крышечек для разнообразных упаковочных емкостей. Американские ученые пришли к выводу, что ВРЛ переходит в продукты питания и способствует возникновению рака груди у женщин. Опыты над мышами не оставили никаких сомнений в том, что от ВРА придется отказаться.
Увы, рядовой потребитель зачас тую даже не догадывается, что им манипулируют так же, как и подопытными грызунами, причем строго «по науке». К примеру, лежат на полу в торговом зале нераспечатанные групповые упаковки соков или воды. Мы думаем, что их только что привезли, и этот, по всей видимости, свежайший, ходовой и недорогой товар еще попросту не успели разложить по полкам, а на самом деле нам его нарочно в таком виде подсовывают, так как он залежался на складе, и никакой он не свежайший, и совсем не дешевый. А называется этот прием неподсудного обмана объемным представлением большого количества товаров для стимулирования сбыта. Выкладка товаров в проходах при помощи так называемых «напольных дисплеев» увеличивает продажи на 170%. Если бы не дефицит торговых площадей, мы натыкались бы на упаковки повсюду...
Пакеты, картонки, жестянки (Часть 1)
Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА, Журнал "Российский Печатник"