Расширенный поиск
Зарегистрироваться
 

Типография и заказчик: выясняем отношения

10/08/2004   Редакция журнала

Парадоксальная ситуация: полиграфия совершенствуется, конкуренция среди типографий по-прежнему острая, а число недовольных клиентов не уменьшается. В чем причина?

Сотрудничество между типографией и заказчиком не всегда безоблачно. Бывают, конечно, идеальные случаи, когда обе стороны довольны результатом и работают вместе долгое время. А чаще происходит иначе: приходится слышать обвинения, что, дескать, типографии у нас печатать не умеют. Типографии же в свою очередь говорят, что заказчик нынче избалованный, с большими амбициями и отсутствием здравого смысла. Парадокс состоит еще и в том, что технология печати совершенствуется, а число недовольных не убывает. Так как же решить проблемы в отношениях "типография - заказчик"? Вопрос нелегкий, но мы взяли на себя смелость найти путь к решению, и с этого номера начинаем серию публикаций, посвященных столь злободневной теме. Итак, приступим

Какие претензии к типографиям возникают чаще всего? Разумеется, по качеству печати, срокам и сервису. Причем под качеством каждый заказчик понимает свое: бледные иллюстрации, неестественные цвета, грязь на бумажных листах, размытое изображение, нечеткий текст - вот обычные жалобы, которые можно услышать (некоторые явные дефекты печати мы приводим в отдельной справке на с. 21). Что касается сроков и сервиса, то бывает так: типография не выполнила заказ к обещанному сроку, да еще и отказалась от каких-либо объяснений с заказчиком - согласитесь, знакомая ситуация. Однако зачастую проблема намного сложнее: явный брак печати отсуствует, а заказчик все равно считает, что его тираж "испорчен". Здесь правельнее сказать, что он ошибся в своих ожиданиях, и здесь вопрос "кто виноват?" уже не так прост. И разбираться в проблеме нужно сообща. Обычно в таких случаях бывает банальная ситуация: не виновт никто, или виноваты оба. Причина этого и проста и сложна одновременно: между заказчиком и типографией не сложился диалог.Типография не смогла (или не захотела) донести до заказчика свои требования по размещению заказов, не потрудилась согласовать цветопробы или корректурные оттиски, а заказчик в свою очередь не пожлал вникать в особеннсоти конкретного производства.

Поэтому не следуеть впадать в крайности и во всем винить типографии или, наоборот, перекладывать ответственность на плечи заказчика. Ведь отношения "типография - заказчик" всегда двусторонние. Для того чтобы результат сотрудничества был положительным, нужны не только опыт и профессионализм, но и взаимоуважение, способность пойти на компромисс. Это во-первых. В некоторых конфликтных ситуациях типографии проще заплатить штраф, чем перепечатывать заказ. Вторая причина разногласий кроется в непонимании или недопонимании особенностей тот или иной полиграфической технологии, и здесь возникают своеобразные "трудности перевода". Вот и попытаемся разрушить языковой барьер. Что требуется от заказчика и что должна сделать типография, чтобы их сотрудничество не превратилось в кошмар? Представители нескольких российских типографий согласились прокомментировать существующую проблему.

В полиграфии свои стандарты

Ольга Алейникова,
руководитель отдела продаж
(типография "Уральский рабочий",
Екатеринбург)

С какими проблемами нам приходится сталкиваться в производстве? Естественно, это плохая допечатная подготовка. Заказчик склонен думать о своем макете лучше, чем он есть на самом деле.

В макете может быть низкое качество иллюстраций, плохо сделанные фотографии, на которых при печати лицо человека посинеет. Неграмотно выполненная цветокоррекция может привести к избыточному количеству краски на оттиске; если печатать в полном соответствии с таким оригиналом-макетом, листы испачкаются или слипнутся, - а это уже и вовсе катастрофа для любой типографии. Бывает, что в макете не предусмотрены припуски на обрезку.

Типография во избежание подобных проблем составляет список требований к принесенным заказам, и делается это отнюдь не для того, чтобы усложнить жизнь заказчику. В полиграфии, как и на любом производстве, есть свои стандарты. И если мы говорим о качестве продукции, то необходимость соблюдения определенных правил очевидна. Многие типографии, в том числе и наша, принимают макет в электронном формате, но обязательно с распечаткой макета на бумаге, по которой мы можем сразу увидеть какие-то ошибки и не допустить их при печати. И, конечно, надо терпеливо и корректно повышать профессиональный уровень заказчика: это позволит добиться лучшего взаимопонимания и избежать некоторых проблем.

Различия будут всегда

Бытует мнение, что отпечатать можно все что угодно, было бы желание. В действительности это далеко не так. Периодически появляются заказчики, желающие получить книгу, например, размером со стол - а это физически невозможно, потому что лист превышает формат печатного оборудования, установленного в типографии. Ведь что-то можно напечатать, а что-то нельзя, и это во многом зависит от оборудования конкретной типографии.

Периодически приходится проводить переговоры с заказчиком из-за того, что цветовой охват любой печатной машины не безграничен. Например, типография "А" отпечатала брошюру с использованием фирменных цветов для некой компании. Через год эта компания поручила печатать ту же самую брошюру типографии "Б". Цвета отличаются - заказчик недоволен. В этой ситуации клиенту надо было предоставить экземпляр брошюры, отпечатанной в первой типографии в качестве образца для повторного тиража.

Воспроизвести абсолютно идентичные оттиски на разных печатных машинах невозможно, так же как невозможно написать две одинаковые картины: они всегда будут хоть немного, но отличаться друг от друга.

Печать - сложный процесс. Здесь важную роль играют бумага, краска, оборудование, условия печати (влажность в печатном цехе, температура и даже время суток). Они практически никогда не бывают одинаковыми. Поэтому различия будут всегда. Единственное, чего можно добиться - это минимизировать их. Например, подобрать оттенок, близкий к исходному, с едва заметными глазу отличиями, но это требует дополнительных средств и времени. И если клиент хочет получить заказ, аналогичный сделанному в предыдущей типографии, он должен быть готов потратить и то, и другое. Если заказ выполнен некачественно по вине типографии, это можно заметить сразу: несовмещение красок на оттиске, двоение и дробление деталей, а также неряшливость изображения.

Грамотный заказчик - праздник для типографии

Неочевидный брак типографии связан с цветопередачей. Но и здесь вся проблема может быть в качестве предоставленных макетов. Если заказчику принципиально важен цвет оттисков тиража, стоит сделать цветопробу, а еще лучше пробный оттиск, который делается прямо на тиражной машине.

Естественно, если тиражные экземпляры абсолютно не похожи на пробные - это откровенный брак, вина за который полностью на типографии. Чтобы таких проблем не возникало, заказчик сам должен быть достаточно компетентен: оценить стабильность технологического процесса типографии, отследить качество печати заказов, которые типография уже выполнила. Грамотный заказчик знает, чего нужно избегать при подготовке оригиналов-макетов, интересуется параметрами. И такие клиенты - праздник для типографии!

Корень всех бед - в препрессе!

Олег Лобанов, директор
(типография MC-Print, Москва)

Основные проблемы, возникающие в производстве, связаны, во-первых, с некачественной допечатной подготовкой, во-вторых - со сроками, которые определяет заказчик. Что подразумевается под допечатной подготовкой? Дизайн, верстка, спуск полос, цветоделение, цветокоррекция, вывод фотоформ (пленок). Если на одном из этих этапов допустить ошибку, то она обязательно проявится при печати, причем исправить что-либо уже будет невозможно. Качество печати на 90% зависит от препресса. Поэтому заказчику нужно отнестись с полной ответственностью к подбору персонала для проведения допечатной подготовки. Даже если этим занимается препресс-центр или дизайн-бюро, стоит побольше узнать о данной фирме, посмотреть их предыдущие работы.

Тем, кто говорит мне, что "в Финляндии печатают хорошо: картинки, яркие, сочные, а у нас так не умеют», я советую подыскать грамотных цветокорректоров. В той же самой Финляндии существуют требования к предоставляемым в типографию макетам. Если вы, как заказчик, не следуете всем предписаниям, то ваш заказ попросту не поставят в печать без письменного согласования.

У нас же нередко случается так: студент освоил пару-тройку графических программ и делает макеты для печатных изданий. Но этих знаний недостаточно - для того чтобы создать макет грамотно, просто необходимо знать технологию полиграфии, ведь ее возможности не безграничны: иногда воспроизвести дизайнерские фантазии невозможно по абсолютно объективным технологическим причинам.

Всегда должен быть выбор

(Словарик)

Препресс (от англ. pre-press - допечатные процессы) - совокупность допечатных процессов, включающая обработку изображений, верстку, спуск полос, изготовление фотоформ (фотовывод) и печатных форм. В настоящее время под понятием "препресса" также подразумевается графический дизайн и изготовление макета.

Помимо препресса огромную роль в отношениях с клиентом играют сроки выполнения заказа. Даже не сроки как таковые, а желание получить за день то, на что потребуется гораздо больше времени. В результате - нарушение технологии производства, которое приводит к браку в тираже и взаимным обвинениям. А ведь предупреждали!

Кстати, по поводу предупреждений: обязанность типографии - проинформировать заказчика о возможных результатах. Это один из немаловажных аспектов культуры производства да и отношений между клиентом и типографией. И неважно, принес заказчик плохие фотоформы, поставил жесткие сроки или что-то еще - типографии обязательно следует предупредить о последствиях, а не замалчивать их до последнего и потом ставить перед фактом.

У клиента всегда должен быть выбор: оставить ли все как есть или вернуть заказ на доработку. Задача типографии - предоставить этот выбор. Поступая иначе, она теряет не только клиента, но и собственное лицо.

ЦВЕТОПРОБА

До появления компьютеров весь цикл производства осуществлялся в типографии. Теперь же допечатная подготовка происходит в издательствах, дизайн-студиях, а в некоторых случаях заказчики делают макет самостоятельно. В связи с этим возникли проблемы, связанные с качеством печати: типографии ссылаются на непрофессиональную "допечатку", а заказчик - на плохую работу типографии. В такой ситуации заказчику необходимо со всей ответственностью отнестись к допечатной подготовке, а таже предоставить в типографию распечатку макета. Еще лучше, если это будет не просто распечатка, а цветопроба.

Цветопроба позволяет предварить ожидаемый оттиск. Условно можно выделитьчетыре ее типа. Оценочная цветопроба позволяет приблизительно определить цвета. Получить ее можно на цветном принтере. Подписная цветопроба используется как утверждаемый документ, например, для передачи в типографию. Данный вид сложнее с точки зрения условий для цветовоспроизведения, здесь учитываются цветовые оттенки, поэтому для нее требуется специальное оборудование. В качестве подписной может использоваться аналоговая (или контактная) цветопроба. Для получения аналоговой цветопробы необходим комплект цветоделеных фотоформ (так называемые, пленки). Но даже несмотря на использование самого современного оборудования, нет стопроцентной гарантии, что результат печати в типографии будет выглядеть так же. Цифровая цветопроба возникла одновременно с цифровой печатью и получила стремительное развитие. Для ее получения необходимо профессиональное оборудование, поэтому не следует путать ее с распечаткой на принтере.

Наиболее точной можно назвать цветопробу, полученную на пробопечатном станке: печать производится на тиражной бумаге с тиражной печатной формы. Однако пробопечатные станки есть только у очень ограниченного числа типографий и в силу неудобства использования постепенно вытесняются цифровыми устройствами.

ДОПОЛНЕНИЕ

Монитор и Оттиск

Довольно часто от не очень опытных заказчиков после получения тиража приходится слышать фразу типа "ѕу меня на мониторе все выглядело совсем иначе!".

И проблема здесь совсем не в том, что типография не справилась с печатью тиража. Ошибка в подходе. Изображение на мониторе, по крайней мере в большинстве графических программ и программ верстки, довольно далеко от того, что может напечатать типография.

Причина в разнице способов воспроизведения цвета и, как следствие, совсем разных цветовых охватах. В телевизорах (и в мониторах в частности) изображение получается путем синтеза цвета по аддитивному методу, а в полиграфии - по субтрактивному. За этими "умными" названиями скрывается большая наука, которая назвается "теорией цвета и цветовоспроизведения". Изучать ее, скорее всего, большого резона нет (да и не так это легко), важно лишь понимать, что адекватно воспроизвести какой-либо цвет непросто (а иногда и вовсе невозможно). Причем следует усвоить, что чем ярче и насыщеннее цвет на мониторе, тем сложнее его будет воспроизводить на печатном оттиске. И дело здесь не в "умении печатать", а в законах физики и оптики, перешагнуть через которые не удастся.

Начинать работу нужно заранее

Роман Борисов,
менеджер проекта Prinance
(типография LiniaGrafic!, Москва)

Для получения качественного результата начинать работать с типографией следует задолго до того, как вы принесете свой заказ. Идеально, если первая встреча состоялась еще на этапе дизайна: это позволяет понять, какие возможные технологические ограничения могут помешать реализовать задуманное. Но этот вариант встречается нечасто: во-первых, мало кто из заказчиков на столь ранней стадии представляет, где будет печататься тираж, а во-вторых, большинство дизайнеров будут в явной или скрытой форме сопротивляться любым попыткам ограничить их креатив. Лишь некоторые рекламные агентства практикуют подобный подход. Для этого у них в штате имеется полиграфист-технолог, который работает в связке с дизайнером и верстальщиком.

Поэтому, получив от дизайнера продукт его творчества, по-хорошему, надо с ним бежать не в типографию, а в сервис-бюро (препресс-центр - прим. ред.), которое специализируется на допечатной подготовке. Так бы поступил любой западный принт-менеджер, то есть профессионал, в должностные обязанности которого и входит обеспечение качественной подготовки материала и грамотное размещение заказа. В российской практике размещения заказов все происходит иначе: услуги принт-менеджера и сервис-бюро пока не играют заметной роли. Сразу оговорюсь, что речь идет о случаях, когда заказчик хочет работать с типографией сам, минуя рекламные агентства. Поэтому любая ориентированная на конечного заказчика типография имеет ряд рекомендаций по подготовке исходных материалов к печати. Конечно, проверка на соответствие рекомендациям - это работа для профессионала. И если вы сомневаетесь в своих силах, то закажите подобную услугу в самой типографии.

Но и стопроцентное выполнение рекомендаций не гарантирует полную удовлетворенность результатом. Даже если не рассматривать случаи явного брака при выполнении заказа. Почему? Дело в скрытом конфликте критериев: у типографии и клиента свои понятия о качестве продукции. В большинстве случаев для заказчика хороший результат — "чтобы было красиво". Для типографии качественное выполнение заказа - это прежде всего соблюдение отраслевых норм и стандартов (международных ISO, отечественных ГОСТов и ТУ).

Продолжение на следующей странице >>



ПОДПИСКА

Информацинное электронное издание
полиграфического портала RuPrint.Ru.

Каждый вторник и четверг в вашем почтовом ящике
главные события мира полиграфии.
Пример издания



О портале | Реклама | RSS-каналы | Рассылка | Контакты

Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru. All rights reserved.